Салихитдин Айтбаев

23 Сәуір 2013, 05:28

  Живописец, художник, заслуженный деятель искусств Казахстана АЙТБАЕВ Салихитдин Абдысадыкович - живописец, художник, заслуженный деятель искусств Казахстана, лауреат премии Ленинского комсомола. Уроженец города Кызылорда. Окончил Алматинское художественное училище по классу М.Кенебаева. Его картины «Шопандар демалысы», «Бақыт», «Жас қазақтар», «Қонақтар келді» придают своеобразный вид казахскому изобразительному искусству. Написал портреты «Ә.Әлімжанов», «Ана», «Әке», «Шопан», «Абай», серию работ, посвященных архитектурным памятникам средневековой Хивы. Знакомство с оригиналами творений П.Пикассо и А.Матисса произвело благородное влияние на его художественные произведения. Живописные и графические произведения С.Айтбаева сохранены в Казахском государственном музее искусств имени А.Кастеева. В середине шестидесятых годов двадцативосьмилетний Айтбаев буквально ворвался в казахское изобразительное искусство: полотна, ставшие доминантой всего его последующего творчества — «Портрет отца» (1965) и «Счастье» (1966), сразу же отметили на всесоюзной молодежной выставке. Отныне по двум этим руслам — обобщенно монументального, патриотического и лирически-камерного, романтического — и будет развиваться его искусство. Казалось, что, создавая свои крупноформатные полотна, запечатлевающие образы молодых казахов-ровесников, ему тут же не терпелось приблизить особо дорогие лица к зрителям, одухотворить их своей любовью, дать возможность и другим удивиться их неповторимости. Впрочем, патриотизм его тоже был романтичным, в духе времени, вдруг на какой-то короткий миг давшего пробудиться национальному самосознанию, чтобы потом подвергнуть его длительной амнезии. Художественное эго упорно сопротивлялось этому. Из молчаливого противостояния творческого духа системе рождалось национальное казахское изобразительное искусство. Кисамединов, Тогусбаев, Айтбаев, Табиев, Досмагамбетов, Мергенов — единомышленники, курдасы, друзья. На выставке памяти Салихитдина Айтбаева, открывшейся в галерее «Улар», столь безвременно ушедшее поколение представлял председатель Союза художников Казахстана Еркин Мергенов и искусствоведы, посвятившие творчеству «шестидесятников» немало прекрасных страниц, — Баян Барманкулова и Валентина Бучинская. Экспозиция включает более сорока работ из частных собраний семьи художника, известных коллекционеров — Юрия Кошкина и Альжана Шомаева — и наиболее ярко отражает плодотворные для художника семидесятые годы. Здесь литографские листы, иллюстрирующие поэзию Олжаса Сулейменова (1971), представляющие мало известного нам Айтбаева-графика, и полотна, вошедшие в каталоги казахстанского изобразительного искусства, — «Портрет старика» (1971), «Дед и внуки» (1974), «Девочка у юрты» (1974), «Хива. Медресе» (1975) и другие. По словам директора галереи «Улар» Юрия Марковича, полотна Айтбаева в их залах — не редкость. И выставку его памяти галерея организовала сама, без всякой спонсорской поддержки. В табели о рангах национальной школы живописи Салихитдин Айтбаев занимает незыблемое место, ибо успел создать свой художественный мир, свой стиль, свою манеру. Его мир в знакомых образах детей, стариков, лошадей, верблюдов, в картинах незамысловатого быта на джайляу, простираясь на всю казахскую степь, достигает иных пределов. Потому что это мир человеческой любви. Мастер создает его в свойственной ему мозаичной манере, в серо-зелено-синей довольно темной палитре, освещая полотна единственно надежным источником света — своей души. Этот свет не меркнет с годами, а множится в душах любителей искусства, в творчестве других художников. Тому пример — персональная выставка Валтера Никкарева «Воспоминания об Айтбаеве», открытая в галерее «Инкар». История мирового искусства знает случаи посвящения художниками друг другу своих произведений. Как правило, это парафраз, вариации излюбленных тем, в определенной мере стилизация. У Валтера Никкарева не было необходимости стилизовать, два этих художника схожи по манере письма, колориту, поскольку оба признанные последователи Сезанна. Говорят, когда Валтер Никкарев впервые увидел работы Айтбаева, он воскликнул: «Как будто я писал!». Салихитдин Айтбаев тоже видел известную серию натюрмортов с тополиными ветками Никкарева. Он сказал: «Хороший парень». В устах Калжана, как звали художника друзья, это была высшая похвала. Потому что, когда ему работы не нравились, он просто поворачивался и уходил. Потрясенный трагической смертью Салихитдина Айтбаева, темиртауский художник создал серию работ по его мотивам «Степь», «Жеребец», «Всадник», «Верблюжонок». Как признается в одном из интервью он сам, работа над этими образами приблизила к нему, пленнику урбанистического мира, первозданную степь, помогла понять душу народа, на земле которого переплелись столь многие, порой трагические судьбы. Сегодня казахская тема занимает все больше места в его творчестве. Галерея «Инкар» провела в мае 1994 года последнюю прижизненную выставку Салихитдина Айтбаева. Он сам захотел, чтобы она была не персональной, а в компании еще двух «шестидесятников» — народного художника Казахстана Евгения Сидоркина и заслуженного деятеля искусств Бориса Пака. Наверное, многим он запомнился тогда — в белом костюме, счастливый, столь редко улыбающийся. Казалось, жизнь и в безвременье девяностых еще могла наладиться. Но в начале золотой алматинской осени его не стало. Источник: biografia.kz

 

Живописец, художник, заслуженный деятель искусств Казахстана

АЙТБАЕВ Салихитдин Абдысадыкович - живописец, художник, заслуженный деятель искусств Казахстана, лауреат премии Ленинского комсомола. Уроженец города Кызылорда. Окончил Алматинское художественное училище по классу М.Кенебаева.

Его картины «Шопандар демалысы», «Бақыт», «Жас қазақтар», «Қонақтар келді» придают своеобразный вид казахскому изобразительному искусству. Написал портреты «Ә.Әлімжанов», «Ана», «Әке», «Шопан», «Абай», серию работ, посвященных архитектурным памятникам средневековой Хивы.

Знакомство с оригиналами творений П.Пикассо и А.Матисса произвело благородное влияние на его художественные произведения. Живописные и графические произведения С.Айтбаева сохранены в Казахском государственном музее искусств имени А.Кастеева.

В середине шестидесятых годов двадцативосьмилетний Айтбаев буквально ворвался в казахское изобразительное искусство: полотна, ставшие доминантой всего его последующего творчества — «Портрет отца» (1965) и «Счастье» (1966), сразу же отметили на всесоюзной молодежной выставке. Отныне по двум этим руслам — обобщенно монументального, патриотического и лирически-камерного, романтического — и будет развиваться его искусство. Казалось, что, создавая свои крупноформатные полотна, запечатлевающие образы молодых казахов-ровесников, ему тут же не терпелось приблизить особо дорогие лица к зрителям, одухотворить их своей любовью, дать возможность и другим удивиться их неповторимости. Впрочем, патриотизм его тоже был романтичным, в духе времени, вдруг на какой-то короткий миг давшего пробудиться национальному самосознанию, чтобы потом подвергнуть его длительной амнезии. Художественное эго упорно сопротивлялось этому. Из молчаливого противостояния творческого духа системе рождалось национальное казахское изобразительное искусство. Кисамединов, Тогусбаев, Айтбаев, Табиев, Досмагамбетов, Мергенов — единомышленники, курдасы, друзья.

На выставке памяти Салихитдина Айтбаева, открывшейся в галерее «Улар», столь безвременно ушедшее поколение представлял председатель Союза художников Казахстана Еркин Мергенов и искусствоведы, посвятившие творчеству «шестидесятников» немало прекрасных страниц, — Баян Барманкулова и Валентина Бучинская. Экспозиция включает более сорока работ из частных собраний семьи художника, известных коллекционеров — Юрия Кошкина и Альжана Шомаева — и наиболее ярко отражает плодотворные для художника семидесятые годы. Здесь литографские листы, иллюстрирующие поэзию Олжаса Сулейменова (1971), представляющие мало известного нам Айтбаева-графика, и полотна, вошедшие в каталоги казахстанского изобразительного искусства, — «Портрет старика» (1971), «Дед и внуки» (1974), «Девочка у юрты» (1974), «Хива. Медресе» (1975) и другие. По словам директора галереи «Улар» Юрия Марковича, полотна Айтбаева в их залах — не редкость. И выставку его памяти галерея организовала сама, без всякой спонсорской поддержки.

В табели о рангах национальной школы живописи Салихитдин Айтбаев занимает незыблемое место, ибо успел создать свой художественный мир, свой стиль, свою манеру. Его мир в знакомых образах детей, стариков, лошадей, верблюдов, в картинах незамысловатого быта на джайляу, простираясь на всю казахскую степь, достигает иных пределов. Потому что это мир человеческой любви. Мастер создает его в свойственной ему мозаичной манере, в серо-зелено-синей довольно темной палитре, освещая полотна единственно надежным источником света — своей души. Этот свет не меркнет с годами, а множится в душах любителей искусства, в творчестве других художников.

Тому пример — персональная выставка Валтера Никкарева «Воспоминания об Айтбаеве», открытая в галерее «Инкар». История мирового искусства знает случаи посвящения художниками друг другу своих произведений. Как правило, это парафраз, вариации излюбленных тем, в определенной мере стилизация. У Валтера Никкарева не было необходимости стилизовать, два этих художника схожи по манере письма, колориту, поскольку оба признанные последователи Сезанна. Говорят, когда Валтер Никкарев впервые увидел работы Айтбаева, он воскликнул: «Как будто я писал!». Салихитдин Айтбаев тоже видел известную серию натюрмортов с тополиными ветками Никкарева. Он сказал: «Хороший парень». В устах Калжана, как звали художника друзья, это была высшая похвала. Потому что, когда ему работы не нравились, он просто поворачивался и уходил.

Потрясенный трагической смертью Салихитдина Айтбаева, темиртауский художник создал серию работ по его мотивам «Степь», «Жеребец», «Всадник», «Верблюжонок». Как признается в одном из интервью он сам, работа над этими образами приблизила к нему, пленнику урбанистического мира, первозданную степь, помогла понять душу народа, на земле которого переплелись столь многие, порой трагические судьбы. Сегодня казахская тема занимает все больше места в его творчестве.

Галерея «Инкар» провела в мае 1994 года последнюю прижизненную выставку Салихитдина Айтбаева. Он сам захотел, чтобы она была не персональной, а в компании еще двух «шестидесятников» — народного художника Казахстана Евгения Сидоркина и заслуженного деятеля искусств Бориса Пака. Наверное, многим он запомнился тогда — в белом костюме, счастливый, столь редко улыбающийся. Казалось, жизнь и в безвременье девяностых еще могла наладиться. Но в начале золотой алматинской осени его не стало.



Источник: biografia.kz

Бөлісу: