В юрте имелось четкое разграничение мест, предназначенных для разных представителей рода, членов сем

14 Мамыр 2013, 03:18

В юрте имелось четкое разграничение мест, предназначенных для разных представителей рода, членов семьи, гостей. Например, место хозяина дома, согласно традициям ближе к выходу, в левой стороне юрты. Почетное место - төр, находящееся в самом отдаленном месте жилища, напротив входа, предназначалось для старейшин рода, гостей, сватов. Слева от него находилась семейная ( женская) половина хозяев юрты - сол жақ. Правая часть - оң жақ считалась мужской или гостевой, а также отводилась взрослым детям, и, в первую очередь незамужним девушкам, достигшим совершеннолетия. Если умирал хозяин юрты, его тело переносили из левой части юрты в правую, ибо он становился «гостем» и вскоре должен был покинуть дом. В центре юрты находился очаг - священное место для огня. Огонь поддерживался постоянно, на ночь тлеющие угли закапывали в золу, а утром разжигали их. При отделении старших сыновей им давали отдельную юрту и огонь от большой отцовской родовой юрты - үлкен үй. При первом входе в свадебную юрту или юрту свекра невестка лила растопленное сало в огонь очага, приговаривая : «Мать - огонь, благослови». В случае развода (что случалось довольно редко) огонь - қазан ошақ не разрешалось отдавать, так как он символизировал жизнь народа. Наиболее характерные благожелательные пожелания связаны также с очагом. Они гласят: «Пусть не гаснет огонь в твоем очаге», «Пусть будет благоденствие и счастье у твоего очага» и т.д. С благоговейным отношением к огню связаны также запреты плевать или выливать в него что - либо, а также перешагивать или перепрыгивать через него. С детских лет у человека формировалось уважение к старшим, что являлось естественным ответом на заботу родителей. Старший в семье или в роду - это непререкаемый авторитет. Обращение к старшим допускалось только на «Вы», но это нисколько не отдаляло детей от родителей, а наоборот способствовало их почитанию. Например: невестка обращалась к отцу своего мужа (свекру) со словами ата, көке, к старшему брату - ағай, к младшим братьям - мырзаға, а всем пожилым, старшим по возрасту, даже незнакомым людям следовало говорить апеке, ағеке, атеке, шешей. Подобное общение считалось нравственным эталоном, который и по сей день сохранил свою значимость. Особая роль в процессе воспитания подрастающего поколения всегда придавалось родителям. Например, Юсуф Баласагуни утверждал, что «отец за детей перед всеми в ответе, и кличут отца не по имени дети», подчеркивая этим характерные и наиболее значимые начала в этике тюркских народов. Верность народу обычно закреплялась в клятвах, которые давались джигитом, вступающим в жизнь в день его совершеннолетия. Местом, для присяги служило какое - либо возвышение. В присутствии всех родственников произносилось признание в верности своему роду, что имело определенное моральное - психологическое значение и социальный смысл в качестве назидания молодым, вступающим в самостоятельную жизнь.

В юрте имелось четкое разграничение мест, предназначенных для разных представителей рода, членов семьи, гостей. Например, место хозяина дома, согласно традициям ближе к выходу, в левой стороне юрты. Почетное место - төр, находящееся в самом отдаленном месте жилища, напротив входа, предназначалось для старейшин рода, гостей, сватов. Слева от него находилась семейная ( женская) половина хозяев юрты - сол жақ. Правая часть - оң жақ считалась мужской или гостевой, а также отводилась взрослым детям, и, в первую очередь незамужним девушкам, достигшим совершеннолетия. Если умирал хозяин юрты, его тело переносили из левой части юрты в правую, ибо он становился «гостем» и вскоре должен был покинуть дом. В центре юрты находился очаг - священное место для огня. Огонь поддерживался постоянно, на ночь тлеющие угли закапывали в золу, а утром разжигали их. При отделении старших сыновей им давали отдельную юрту и огонь от большой отцовской родовой юрты - үлкен үй. При первом входе в свадебную юрту или юрту свекра невестка лила растопленное сало в огонь очага, приговаривая : «Мать - огонь, благослови». В случае развода (что случалось довольно редко) огонь - қазан ошақ не разрешалось отдавать, так как он символизировал жизнь народа. Наиболее характерные благожелательные пожелания связаны также с очагом. Они гласят: «Пусть не гаснет огонь в твоем очаге», «Пусть будет благоденствие и счастье у твоего очага» и т.д. С благоговейным отношением к огню связаны также запреты плевать или выливать в него что - либо, а также перешагивать или перепрыгивать через него. С детских лет у человека формировалось уважение к старшим, что являлось естественным ответом на заботу родителей. Старший в семье или в роду - это непререкаемый авторитет. Обращение к старшим допускалось только на «Вы», но это нисколько не отдаляло детей от родителей, а наоборот способствовало их почитанию. Например: невестка обращалась к отцу своего мужа (свекру) со словами ата, көке, к старшему брату - ағай, к младшим братьям - мырзаға, а всем пожилым, старшим по возрасту, даже незнакомым людям следовало говорить апеке, ағеке, атеке, шешей. Подобное общение считалось нравственным эталоном, который и по сей день сохранил свою значимость. Особая роль в процессе воспитания подрастающего поколения всегда придавалось родителям. Например, Юсуф Баласагуни утверждал, что «отец за детей перед всеми в ответе, и кличут отца не по имени дети», подчеркивая этим характерные и наиболее значимые начала в этике тюркских народов. Верность народу обычно закреплялась в клятвах, которые давались джигитом, вступающим в жизнь в день его совершеннолетия. Местом, для присяги служило какое - либо возвышение. В присутствии всех родственников произносилось признание в верности своему роду, что имело определенное моральное - психологическое значение и социальный смысл в качестве назидания молодым, вступающим в самостоятельную жизнь.

Бөлісу: