4 Маусым 2013, 04:17
Около пяти веков (с 204 г.д.н.э.- 216 г.н.э.) в степи господствовали гунны. Древние китайские источники утверждают, что название «хунну» они получили в связи с рекой Орхон, с которой тесно связана их история. Европейские летописи зафиксировали их как «гун». Западные гунны, двигаясь из глубин Азии, в казахской степи смешались с усюнами, канглами, аланами. Их потомки известны как огузы, гузы, кипчаки, карлуки. Гунны, проживающие на территории Китая, далее окитаизировались и вошли в состав дунганов и манчжуров. Гунны под предводительством Атилла, включая в себя аланов, антов германских племен, совершая «великое переселение народов», достигают Дуная, а дальше в Рим, способствуя падению великой Римской империи.
Необходимо отметить, что, благодаря этому продвижению, народы угро-финны, славянские, германские племена освободились от закрытой формы хозяйства и перешли в феодальные отношения. Великий поэт Магжан Жумабаев в стихотворении «Пророк», считая себя потомком гунна, в подстрочном тексте дает разъяснение синониму «гун — как предок тюрков». Востоковеды Н. Аристов и А. Бернштам считают гуннов стержнем тюркского этногенеза. Но отсюда нельзя делать поспешный вывод о том, что гунны прямые предки тюркских народов. Речь идет о том, что гунны составляют важнейшую ветку древа этногенеза тюркских народов. Следовательно, племена, составлявшие в дальнейшем основу казахского народа, действовавшие в Великой степи, несмотря на то, что они были тюркскими или вошедшими в их сорта в монголизованные, китаизированные, индоевропейские или другие племена, все они вместе образовали государство, вносившее в мировую цивилизацию серьезный вклад наряду с Китаем, Римской империей, Ираном и др. В связи с этим нелишне будет привести высказывание крупнейшего востоковеда В. Радлова о том, что кочевой образ жизни степняка «особенно возвышает их чувство собственного достоинства и воинственный, рыцарский дух, до сих пор присущий всем казахским племенам». Известен такой случай. К персидскому царю Дарию, покорителю крупнейшей империи Вавилона, однажды обратились его поданные: «Страна у нас каменистая, степная, трудно добывать воду. Мы завоевали многие прекрасные страны с удивительно мягким климатом, почему бы нам не перебраться туда, где хороший климат?» Ответ был таков: «Земля, природа, климат закаливают и формируют характер народа. Если бы мы не жили здесь, мы бы не завоевали пол-мира. Потому, нельзя допускать переезда».
Абдижапар Абдакимов
http://www.kazakhistory.ru