Творчество

22 Сәуір 2013, 06:16

  Нобелевская премия была присуждена Тумасу Транстремеру с формулировкой "благодаря его насыщенным прозрачным образам мы смогли увидеть реальность по-новому". Формулировка кажется точной: в поэзии Транстремера, действительно, самое главное - это те самые "прозрачные образы". При первом прочтении может показаться, что в поэзии Транстремера нет ничего особенного: короткие нерифмованные стихотворения-зарисовки о том, что окружает поэта: то об уже упоминавшейся тюрьме для несовершеннолетних, то о собственном доме, то о природе, потом снова о природе, потом еще. Впрочем, слово "природа" тут не очень подходит - Транстремер как будто фотографирует мгновение, а потом подробно его разбирает: "Олень на солнце // иголками мелькают мухи // пришивают тень к земле" (перевод Анатолия Кудрявицкого). После "фотографирования" реальности Тумас Транстремер идет дальше: когда читатель привыкает к картинке, в поэзии вдруг начинает обнаруживаться мистика - то вдруг появятся тролли, то замаячит река Стикс на горизонте. То вдруг - как в стихотворении "Романские арки" (его можно послушать в исполнении автора тут) - к лирическому герою в толпе туристов в церкви обратится ангел, и он в слезах выйдет на площадь - "вместе с Мистером и Миссис Джонс, Господином Танакой и Синьорой Саббатини". Не из-за этой ли любви к мистике наиболее привечаемым российским писателем для Транстремера был Гоголь? Иногда метафизические рассуждения обходятся и вовсе без описаний природы. "Смерть склонилась надо мной // я шахматный этюд // она знает решение". Транстремер немногословен, его образы довольно скупы (причем не только в хокку), в них выделены одна-две важных черты. Их даже можно сравнить с музицированием на фортепьяно одной рукой: никаких лишних звуков. Транстремер - поэт старой формации, он никуда не спешит, не гонится за временем, не пытается быть современным. Новые слова он ищет прежде всего в себе самом, и поэтому все описания природы, городов, каких-то отдельных ситуаций - это не просто описания, это взгляд Транстремера. Фигура, позиция поэта оказывается при описаниях едва ли не важнее описываемых объектов - так, как и положено "высокой" лирике.   Орлиные скалы Рептилии за стеклом террариума — недвижные и странные. В тишине женщина развешивает белье. Смерть спокойна. Во глубине глубин плывет моя душа — тихо, как комета. Тюрьма (Девять хайку из тюрьмы для несовершеннолетних преступников в Хэльбю) * * * Замешательство во время игры в футбол: мяч перелетел через стену. * * * Они шумят пугают время чтоб оно шло быстрее * * * Жизнь с опиской красота здесь — картинки на татуировках * * * Пойманный беглец опорожняет карманы полные лисичек * * * Шум работ, игла сторожевой башни удивляют лес * * * Решетка поднята входим во внутренний двор в иное время года * * * Лампа освещает стену мошки видят пятно нереального света * * * Ночью проезжает грузовик сны узников дрожат * * * Выпив молока парень засыпает камера — каменная мать Из цикла «Великое таинство» Хайку * * * Висячие сады в тибетском монастыре — сцена битвы * * * Стена безнадежности… прилетают и улетают безликие голуби * * * Олень на солнце… иголками мелькают мухи пришивают тень к земле * * * Ноябрьское солнце… моя гигантская тень плывет расплывается * * * Смерть склонилась надо мной я шахматный этюд она знает решение * * * Солнце зашло на меня смотрят буксиры с бульдожьими мордами * * * На выступах трещины и тропинки троллей: сон, айсберг * * * На солнцепеке взбираюсь на холм козы щиплют пламя * * * Палые листья бесценные как свитки Мертвого моря * * * Он пишет, пишет… в канале течет клей переправа через Стикс * * * Чаща леса дом безденежного бога стены сияют * * * Аллеи бредут на поводке солнечного света — кто-нибудь звал? * * * Солнце пылает… мачта с черными парусами из прошлых времен * * * Крыша трескается и мертвец видит меня — о это лицо! * * * Тишина цвета пепла… синий гигант идет мимо, холодный ветер с моря        

 

Нобелевская премия была присуждена Тумасу Транстремеру с формулировкой "благодаря его насыщенным прозрачным образам мы смогли увидеть реальность по-новому". Формулировка кажется точной: в поэзии Транстремера, действительно, самое главное - это те самые "прозрачные образы".

При первом прочтении может показаться, что в поэзии Транстремера нет ничего особенного: короткие нерифмованные стихотворения-зарисовки о том, что окружает поэта: то об уже упоминавшейся тюрьме для несовершеннолетних, то о собственном доме, то о природе, потом снова о природе, потом еще. Впрочем, слово "природа" тут не очень подходит - Транстремер как будто фотографирует мгновение, а потом подробно его разбирает: "Олень на солнце // иголками мелькают мухи // пришивают тень к земле" (перевод Анатолия Кудрявицкого).

После "фотографирования" реальности Тумас Транстремер идет дальше: когда читатель привыкает к картинке, в поэзии вдруг начинает обнаруживаться мистика - то вдруг появятся тролли, то замаячит река Стикс на горизонте. То вдруг - как в стихотворении "Романские арки" (его можно послушать в исполнении автора тут) - к лирическому герою в толпе туристов в церкви обратится ангел, и он в слезах выйдет на площадь - "вместе с Мистером и Миссис Джонс, Господином Танакой и Синьорой Саббатини". Не из-за этой ли любви к мистике наиболее привечаемым российским писателем для Транстремера был Гоголь?

Иногда метафизические рассуждения обходятся и вовсе без описаний природы. "Смерть склонилась надо мной // я шахматный этюд // она знает решение". Транстремер немногословен, его образы довольно скупы (причем не только в хокку), в них выделены одна-две важных черты. Их даже можно сравнить с музицированием на фортепьяно одной рукой: никаких лишних звуков.

Транстремер - поэт старой формации, он никуда не спешит, не гонится за временем, не пытается быть современным. Новые слова он ищет прежде всего в себе самом, и поэтому все описания природы, городов, каких-то отдельных ситуаций - это не просто описания, это взгляд Транстремера. Фигура, позиция поэта оказывается при описаниях едва ли не важнее описываемых объектов - так, как и положено "высокой" лирике.

 


Орлиные скалы

Рептилии
за стеклом террариума —
недвижные и странные.

В тишине женщина
развешивает белье.
Смерть спокойна.

Во глубине глубин
плывет моя душа —
тихо, как комета.

Тюрьма

(Девять хайку из тюрьмы
для несовершеннолетних преступников в Хэльбю)


* * *

Замешательство
во время игры в футбол:
мяч перелетел через стену.


* * *

Они шумят
пугают время
чтоб оно шло быстрее


* * *

Жизнь с опиской
красота здесь —
картинки на татуировках


* * *

Пойманный беглец
опорожняет карманы
полные лисичек


* * *

Шум работ,
игла сторожевой башни
удивляют лес

* * *

Решетка поднята
входим во внутренний двор
в иное время года

* * *

Лампа освещает стену
мошки видят пятно
нереального света

* * *

Ночью проезжает грузовик сны узников
дрожат

* * *

Выпив молока
парень засыпает
камера — каменная мать


Из цикла «Великое таинство»


Хайку

* * *

Висячие сады
в тибетском монастыре —
сцена битвы


* * *

Стена безнадежности…
прилетают и улетают
безликие голуби


* * *

Олень на солнце…
иголками мелькают мухи
пришивают тень к земле

* * *

Ноябрьское солнце…
моя гигантская тень плывет
расплывается

* * *

Смерть склонилась надо мной
я шахматный этюд
она знает решение

* * *

Солнце зашло
на меня смотрят буксиры
с бульдожьими мордами

* * *

На выступах
трещины и тропинки троллей:
сон, айсберг

* * *

На солнцепеке
взбираюсь на холм
козы щиплют пламя

* * *

Палые листья
бесценные как свитки
Мертвого моря

* * *

Он пишет, пишет…
в канале течет клей
переправа через Стикс

* * *

Чаща леса
дом безденежного бога
стены сияют

* * *

Аллеи бредут
на поводке солнечного света —
кто-нибудь звал?

* * *

Солнце пылает…
мачта с черными парусами
из прошлых времен

* * *

Крыша трескается
и мертвец видит меня —
о это лицо!

* * *

Тишина цвета пепла…
синий гигант идет мимо,
холодный ветер с моря

 

 

 

 

Бөлісу: