Қыз айттыру. Балдыз қалың. Талақ. Тасборан

14 Мамыр 2013, 03:53

Қыз айттыру Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если узнавали, что в роду девушки были больные от плохой наследственности, то ее не сватали. К людям достойным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражая желание стать сватами. Существуют различные виды «қыз айттыру». Если дети (мальчик, девочка) маленькие, или даже еще не родились, а семьи договариваются в будущем стать сватами, значит, они хорошо знают друг друга, давно дружат. До рождения малышей, если, конечно, позже у одних будет мальчик, а у других - девочка, договариваются стать сватами (атастыру). Выше названное сватанье называется «бел құда» (до рождения детей). Ну, а сватают с колыбели - «бесік құда» (бесік - колыбель). Иногда человек женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата; их так и называют «қарсы құда» - «взаимный сват». Люди, продрлжившие свое сватовство, т.е. ставшие дважды сватами, называются «сүйек жаңғырту». Женитьба взрослых детей осуществляется после «құда түсу» (сватовства). Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина - старше женщины на 25 лет. На не равный брак разрешение не дается. «Қыз айттыру» служит своеобразной основой новой крепкой и примерной семьи. Балдыз қалың Калым за сестру невесты. Если невеста, не успев выйти замуж, преждевременно умирает, а калым выплачен (обычно его выплачивают заранее), жених может взять в жены сестру умершей. Если джигит устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то половина уплаченного калыма возвращается. Если же он ходил к невесте на свидания, а после ее смерти женится на ее сестре (балдыз), то жених обязан уплатить дополнительный калым, называемый «балдыз қалың». Если жених не навещал невесту, то «балдыз қалың» не платится.  Талақ Талақ - обозначение бракоразводного процесса. По обычаю, если муж намерен развестись с женой, особенно из-за супружеской неверности, слово «талақ» произносится 3 раза, после чего брак считается недействительным. Однако, женщина может ждать еще некоторое время: не изменит ли муж своего решения. Если после объявления развода они решают продолжить совместную жизнь, то, согласно обычаю, должны узаконить свой брак.   Тасборан Тасборан - обычай. Предателей народа и веры, убийц, женщин легкого поведения приговаривали к смертной казни. Связанного по рукам и ногам приговоренного, представителей разных родов закидывали камнями до смерти. В романе М. Ауэзова «Путь Абая» описывается эпизод «тасборан»: наказание Кодара и Камки по воле Кунанбая.

Қыз айттыру

Женитьба сына всегда волновала родителей. Будущую невесту высматривали раньше, чем сын достигнет совершеннолетия. Искали подходящую семью хороших, знатных, уважаемых людей. Если узнавали, что в роду девушки были больные от плохой наследственности, то ее не сватали. К людям достойным, на их взгляд, специально ездили поговорить о будущем своих детей, выражая желание стать сватами. Существуют различные виды «қыз айттыру». Если дети (мальчик, девочка) маленькие, или даже еще не родились, а семьи договариваются в будущем стать сватами, значит, они хорошо знают друг друга, давно дружат. До рождения малышей, если, конечно, позже у одних будет мальчик, а у других - девочка, договариваются стать сватами (атастыру). Выше названное сватанье называется «бел құда» (до рождения детей). Ну, а сватают с колыбели - «бесік құда» (бесік - колыбель). Иногда человек женивший сына на дочери свата, сам выдает свою дочь за сына своего свата; их так и называют «қарсы құда» - «взаимный сват». Люди, продрлжившие свое сватовство, т.е. ставшие дважды сватами, называются «сүйек жаңғырту». Женитьба взрослых детей осуществляется после «құда түсу» (сватовства). Родственные отношения у казахов учитывались в основном до седьмого колена. Об этом свидетельствует древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода. По правилам бракосочетания, женщина не должна быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина - старше женщины на 25 лет. На не равный брак разрешение не дается. «Қыз айттыру» служит своеобразной основой новой крепкой и примерной семьи.

Балдыз қалың

Калым за сестру невесты. Если невеста, не успев выйти замуж, преждевременно умирает, а калым выплачен (обычно его выплачивают заранее), жених может взять в жены сестру умершей. Если джигит устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то половина уплаченного калыма возвращается. Если же он ходил к невесте на свидания, а после ее смерти женится на ее сестре (балдыз), то жених обязан уплатить дополнительный калым, называемый «балдыз қалың». Если жених не навещал невесту, то «балдыз қалың» не платится. 

Талақ

Талақ - обозначение бракоразводного процесса. По обычаю, если муж намерен развестись с женой, особенно из-за супружеской неверности, слово «талақ» произносится 3 раза, после чего брак считается недействительным. Однако, женщина может ждать еще некоторое время: не изменит ли муж своего решения. Если после объявления развода они решают продолжить совместную жизнь, то, согласно обычаю, должны узаконить свой брак.  

Тасборан

Тасборан - обычай. Предателей народа и веры, убийц, женщин легкого поведения приговаривали к смертной казни. Связанного по рукам и ногам приговоренного, представителей разных родов закидывали камнями до смерти. В романе М. Ауэзова «Путь Абая» описывается эпизод «тасборан»: наказание Кодара и Камки по воле Кунанбая.

Бөлісу: