Бахытжан Байкадамов

30 Сәуір 2013, 08:34

  Основоположник хорового пения в Казахстане, первый аранжировщик кюев и народных песен Бахытжан Байкадамов — основоположник хорового пения в Казахстане, первый аранжировщик кюев и народных песен, которые и сегодня украшают репертуар самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов. Кроме того, Бахытжан Байкадамов — автор многих песен, а также инструментальных произведений для детей, юношества. Как Александр Бородин — известный химик, ставший великим русским композитором, так и ученый-математик Бахытжан Байкадамов прославился как композитор. Им гордится Казахстан. Бахытжан Байкадамов родился в семье образованного и уважаемого человека Байкадама Каралдина. В доме его отца часто бывали Алиби Джангильдин, Абдигали Баймагамбетов (ученик Ибрая Алтынсарина), другие известные люди. Сам Байкадам Каралдин был в дружбе с Амангельды Имановым, руководителем народного восстания 1916 года. Маленького Бахытжана воспитывала бабушка Сулушаш (Шегетай), которая поддерживала во внуке стремление к знаниям, к музыке, к искусству. Ее сказки, рассказы, сопровождавшиеся пением, завораживали будущего композитора. С детским восторгом слушал он талантливого композитора, кобызиста Закарию Каримбаева, имя которого встречается в великолепном труде А. Затаевича о казахском музыкальном наследии народных композиторов, а также Бакира Кауымбаева, Баяхмета Кайдосова, Аксуата Нокетекова, для которых пение было вторым дыханием, смыслом жизни. Благодаря бабушке и помощи талантливого певца, домбриста Каби, Бахытжан скоро стал играть на домбре и петь. В то неспокойное время у молодого советского государства было много врагов, которые пытались вернуть старые порядки. Их жертвами стали многие поборники свободной, независимой жизни, среди них и отец Бахытжана — Байкадам Каралдин. Семья Каралдиных была вынуждена очень часто менять место жительства, и поэтому Бахытжану приходилось учиться в разных школах — в Казалинске, Кзылорде, Оренбурге, Мерке. Но несмотря на все трудности, Бахытжан не расставался с музыкой, везде был участником, а иногда и руководителем художественной самодеятельности. Он научился играть по нотам на многих музыкальных инструментах — мандолине, гитаре, духовых, пел в хоре, играл в оркестрах народных и духовых инструментов. Благодаря помощи Алиби Джангильдина семья Каралдиных после долгих скитаний переехала в прежнюю столицу Казахстана — Алматы. Юный Бахытжан поступает на духовое отделение Алма-Атинского музыкального училища, но давней мечте стать трубачом не суждено сбыться — его не приняли по состоянию здоровья. Тогда он поступает на математический факультет КазПИ, где продолжает принимать активное участие в художественной самодеятельности института. Начало 30-х годов для молодой республики ознаменовано открытием музыкальных школ, а также специализированных музыкальных, театральных, хореографических, художественных учебных заведений. В это время организуются хоровые коллективы, оркестры народных, духовых инструментов и симфонический оркестр, драматические и оперный театры. Проводятся районные, областные, республиканские смотры народных талантов. Благодаря повсеместной интенсивной работе вскоре стали известны имена Курманбека Жандарбекова, Шары Жиенкуловой, Канабека Байсеитова, Куляш Байсеитовой, Наушы Бокейханова, Охапа Кабигожина, Серке Кожамкулова, Дины Нурпеисовой и многих других. Бахытжан был знаком с каждым из них, подражая им, учился у них, гордился ими. Успешно окончив КазПИ, он стал школьным учителем математики и по-прежнему руководил художественной самодеятельностью. Ныне известные Айсулу Байкадамова, Фатима Балгаева, Нургиса Тлендиев, Нариман Каражигитов, Майра Абусеитова были его учениками.  Первые его песни «Айголек», «Марш пионеров» адресованы именно таким жизнерадостным, беззаботным, веселым ребятишкам. Бахытжан успевал делать многое, много работал, многому учился. Брал уроки у известного композитора, профессора Киевской консерватории М. Скорульского, во время Великой Отечественной войны эвакуированного в Алматы, также у композитора Син Си Хая — выпускника Парижской консерватории. В эти годы Евгений Брусиловский организует у себя на дому музыкальный кружок, куда приходили, кроме уже известных композиторов А. Жубанова, М. Толебаева, Б. Ерзаковича, молодые Куддус Кожамьяров и Бахытжан Байкадамов. Молодой музыкант пробует свои силы в создании репертуара для тоже молодых тогда коллективов — Казахской государственной капеллы, носящей ныне его имя, и Государственного ансамбля песни и пляски. Так были написаны многие обработки песен народных композиторов для капеллы, а для ансамбля — музыкальные зарисовки «Саяхатта», «У подножья Алатау». Эти и другие произведения, получившие высокие оценки аудитории и признание музыкантов, стали популярными не только в республике и за ее пределами. В 32 года Бахытжан Байкадамов поступает на отделение композиции в Алматинскую государственную консерваторию в класс Е. Брусиловского. В 1954 году успешно окончивший обучение выпускник имел в своем творческом багаже детскую сюиту «Мы за мир», поэму «Юность» для скрипки и фортепиано, кюи «Молодая смена», хоровые произведения и многие другие. Его сочинения для хоровой капеллы — «Песни радости», «Кукушка», «Водовоз», «Яблони цветут», обработки народных песен — «Саулем-ай», «Жариям айдай», «Оналты кыз» и другие были очень популярными.  Капелла стала его творческой лабораторией, где обработки и оригинальные сочинения проверялись, исправлялись, получали окончательную редакцию и путевку в музыкальную жизнь. Народные кюи «Айжан кыз», «Келиншек», кюи Курмангазы «Акбай», «Аксак киик», песни Ахана-серэ «Караторгай», Мусы Байжанова «Ак сиса» в обработке Б. Байкадамова до сих пор в репертуаре Государственной капеллы.  Бахытжан Байкадамов — один из организаторов музыкального факультета в ЖенПИ. Многие его ученики достойно продолжают дело своего учителя. Амина Сарманова, бывший преподаватель хорового пения, ветеран труда нашей школы — ученица Бахытжана Байкадамова. Педагогический коллектив нашей школы, которая вот уже 25 лет носит имя прославленного земляка, композитора Бахытжана Байкадамова, широко отмечает его 90-летний юбилей: проводятся лекции, концерты, посвященные творчеству большого музыканта. Имя Бахытжана Байкадамова — одного из основателей хорового пения — по праву вошло в летопись музыкальной культуры Казахстана.  Музыкальные произведения 1. “Елимай” Муз. Мухамеджанова С., сл. Шангитбаева К. Исп. Государственная хоровая капелла им. Б. Байкадамова   Источник: biografia.kz

 

Основоположник хорового пения в Казахстане, первый аранжировщик кюев и народных песен

Бахытжан Байкадамов — основоположник хорового пения в Казахстане, первый аранжировщик кюев и народных песен, которые и сегодня украшают репертуар самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов. Кроме того, Бахытжан Байкадамов — автор многих песен, а также инструментальных произведений для детей, юношества. Как Александр Бородин — известный химик, ставший великим русским композитором, так и ученый-математик Бахытжан Байкадамов прославился как композитор. Им гордится Казахстан.

Бахытжан Байкадамов родился в семье образованного и уважаемого человека Байкадама Каралдина. В доме его отца часто бывали Алиби Джангильдин, Абдигали Баймагамбетов (ученик Ибрая Алтынсарина), другие известные люди. Сам Байкадам Каралдин был в дружбе с Амангельды Имановым, руководителем народного восстания 1916 года.

Маленького Бахытжана воспитывала бабушка Сулушаш (Шегетай), которая поддерживала во внуке стремление к знаниям, к музыке, к искусству. Ее сказки, рассказы, сопровождавшиеся пением, завораживали будущего композитора. С детским восторгом слушал он талантливого композитора, кобызиста Закарию Каримбаева, имя которого встречается в великолепном труде А. Затаевича о казахском музыкальном наследии народных композиторов, а также Бакира Кауымбаева, Баяхмета Кайдосова, Аксуата Нокетекова, для которых пение было вторым дыханием, смыслом жизни.

Благодаря бабушке и помощи талантливого певца, домбриста Каби, Бахытжан скоро стал играть на домбре и петь.

В то неспокойное время у молодого советского государства было много врагов, которые пытались вернуть старые порядки. Их жертвами стали многие поборники свободной, независимой жизни, среди них и отец Бахытжана — Байкадам Каралдин. Семья Каралдиных была вынуждена очень часто менять место жительства, и поэтому Бахытжану приходилось учиться в разных школах — в Казалинске, Кзылорде, Оренбурге, Мерке. Но несмотря на все трудности, Бахытжан не расставался с музыкой, везде был участником, а иногда и руководителем художественной самодеятельности. Он научился играть по нотам на многих музыкальных инструментах — мандолине, гитаре, духовых, пел в хоре, играл в оркестрах народных и духовых инструментов.

Благодаря помощи Алиби Джангильдина семья Каралдиных после долгих скитаний переехала в прежнюю столицу Казахстана — Алматы. Юный Бахытжан поступает на духовое отделение Алма-Атинского музыкального училища, но давней мечте стать трубачом не суждено сбыться — его не приняли по состоянию здоровья. Тогда он поступает на математический факультет КазПИ, где продолжает принимать активное участие в художественной самодеятельности института.

Начало 30-х годов для молодой республики ознаменовано открытием музыкальных школ, а также специализированных музыкальных, театральных, хореографических, художественных учебных заведений. В это время организуются хоровые коллективы, оркестры народных, духовых инструментов и симфонический оркестр, драматические и оперный театры. Проводятся районные, областные, республиканские смотры народных талантов. Благодаря повсеместной интенсивной работе вскоре стали известны имена Курманбека Жандарбекова, Шары Жиенкуловой, Канабека Байсеитова, Куляш Байсеитовой, Наушы Бокейханова, Охапа Кабигожина, Серке Кожамкулова, Дины Нурпеисовой и многих других. Бахытжан был знаком с каждым из них, подражая им, учился у них, гордился ими.

Успешно окончив КазПИ, он стал школьным учителем математики и по-прежнему руководил художественной самодеятельностью. Ныне известные Айсулу Байкадамова, Фатима Балгаева, Нургиса Тлендиев, Нариман Каражигитов, Майра Абусеитова были его учениками. 

Первые его песни «Айголек», «Марш пионеров» адресованы именно таким жизнерадостным, беззаботным, веселым ребятишкам. Бахытжан успевал делать многое, много работал, многому учился. Брал уроки у известного композитора, профессора Киевской консерватории М. Скорульского, во время Великой Отечественной войны эвакуированного в Алматы, также у композитора Син Си Хая — выпускника Парижской консерватории.

В эти годы Евгений Брусиловский организует у себя на дому музыкальный кружок, куда приходили, кроме уже известных композиторов А. Жубанова, М. Толебаева, Б. Ерзаковича, молодые Куддус Кожамьяров и Бахытжан Байкадамов. Молодой музыкант пробует свои силы в создании репертуара для тоже молодых тогда коллективов — Казахской государственной капеллы, носящей ныне его имя, и Государственного ансамбля песни и пляски. Так были написаны многие обработки песен народных композиторов для капеллы, а для ансамбля — музыкальные зарисовки «Саяхатта», «У подножья Алатау». Эти и другие произведения, получившие высокие оценки аудитории и признание музыкантов, стали популярными не только в республике и за ее пределами.

В 32 года Бахытжан Байкадамов поступает на отделение композиции в Алматинскую государственную консерваторию в класс Е. Брусиловского. В 1954 году успешно окончивший обучение выпускник имел в своем творческом багаже детскую сюиту «Мы за мир», поэму «Юность» для скрипки и фортепиано, кюи «Молодая смена», хоровые произведения и многие другие.

Его сочинения для хоровой капеллы — «Песни радости», «Кукушка», «Водовоз», «Яблони цветут», обработки народных песен — «Саулем-ай», «Жариям айдай», «Оналты кыз» и другие были очень популярными. 

Капелла стала его творческой лабораторией, где обработки и оригинальные сочинения проверялись, исправлялись, получали окончательную редакцию и путевку в музыкальную жизнь.

Народные кюи «Айжан кыз», «Келиншек», кюи Курмангазы «Акбай», «Аксак киик», песни Ахана-серэ «Караторгай», Мусы Байжанова «Ак сиса» в обработке Б. Байкадамова до сих пор в репертуаре Государственной капеллы. 

Бахытжан Байкадамов — один из организаторов музыкального факультета в ЖенПИ. Многие его ученики достойно продолжают дело своего учителя. Амина Сарманова, бывший преподаватель хорового пения, ветеран труда нашей школы — ученица Бахытжана Байкадамова.

Педагогический коллектив нашей школы, которая вот уже 25 лет носит имя прославленного земляка, композитора Бахытжана Байкадамова, широко отмечает его 90-летний юбилей: проводятся лекции, концерты, посвященные творчеству большого музыканта.

Имя Бахытжана Байкадамова — одного из основателей хорового пения — по праву вошло в летопись музыкальной культуры Казахстана.


 Музыкальные произведения

1. “Елимай” Муз. Мухамеджанова С., сл. Шангитбаева К. Исп. Государственная хоровая капелла им. Б. Байкадамова

 

Источник: biografia.kz

Бөлісу: