Начало семейной жизни

14 Мамыр 2013, 03:51

После свадебной церемонии жених получал свой надел - еңши, поселялся в отдельной юрте и вел самостоятельное хозяйство, становясь главой новой семьи. Мать невесты и ее свита уезжали домой и не должны были встречаться с молодой женщиной до рождения первого ребенка. Его она привозила в свой «старый дом» к матери (обычай төркіндеу), и только тогда она также получала свой надел. Народные традиции имели не только важную нравственную, но и психологическую значимость. Подбирая будущие семейные пары, родители обычно учитывали древнейшие межродовые связи. Допускались лишь кровно-родственные связи до 8-9 колена по отцовской линии. При выборе пары старейшины на своем сходе приносили в жертву белую кобылу и читали специальные молитвы. Строго соблюдался экзогамный запрет на связь до 7 колена по отцовской линии, что способствовало укреплению родственных связей, глубокому знанию своей родословной, упрочнению взаимоотношений, взаимоподдержке и укреплению рода. В казахских семьях почти не существовало проблемы разводов, так как семья создавалась раз и навсегда. Сватовство, организованное старейшинами рода, было направлено на то, чтобы выбрать джигиту достойную невесту, соответствующую по социальному положению. Выплата калыма близка с традицией выкупа невесты у славянских народов, у которых требовалось внести определенную символическую плату и лишь потом жениху разрешали приблизиться к суженной. Практически у всех народов девушку не отдавали «просто так», ведь она дорога своим родителям и близким. Калым со стороны жениха и ценные подарки невесте и ее родственникам означали, что джигиту ничего не жаль ради его избранницы. Обычай, не позволявший молодой невестке видеться со своими родственниками до рождения ребенка, предотвращал возможные семейные ссоры и разногласия. Молодая женщина сама входила в новую семью, самостоятельно решала проблемы внутрисемейных взаимоотношений, постепенно привыкая к новому укладу жизни. Древние народные обычаи имели огромную нравственную ценность, оберегая целомудрие девушки, способствовали целостности семьи и преемственности поколений. Стремление учесть социальные и родовые связи являлось главным критерием создания крепкой семьи, а чувство любви постепенно развивалось на основе взаимного уважения, в процессе тесного общения и формирования привязанности. Особенно укрепляло семейные отношения рождение детей, так как необходимо было подавать им положительный пример взаимоотношений. Законы шариата, действовавшие в казахской степи, допускали возможность иметь несколько жен. Однако, воспользоваться этим правом могли лишь состоятельные люди. Для бедняка жениться даже один раз и заплатить калым представляло большие трудности. Поэтому многие из них отрабатывали калым лишь за одну жену до 40-летнего возраста. Создание семейного очага, домашнего уюта считалось одной из главных обязанностей молодой жены. Она должна была вставать раньше других, приоткрывать кошму над верхним отверстием юрты у всех родственников мужа, выпускать ягнят, заботиться о порядке в юрте, приготовлении пищи, ухаживать за мужем и организовать домашнее хозяйство и быт так, чтоб муж мог ею гордиться. Обращаться к нему и его родственникам невестка должна была только на «вы». Семейные отношения, воспитание детей было темой размышлений многих поэтов, писателей. Подходя к проблеме брака с философско-психологических позиций, Абай подчеркивал, что «истинная любовь приносит не только одни приятности» и наслаждения. Ее надо заслужить, и необходимо время, чтобы распознать подлинное чувство и оценить его глубину. Провозглашая высокие нравственные принципы и единство устремлений будущей семьи, Абай советовал молодежи не следовать слепо необузданным физическим страстям и увлечениям, а страстям разглядеть в другом человеке близкое себе по духу, мироощущению и т.д. Это поможет при выборе спутника (или спутницы) жизни. 

После свадебной церемонии жених получал свой надел - еңши, поселялся в отдельной юрте и вел самостоятельное хозяйство, становясь главой новой семьи. Мать невесты и ее свита уезжали домой и не должны были встречаться с молодой женщиной до рождения первого ребенка. Его она привозила в свой «старый дом» к матери (обычай төркіндеу), и только тогда она также получала свой надел. Народные традиции имели не только важную нравственную, но и психологическую значимость. Подбирая будущие семейные пары, родители обычно учитывали древнейшие межродовые связи. Допускались лишь кровно-родственные связи до 8-9 колена по отцовской линии. При выборе пары старейшины на своем сходе приносили в жертву белую кобылу и читали специальные молитвы. Строго соблюдался экзогамный запрет на связь до 7 колена по отцовской линии, что способствовало укреплению родственных связей, глубокому знанию своей родословной, упрочнению взаимоотношений, взаимоподдержке и укреплению рода. В казахских семьях почти не существовало проблемы разводов, так как семья создавалась раз и навсегда. Сватовство, организованное старейшинами рода, было направлено на то, чтобы выбрать джигиту достойную невесту, соответствующую по социальному положению. Выплата калыма близка с традицией выкупа невесты у славянских народов, у которых требовалось внести определенную символическую плату и лишь потом жениху разрешали приблизиться к суженной. Практически у всех народов девушку не отдавали «просто так», ведь она дорога своим родителям и близким. Калым со стороны жениха и ценные подарки невесте и ее родственникам означали, что джигиту ничего не жаль ради его избранницы. Обычай, не позволявший молодой невестке видеться со своими родственниками до рождения ребенка, предотвращал возможные семейные ссоры и разногласия. Молодая женщина сама входила в новую семью, самостоятельно решала проблемы внутрисемейных взаимоотношений, постепенно привыкая к новому укладу жизни. Древние народные обычаи имели огромную нравственную ценность, оберегая целомудрие девушки, способствовали целостности семьи и преемственности поколений. Стремление учесть социальные и родовые связи являлось главным критерием создания крепкой семьи, а чувство любви постепенно развивалось на основе взаимного уважения, в процессе тесного общения и формирования привязанности. Особенно укрепляло семейные отношения рождение детей, так как необходимо было подавать им положительный пример взаимоотношений. Законы шариата, действовавшие в казахской степи, допускали возможность иметь несколько жен. Однако, воспользоваться этим правом могли лишь состоятельные люди. Для бедняка жениться даже один раз и заплатить калым представляло большие трудности. Поэтому многие из них отрабатывали калым лишь за одну жену до 40-летнего возраста. Создание семейного очага, домашнего уюта считалось одной из главных обязанностей молодой жены. Она должна была вставать раньше других, приоткрывать кошму над верхним отверстием юрты у всех родственников мужа, выпускать ягнят, заботиться о порядке в юрте, приготовлении пищи, ухаживать за мужем и организовать домашнее хозяйство и быт так, чтоб муж мог ею гордиться. Обращаться к нему и его родственникам невестка должна была только на «вы». Семейные отношения, воспитание детей было темой размышлений многих поэтов, писателей. Подходя к проблеме брака с философско-психологических позиций, Абай подчеркивал, что «истинная любовь приносит не только одни приятности» и наслаждения. Ее надо заслужить, и необходимо время, чтобы распознать подлинное чувство и оценить его глубину. Провозглашая высокие нравственные принципы и единство устремлений будущей семьи, Абай советовал молодежи не следовать слепо необузданным физическим страстям и увлечениям, а страстям разглядеть в другом человеке близкое себе по духу, мироощущению и т.д. Это поможет при выборе спутника (или спутницы) жизни. 

Бөлісу: