Многодетная семья

30 Сәуір 2013, 08:22

  Поэт-акын Иса Байзаков родился 3 октября 1900 года в Кызыл-Агачской волости (ныне Иртышский район Павлодарской области), в ауле, который назывался по имени двух братьев - Байгужи и Байзака, близ нынешнего села Ульгули. Детство Исы прошло в большой многодетной семье, в которой он был восемнадцатым ребенком у матери. Его старшая сестра Злиха рассказывала, что в среде сверстников он был признанным лидером, выделялся ловкостью, проворством, остротой ума. Иса был горазд на всевозможные выдумки. Его страстью стала верховая езда, ему не было равных в джигитовке, он создавал и придумывал новые приемы. Иногда на полном скаку становился на круп лошади и - стоя - вихрем проносился мимо изумленных аульных аксакалов. Сверстники Исы восхищались им, подражали и стремились во всем походить на него. Иса страстно любил природу. Часто убегал на речку, слушал ее песни, музыку ветра, а из прибрежных зарослей тревожно куковали кукушки. Здесь он оставался подолгу, смотрел, как диск солнца медленно оседает далеко в степи. Бескрайняя степь сливалась с горизонтом и казалась ему огромным синим морем. Степь поражала его своим величием и первозданностью. Красоту родной природы Иса впитал в себя с раннего детства. Основами образования и грамоты мальчик овладел в мусульманской школе, которую открыл и преподавал в ней Кусаин Курлевутов. В этой же школе, в младшем классе, училась будущая жена и верный друг Исы - Шарбану, дочь скотовода Акылбека. Она впоследствии стала одной из самых ярких первых казахских актрис. Иса очень рано овладел мастерством игры на домбре. Играл виртуозно, домбра как птица порхала в его руках. Мелодичный звук ее проникал в сердце, вызывая то грусть, то радость. Сам Иса не помнит, когда он начал слагать стихи. Песни словно жили в нем всегда. Он бесстрашно заглядывал в глубь своей души, где черпал яркие, неповторимые образы героев, потрясающие выразительностью и неожиданностью. В 14 лет он стал известен в ближних и дальних аулах, слава о нем шла по всему Прииртышью, его песни пели акыны, их любила молодежь. Иса стал признанным акыном, в совершенстве овладел словом и музыкальным инструментом. Шел 1916 год, и царское правительство решило использовать казахов, узбеков, туркмен на тыловых работах. Стон и плач шли по обширной казахской степи. Иса не смирится с насилием и произволом властей. Он выступает на айтысах, ярмарках, гневно клеймит царских чиновников и местных правителей. Кзыл-Агачский волостной управитель решил избавиться от ненавистного ему акына. Он отправляет шестнадцатилетнего Ису, его брата Мусу и их отца на тыловые работы в Кузбасс. Здесь на угольных копях была настоящая каторга. Люди работали под землей 12-14 часов. Смертность была огромной. Умирали от голода, болезней, от тяжелого изнурительного труда. ...Вечерами в промерзшем, сыром бараке, освещенном огарком свечи, его обитатели, сгрудившись тесным кольцом вокруг Исы, просили его сыграть на домбре, спеть родную песню. Иса ударял по струнам, и домбра испускала стон… Стояла тишина. Иса начинал петь, весь облик его менялся, в нем загорался какой-то внутренний свет, глубокий, красивый тембр его голоса завораживал, лицо становилось вдохновенным. Слезы выступали у слушателей, каждый в этот момент мысленно был в родных местах. Песня и музыка Исы преображали людей, давали им силы и внушали веру. …В Петрограде происходит революция, свергнуто царское правительство. Байзаковы возвращаются домой. Иса страстно верит, что его народ обретет долгожданную свободу. Будучи в гуще событий и начинаний новых дел, он принимает активное участие в общественной жизни, входя в различные комиссии Культпросвета. В 1920 году им была написана и поставлена пьеса "Болыс" (Волостной). Премьера состоялась в ауле Кзыл-Жар, сам Иса исполнял главную роль батрака Дюсембая. Пьеса имела большой успех. С присущей ему энергией он собирает деньги для голодающих Поволжья, участвует в ликвидации неграмотности, сам упорно занимается своим духовным развитием, овладевает арабской и русской письменностью. Молодежь аула Ульгули, объединившаяся вокруг Исы в кружок "Ес-Аймак", построила своими силами школу. В ней акын учил земляков играть на домбре, устраивал концерты. Прекрасный наездник, он преподавал джигитовку. Мало кто знал, какие думы вынашивал в своем сердце молодой акын, какие песни слагало его живое воображение, но он чувствовал в себе силы и готов был заявить о своем таланте в полный голос. Источник: biografia.kz

 

Поэт-акын Иса Байзаков родился 3 октября 1900 года в Кызыл-Агачской волости (ныне Иртышский район Павлодарской области), в ауле, который назывался по имени двух братьев - Байгужи и Байзака, близ нынешнего села Ульгули.

Детство Исы прошло в большой многодетной семье, в которой он был восемнадцатым ребенком у матери. Его старшая сестра Злиха рассказывала, что в среде сверстников он был признанным лидером, выделялся ловкостью, проворством, остротой ума. Иса был горазд на всевозможные выдумки. Его страстью стала верховая езда, ему не было равных в джигитовке, он создавал и придумывал новые приемы. Иногда на полном скаку становился на круп лошади и - стоя - вихрем проносился мимо изумленных аульных аксакалов. Сверстники Исы восхищались им, подражали и стремились во всем походить на него.

Иса страстно любил природу. Часто убегал на речку, слушал ее песни, музыку ветра, а из прибрежных зарослей тревожно куковали кукушки. Здесь он оставался подолгу, смотрел, как диск солнца медленно оседает далеко в степи. Бескрайняя степь сливалась с горизонтом и казалась ему огромным синим морем. Степь поражала его своим величием и первозданностью. Красоту родной природы Иса впитал в себя с раннего детства.

Основами образования и грамоты мальчик овладел в мусульманской школе, которую открыл и преподавал в ней Кусаин Курлевутов. В этой же школе, в младшем классе, училась будущая жена и верный друг Исы - Шарбану, дочь скотовода Акылбека. Она впоследствии стала одной из самых ярких первых казахских актрис.

Иса очень рано овладел мастерством игры на домбре. Играл виртуозно, домбра как птица порхала в его руках. Мелодичный звук ее проникал в сердце, вызывая то грусть, то радость. Сам Иса не помнит, когда он начал слагать стихи. Песни словно жили в нем всегда. Он бесстрашно заглядывал в глубь своей души, где черпал яркие, неповторимые образы героев, потрясающие выразительностью и неожиданностью.

В 14 лет он стал известен в ближних и дальних аулах, слава о нем шла по всему Прииртышью, его песни пели акыны, их любила молодежь. Иса стал признанным акыном, в совершенстве овладел словом и музыкальным инструментом.

Шел 1916 год, и царское правительство решило использовать казахов, узбеков, туркмен на тыловых работах. Стон и плач шли по обширной казахской степи. Иса не смирится с насилием и произволом властей. Он выступает на айтысах, ярмарках, гневно клеймит царских чиновников и местных правителей. Кзыл-Агачский волостной управитель решил избавиться от ненавистного ему акына. Он отправляет шестнадцатилетнего Ису, его брата Мусу и их отца на тыловые работы в Кузбасс. Здесь на угольных копях была настоящая каторга. Люди работали под землей 12-14 часов. Смертность была огромной. Умирали от голода, болезней, от тяжелого изнурительного труда.

...Вечерами в промерзшем, сыром бараке, освещенном огарком свечи, его обитатели, сгрудившись тесным кольцом вокруг Исы, просили его сыграть на домбре, спеть родную песню. Иса ударял по струнам, и домбра испускала стон… Стояла тишина. Иса начинал петь, весь облик его менялся, в нем загорался какой-то внутренний свет, глубокий, красивый тембр его голоса завораживал, лицо становилось вдохновенным. Слезы выступали у слушателей, каждый в этот момент мысленно был в родных местах. Песня и музыка Исы преображали людей, давали им силы и внушали веру.

…В Петрограде происходит революция, свергнуто царское правительство. Байзаковы возвращаются домой. Иса страстно верит, что его народ обретет долгожданную свободу. Будучи в гуще событий и начинаний новых дел, он принимает активное участие в общественной жизни, входя в различные комиссии Культпросвета. В 1920 году им была написана и поставлена пьеса "Болыс" (Волостной). Премьера состоялась в ауле Кзыл-Жар, сам Иса исполнял главную роль батрака Дюсембая. Пьеса имела большой успех.

С присущей ему энергией он собирает деньги для голодающих Поволжья, участвует в ликвидации неграмотности, сам упорно занимается своим духовным развитием, овладевает арабской и русской письменностью.

Молодежь аула Ульгули, объединившаяся вокруг Исы в кружок "Ес-Аймак", построила своими силами школу. В ней акын учил земляков играть на домбре, устраивал концерты. Прекрасный наездник, он преподавал джигитовку.

Мало кто знал, какие думы вынашивал в своем сердце молодой акын, какие песни слагало его живое воображение, но он чувствовал в себе силы и готов был заявить о своем таланте в полный голос.

Источник: biografia.kz

Бөлісу: