Бесік той (праздник колыбели)

14 Мамыр 2013, 03:56

Неделю спустя после рождения ребенка в казахских семьях обычно устраивали праздник колыбели - бесік той, на который приглашали соседей. Они приносят подарки ребенку и матери. В этот же день объявляется имя ребенка. Право выбора имени представляется обычно старшим членам семьи (дедушке, бабушке) или мулле, а в некоторых случаях почетному гостю - құтты қонақ . Этот обычай характеризовал уважение к старшим и преклонение перед их мудростью и жизненным опытом. Имя ребенка обычно связывалось с образом жизни казахов и олицетворяло мужество, стойкость или какие-либо иные качества у мальчиков, красоту и доброту у девочек. Многие казахские имена связаны с различными объектами природы. Например,Айкун (Луна-Солнце), Айжарық (Светлая Луна), Айсулу (Лунная красавица), Жолбарыс (Тигр), Арыстан (Лев) и другие. Если до этого в семье умирали или погибали дети (что часто случалось при кочевом образе жизни), то новорожденным довались такие имена, как Тохтар, Турар, Турсын, Токтасын, означающие «Пусть останется жить!», либо Төлеген, Толемис, Өтеген, Өтемис, Өленди, означающие «возвращенный. Восстановленный, возмещенный». Имена также могут зависеть и от погды, в которую родился ребенок, например, Жанбырбай (рожденный в дождь), дня недели или бывают связаны с какими-либо пожеланиями: Мынжасар - «Пусть проживет 1000 лет!», Жузбай, Токсанбай (имена. Означающие числа 100, 90), Омирзак, Жасыбай (долголетний), Балгабек (крепкий, как молоток), Айбат (смелый), Досжан (преданный друг), Есболат - «Пусть будет умным», Жайлаубай (добр душой), Дарын (талантлив) и т.д. В семье, где желали мальчика, а рождалась девочка, ей иногда довали мужское имя: Ултусын - «Пусть сын родится за ней» или Кызтума - «Не роди девочку» и т.п. Иногда дети до совершеннолетия носили «ложное имя» (өтірік ат). Люди верили, что смысловое значение имени влияет на судьбу человека, приобщает его к желаемой социальной группе. Наречение ребенка именем с отрицательным значением предполагало обман злых сил, сохранение малыша от сглаза или других бед. Иногда, также как и у многих других народов, имя давалось в честь родственников или особо почитаемых, выдающихся людей, чтобы ребенок вырос похожим на них и стал их достойным преемником. Пожелания ребенку давались всеми родственниками и имели определенный этический смысл, так как вырабатывали психологическую установку на достижение желаемых целей. «Ребенка воспитывай с колыбели.» - учит казахская мудрость,- поскольку привычки трехлетнего сохраняются до восьмидесяти лет». Поэтому особенно важны первые годы жизни, когда формируются основные качества, черты характера и адекватное восприятие окружающего мира. По убеждения казахов, имя также настраивает ребенка на определенный стиль поведения, образ мыслей и т.д. Например, Кайрат обычно развивает в себе силу, Сауле заботится о своей внешности, а Айбат, Арыстан обяз0ательно должны быть смелыми. Таким образом, вера в могучую судьбоносную силу имени связана с представлениями о единстве человека и его имени, в котором воплощены самые лучшие пожелания его близких, их жизненные принципы и этические идеалы. С точки зрения психологической науки, само имя в определенном смысле обязывает его носителя подчиняться той идее, которую заложили в день наречения. Этико-психологическая значимость праздника колыбели заключалась в том, что в этот день вырабатывались определенные моральные установки, давались мощные положительные эмоции. 

Неделю спустя после рождения ребенка в казахских семьях обычно устраивали праздник колыбели - бесік той, на который приглашали соседей. Они приносят подарки ребенку и матери. В этот же день объявляется имя ребенка. Право выбора имени представляется обычно старшим членам семьи (дедушке, бабушке) или мулле, а в некоторых случаях почетному гостю - құтты қонақ . Этот обычай характеризовал уважение к старшим и преклонение перед их мудростью и жизненным опытом. Имя ребенка обычно связывалось с образом жизни казахов и олицетворяло мужество, стойкость или какие-либо иные качества у мальчиков, красоту и доброту у девочек. Многие казахские имена связаны с различными объектами природы. Например,Айкун (Луна-Солнце), Айжарық (Светлая Луна), Айсулу (Лунная красавица), Жолбарыс (Тигр), Арыстан (Лев) и другие. Если до этого в семье умирали или погибали дети (что часто случалось при кочевом образе жизни), то новорожденным довались такие имена, как Тохтар, Турар, Турсын, Токтасын, означающие «Пусть останется жить!», либо Төлеген, Толемис, Өтеген, Өтемис, Өленди, означающие «возвращенный. Восстановленный, возмещенный». Имена также могут зависеть и от погды, в которую родился ребенок, например, Жанбырбай (рожденный в дождь), дня недели или бывают связаны с какими-либо пожеланиями: Мынжасар - «Пусть проживет 1000 лет!», Жузбай, Токсанбай (имена. Означающие числа 100, 90), Омирзак, Жасыбай (долголетний), Балгабек (крепкий, как молоток), Айбат (смелый), Досжан (преданный друг), Есболат - «Пусть будет умным», Жайлаубай (добр душой), Дарын (талантлив) и т.д. В семье, где желали мальчика, а рождалась девочка, ей иногда довали мужское имя: Ултусын - «Пусть сын родится за ней» или Кызтума - «Не роди девочку» и т.п. Иногда дети до совершеннолетия носили «ложное имя» (өтірік ат). Люди верили, что смысловое значение имени влияет на судьбу человека, приобщает его к желаемой социальной группе. Наречение ребенка именем с отрицательным значением предполагало обман злых сил, сохранение малыша от сглаза или других бед. Иногда, также как и у многих других народов, имя давалось в честь родственников или особо почитаемых, выдающихся людей, чтобы ребенок вырос похожим на них и стал их достойным преемником. Пожелания ребенку давались всеми родственниками и имели определенный этический смысл, так как вырабатывали психологическую установку на достижение желаемых целей. «Ребенка воспитывай с колыбели.» - учит казахская мудрость,- поскольку привычки трехлетнего сохраняются до восьмидесяти лет». Поэтому особенно важны первые годы жизни, когда формируются основные качества, черты характера и адекватное восприятие окружающего мира. По убеждения казахов, имя также настраивает ребенка на определенный стиль поведения, образ мыслей и т.д. Например, Кайрат обычно развивает в себе силу, Сауле заботится о своей внешности, а Айбат, Арыстан обяз0ательно должны быть смелыми. Таким образом, вера в могучую судьбоносную силу имени связана с представлениями о единстве человека и его имени, в котором воплощены самые лучшие пожелания его близких, их жизненные принципы и этические идеалы. С точки зрения психологической науки, само имя в определенном смысле обязывает его носителя подчиняться той идее, которую заложили в день наречения. Этико-психологическая значимость праздника колыбели заключалась в том, что в этот день вырабатывались определенные моральные установки, давались мощные положительные эмоции. 

Бөлісу: