Часть 4

4 Маусым 2013, 04:16

В 4 в. н.э. хунну и другие, увлекаемые ими кочевые племена, достигли южно-русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. Появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, распространение письменности знаменовало собой переход гуннов к новому этапу — классовому обществу и государству. Таким образом, процесс этногенеза на индоиранской основе древних обитателей Казахстана, продолжавшийся около двух тысячелетий, был задержан в конце 1 тыс. н. э. нашествием ряда кочевых племен восточно-иранского (сэ, усуни и др.) и, возможно, тохарского (юечжи) происхождения, а затем необратимо прерван миграцией сюнну и каких-то других инозтнических, тюркских этнических групп. На рубеже нашей эры Казахстан являлся местом проживания различных иранских и тюркских племен. В известных китайских летописях, созданных (91-104 гг. н. э.) «Ханнаме» и «Тарихнаме» пишется, что в 1 — 3 в. до н. э. Усюны, Канглы, Аланы (Янсай), Алщины были крупными государствами. В связи с этим вряд ли можно сомневаться в том, что, жившие в то время племена «саки», «усюны», «канглы», «аланы», составили основу и стержень последующих тюркских народов. Некоторые тюркские народы имеют название кайсак-казах, саха, в то же время внутри племен аргын, кипчак, керей встречаются ветки под названием «соктогалык», «бессак», «сахулы», «борсак», карсак». Не является ли это продолжением сакского этнонима с древнейших времен до наших дней? Вообще к истории «саков», названных впервые персами, «азиатских скифов», названных греками и включившихв свой союз племена Северной Индии, Ирана, Причерноморья, следует относиться весьма серьезно. Ибо они составили основу не только тюркских народов, их влияние было более шире. Но среди саков земледельцев, купцов, обработчиков руды ведущими были кочевые. За воинственность, строгость и суровость они были названы «кас сахами» (сравните: кассахи, казахи). В 8-7 в. д. н. э. саки имели дипломатические отношения с Ассирией, Индией, Персией. Геродот пишет о царице саков Томирисе, которая организовала отпор персидскому царю Киру (558-529), пытавшемуся завоевать степь. Греческий историк Полион, описывая продолжение агрессивной политики нашедшего смерть Кира, его последователем Дарием I в 518, описывает героический поступок предводителя саков Ширака, который подобно известному нам позднее Сусанину, введя в заблуждение большую военную силу персов, погибает вместе с ними в степи.

В 4 в. н.э. хунну и другие, увлекаемые ими кочевые племена, достигли южно-русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. Появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, распространение письменности знаменовало собой переход гуннов к новому этапу — классовому обществу и государству. Таким образом, процесс этногенеза на индоиранской основе древних обитателей Казахстана, продолжавшийся около двух тысячелетий, был задержан в конце 1 тыс. н. э. нашествием ряда кочевых племен восточно-иранского (сэ, усуни и др.) и, возможно, тохарского (юечжи) происхождения, а затем необратимо прерван миграцией сюнну и каких-то других инозтнических, тюркских этнических групп. На рубеже нашей эры Казахстан являлся местом проживания различных иранских и тюркских племен. В известных китайских летописях, созданных (91-104 гг. н. э.) «Ханнаме» и «Тарихнаме» пишется, что в 1 — 3 в. до н. э. Усюны, Канглы, Аланы (Янсай), Алщины были крупными государствами. В связи с этим вряд ли можно сомневаться в том, что, жившие в то время племена «саки», «усюны», «канглы», «аланы», составили основу и стержень последующих тюркских народов. Некоторые тюркские народы имеют название кайсак-казах, саха, в то же время внутри племен аргын, кипчак, керей встречаются ветки под названием «соктогалык», «бессак», «сахулы», «борсак», карсак». Не является ли это продолжением сакского этнонима с древнейших времен до наших дней?

Вообще к истории «саков», названных впервые персами, «азиатских скифов», названных греками и включившихв свой союз племена Северной Индии, Ирана, Причерноморья, следует относиться весьма серьезно. Ибо они составили основу не только тюркских народов, их влияние было более шире. Но среди саков земледельцев, купцов, обработчиков руды ведущими были кочевые. За воинственность, строгость и суровость они были названы «кас сахами» (сравните: кассахи, казахи). В 8-7 в. д. н. э. саки имели дипломатические отношения с Ассирией, Индией, Персией. Геродот пишет о царице саков Томирисе, которая организовала отпор персидскому царю Киру (558-529), пытавшемуся завоевать степь. Греческий историк Полион, описывая продолжение агрессивной политики нашедшего смерть Кира, его последователем Дарием I в 518, описывает героический поступок предводителя саков Ширака, который подобно известному нам позднее Сусанину, введя в заблуждение большую военную силу персов, погибает вместе с ними в степи.

Бөлісу: