Внедрение в образование нового содержания предъявляет более высокие требования к претендентам на обучение в Назарбаев интеллектуальных школах. В связи с этим, действующая система отбора в НИШ была проанализирована и сопоставлена с международным опытом зарубежных стран. В результате была разработана новая система конкурсного отбора учащихся в 7 классы Интеллектуальных школ. Об этом корреспонденту BNews.kz сообщила заместитель директора Центра педагогических измерений АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Жамиля Есанова.
«Мы, совместно со стратегическими партнерами - Институтом педагогических измерений Сито (Нидерланды) и Центром талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса СТУ (США), разработали новую систему конкурсного отбора учащихся в 7 классы Интеллектуальных школ. Если рассматривать особенности новой системы в сравнении с действующей, то их несколько», - пояснила она.
Во-первых, как отметила Есанова, в нынешней системе отбор проводится в два этапа и в обоих этапах проводится предметное оценивание, а также повторяется ряд предметов. Тогда как в зарубежных странах такой конкурс проводится в один этап. Если используется двухэтапная система, то предметы не повторяются и цели каждого этапа отличаются.
«Минус в нынешней системе - низкая эффективность первого этапа. По результатам предыдущих проведенных отборов после первого этапа проходят на второй более 80% тестируемых. Тогда как, по мнению международных экспертов, при эффективной системе отбора уже на первом этапе должно отсеяться около 50% участников. Хотя для проведения первого этапа используется значительное количество ресурсов (финансовых и человеческих)», - говорит она.
Особенностью новой системы в данном направлении является то, что тестирование проводится в течение 2-х дней: в первый день - предметный тест (это математика, казахский, русский, английский языки); во второй день - тест на определение способностей тестируемого, который состоит из двух разделов «Количественные характеристики» и «Пространственное мышление». Предметы не повторяются. Все претенденты сдают как первый тест, так и второй, т.е. отсутствует деление на два этапа.
«Также меняется содержание самого текста. В целом увеличено количество заданий по каждому предмету и соответственно увеличено время тестирования. Если в действующей системе на каждый предмет отведено по 15 вопросов, то в новой: по математике - 40, по языкам - по 20 вопросов», - объясняет Есанова.
По ее словам, это увеличивает надежность самого теста. Количество вопросов по математике в 2 раза больше, чем по языкам, так как математика является профильным предметом.
«В действующей системе отбора применяются сырые баллы, и за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, независимо от уровня сложности задания. Сырые баллы по предметам суммируются, что приводит к не совсем объективному оцениванию уровня подготовленности тестируемого», - говорит представитель НИШ.
Сравнивая действующий метод оценки с мировым опытом, предлагается для каждого предмета предоставить собственную шкалу оценивания. Такие баллы по разным предметам можно будет суммировать, что позволит справедливо и надежно сравнивать результаты.
«Поэтому в новой системе предлагаем использовать статанализ, который позволит при обработке результатов оценивать качество отдельно взятого вопроса, вычислить уровень сложности каждого вопроса, а также во время обработки выявить некачественные вопросы. Статистическая обработка будет проводиться не вручную, а через программное обеспечение, т.е. отсутствует влияние человеческого фактора на оценивание», - пояснила Есанова.
Также в списке нововведений - изменения по минимальным требованиям для участия в конкурсе на грант и правила присуждения гранта.
«Если по действующей системе для участия на грант необходимо набрать 30 и более % от максимально возможного балла по каждому предмету, то по новой системе необходимо будет набрать по математике 35% и более, по тестам «Количественные характеристики» - 40 %и более», - заключила она.
Минимальные баллы установлены с учетом результатов апробационных исследований на базе Назарбаев Интеллектуальных школ и организаций среднего образования республики и согласованы с экспертами стратегических партнеров.
Жанна НАКИПОВА
www.bnews.kz
09.04.2013 г.
Внедрение в образование нового содержания предъявляет более высокие требования к претендентам на обучение в Назарбаев интеллектуальных школах. В связи с этим, действующая система отбора в НИШ была проанализирована и сопоставлена с международным опытом зарубежных стран. В результате была разработана новая система конкурсного отбора учащихся в 7 классы Интеллектуальных школ. Об этом корреспонденту BNews.kz сообщила заместитель директора Центра педагогических измерений АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Жамиля Есанова.
«Мы, совместно со стратегическими партнерами - Институтом педагогических измерений Сито (Нидерланды) и Центром талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса СТУ (США), разработали новую систему конкурсного отбора учащихся в 7 классы Интеллектуальных школ. Если рассматривать особенности новой системы в сравнении с действующей, то их несколько», - пояснила она.
Во-первых, как отметила Есанова, в нынешней системе отбор проводится в два этапа и в обоих этапах проводится предметное оценивание, а также повторяется ряд предметов. Тогда как в зарубежных странах такой конкурс проводится в один этап. Если используется двухэтапная система, то предметы не повторяются и цели каждого этапа отличаются.
«Минус в нынешней системе - низкая эффективность первого этапа. По результатам предыдущих проведенных отборов после первого этапа проходят на второй более 80% тестируемых. Тогда как, по мнению международных экспертов, при эффективной системе отбора уже на первом этапе должно отсеяться около 50% участников. Хотя для проведения первого этапа используется значительное количество ресурсов (финансовых и человеческих)», - говорит она.
Особенностью новой системы в данном направлении является то, что тестирование проводится в течение 2-х дней: в первый день - предметный тест (это математика, казахский, русский, английский языки); во второй день - тест на определение способностей тестируемого, который состоит из двух разделов «Количественные характеристики» и «Пространственное мышление». Предметы не повторяются. Все претенденты сдают как первый тест, так и второй, т.е. отсутствует деление на два этапа.
«Также меняется содержание самого текста. В целом увеличено количество заданий по каждому предмету и соответственно увеличено время тестирования. Если в действующей системе на каждый предмет отведено по 15 вопросов, то в новой: по математике - 40, по языкам - по 20 вопросов», - объясняет Есанова.
По ее словам, это увеличивает надежность самого теста. Количество вопросов по математике в 2 раза больше, чем по языкам, так как математика является профильным предметом.
«В действующей системе отбора применяются сырые баллы, и за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, независимо от уровня сложности задания. Сырые баллы по предметам суммируются, что приводит к не совсем объективному оцениванию уровня подготовленности тестируемого», - говорит представитель НИШ.
Сравнивая действующий метод оценки с мировым опытом, предлагается для каждого предмета предоставить собственную шкалу оценивания. Такие баллы по разным предметам можно будет суммировать, что позволит справедливо и надежно сравнивать результаты.
«Поэтому в новой системе предлагаем использовать статанализ, который позволит при обработке результатов оценивать качество отдельно взятого вопроса, вычислить уровень сложности каждого вопроса, а также во время обработки выявить некачественные вопросы. Статистическая обработка будет проводиться не вручную, а через программное обеспечение, т.е. отсутствует влияние человеческого фактора на оценивание», - пояснила Есанова.
Также в списке нововведений - изменения по минимальным требованиям для участия в конкурсе на грант и правила присуждения гранта.
«Если по действующей системе для участия на грант необходимо набрать 30 и более % от максимально возможного балла по каждому предмету, то по новой системе необходимо будет набрать по математике 35% и более, по тестам «Количественные характеристики» - 40 %и более», - заключила она.
Минимальные баллы установлены с учетом результатов апробационных исследований на базе Назарбаев Интеллектуальных школ и организаций среднего образования республики и согласованы с экспертами стратегических партнеров.
Жанна НАКИПОВА
www.bnews.kz
09.04.2013 г.