4 Мамыр 2013, 07:31
Карагандинская область была образована 10 марта 1932 года, с центром в городе Петропавловске. По административному делению 1936 года Карагандинская область была разделена на 2 области: Северо-Казахстанскую (с центром в г. Петропавловске) и Карагандинскую область (с центром в г. Караганда). Таким образом, с 29 июля 1936 года Караганда становится административным и культурным центром Карагандинской области.
В 1883 году Аппак Байжанов нашел в урочище Караганды Басы, южнее реки Нуры горючий камень — каменный уголь. Первые промышленные разработки начались в 1856 году, когда русский купец Никон Ушаков приобрел здесь сто кв. верст угленосной земли. Акт продажи Карагандинских угольных копей был подписан 14 марта 1856 года. Было организовано добыча угля в Ивановском разрезе для нужд Спасского медеплавильного завода. В конце ХІХ века угольные копи перешли во владение французских, а в 1907 году английских предпринимателей. Однако, ни русские горнопромышленники, ни иностранные акционерные общества не заботились об освоении края, вели хищническую эксплуатацию минеральных богатств.
Освоение Карагандинского угольного региона началось в 1929 году, когда было принято решение об организации треста «Карагандауголь». Наряду с развитием угольной промышленности на территории области быстро развивались предприятия медной индустрии. 2 июня 1929 года было принято Постановление «О развитии цветной металлургии Казахстана». В этом же году геолог М. П. Русаков сделал геологическое и экономическое обоснование Конырадского месторождения медных руд. Он доказал, что Конырад по своим запасам превосходит все известные тогда медные месторождения в бывшем СССР и может служит рудной базой медеплавильного завода. Началось бурное строительство в Балхашском регионе. Первые строители жили в юртах, землянках. Материалы на стройку доставлялись на верблюдах.
29 июня 1932 года коллегия «Наркомтяжпром» постановлением «О строительстве медеплавильного комбината» утвердила месторасположения основных производственных сооружений, обогатительной фабрики, медеплавильного завода, теплоэлектростанции, ремонтно-вспомогательной базы и города на берегу озера Балхаш. Начиная с 1934 года стройка Прибалхашье стала быстро набирать темпы. Появилась больница на 300 коек, 17 медицинских пунктов, станция скорой помощи. В 1935 году была построена железная дорога Балхаш — Караганда. Поселок Конырад в то время заметно вырос, здесь были построены механические мастерские, оборудованные токарными и сверлильными станками, дробильный цех, три жилых барака для рабочих и служащих, медпункт, баня, пекарня, конный двор. В апреле 1937 года поселок Прибалхашстрой был преобразован город Балхаш.