14 Мамыр 2013, 03:48
Следующим этапом подготовки молодежи к свадьбе, которая обычно проводилась осенью или в конце лета, было внесение отцом жениха большей части калыма и одного животного (самца), так как иначе, согласно поверью, будущая жена будет часто болеть. После этого жених наносил свой первый визит к невесте, совершая обряд ұрын бару. Он привозил подарки: одежду для родителей невесты, курт, иримшик, урюк, кишмиш и другие сладости. Будущему тестю он дарил кобылу. Свита жениха состояла обычно из 5-6 человек, а возглавлял ее опытный дружка - куйеу жолдас. На пути к невесте жениху устраивали преграды, которые нельзя было просто переступить, поломать или разрезать, а необходимо было дать всем родственникам выкуп. Переступая порог дома будущего тестя, жених трижды кланялся, после чего мать невесты преподносила ему молоко или кумыс и благословляла его. Затем жениха подводили к огню в юрте и вручали ему железный ковш, наполненный растопленным салом, которое он выливал в огонь. Для свиты жениха в ауле невесты ставили особую юрту и устраивали ұрын той, сопровождавшийся угощением и всевозможными играми. На следующий день проводился традиционный вечер қыз қашар. После того, как был полностью выплачен калым, готовили скот для свадебного тоя - той малы, а также приданое и свадебную юрту - отау, которая ставилась в ауле невесты.
Свиту жениха на свадьбе в ауле невесты возглавляла его мать. Было принято делать подарки близким родственникам невесты. Главными были подарки для отца отқа салар и сүт ақы за молоко матери. Лишь через день поздно вечером молодожены направлялись в свадебную юрту, которая устанавливалась отцом невесты рядом с его собственной юртой. Однако, жених привозил и устанавливал в ней свою дверь, шанырак и кошму. Теперь эта юрта считалась его очагом, и этот момент означал началом супружеской жизни. Молодым давали отпить из чаши венчальную воду (неке су) с солью и сахаром. Потом приходил мулла и благословлял молодых. После этого многодетная женщина (близкая родственница жениха или невесты) стелила постель в юрте молодых. Переступить порог свадебной юрты первой должна была невеста. Затем входил жених, и молодые пытались наступить друг другу на ноги, так как согласно народному поверью тот, Кто наступит первым на ногу другому, и будет главенствовать и сорвать с ее головы платок. На пиршестве обычно проводились айтысы - состязания певцов импровизаторов. Гости поздравляли невесту и призывали к смирению в новой семье. Исполнялась обрядовая свадебная традиционная песня «Жар-жар», в которой невеста высказывала сожаление по поводу того, что она покидает родной очаг. Если же невеста оказывалась нецеломудренной, то это могло повлечь отказ от нее жениха. При этом дружки жениха рвали в клочья его одежду и распарывали живот его коню. Оскорбленный бесчестьем, отец невесты должен был в ответ на это привлечь свою дочь и ее соблазнителя к самому суровому наказанию. Если же он этого не делал, то терял уважение своих сородичей. После окончания свадебной церемонии невеста прощалась с подругами, сестрами, снохами и другими своими родственниками и получала от них подарки на память. Это были обряды қыз танысу, амандасу.
В день отъезда невесты сватам показывали приданое, совместно разбирали свадебную юрту и собирали свадебный караван в дорогу в аул жениха. На прощанье жениху и невесте еще раз преподносили подарки. Перед самым отъездом невесту переодевали в специальный наряд - костюм молодухи (келіншек) и надевали богато украшенный свадебный головной убор - саукеле. Лицо закрывали особым покрывалом - желек, в котором невеста должна была приехать в аул жениха. Сопровождала ее лишь небольшая группа родственников, возглавляемая матерью невесты. Встречать караван выходили женщины и девушки из аула жениха. Они забирали невесту и уводили ее с собой, пряча под специальным покрывалом шымылдық , чтобы ее не увидели старшие родственники жениха до начала свадебного пира бет ашар. Согласно обычаю тому, кто первый сообщал радостную весть о приближении невесты, вручали традиционный памятный подарок. В юрте отца жениха собирались самые уважаемые люди аула. Затем приводили невесту в свадебном наряде, и свекровь помогала ей подливать жир в огонь (обряд отқа май құю). После этого церемониала вновь исполнялась традиционная песня «Бет ашар», во время которой открывали лицо невесты. В песне ей давались наставления, и только после этого невесте представляли всех родственников жениха, сидящих в юрте.