17 Сәуір 2013, 10:06
Касым Рахимжанович Аманжолов вошел в литературу в начале 30-х годов. Он родился в 1911 году в Каркаралинском районе Карагандинской области, рано потерял родителей и воспитывался в интернате. С 1927 по 1930 год учился в ветеринарном техникуме.
С 1932 года работает в области журналистики — в редакции республиканской молодежной газеты «Лениншил жас». С начала Великой Отечественной войны по 1946 год поэт в рядах Советской Армии. После демобилизации некоторое время заведует отделом поэзии журнала «Әдебиет және өнер».
Первые стихи К. Аманжолов опубликовал еще двадцатилетним юношей. В 1938 году была издана его первая книга — сборник стихов «Исповедь жизни», рассказывающая о жизни и труде сверстников поэта — молодых строителей коммунизма. В этом же году на литературном конкурсе, посвященном двадцатилетию Ленинского комсомола, второй премией была отмечена поэма К. Аманжолова «Таинственная девушка». В 1939 году публикуется сатирическая поэма поэта «Азгынбаев». В годы войны помимо многочисленных патриотических стихов К. Аманжолов создает поэму «Смерть поэта», воскрешающую светлый образ погибшего на фронте молодого казахского поэта Абдуллы Жумагалиева.
Вторая книга стихов К. Аманжолова «Буря», вышедшая в 19481 году, включает, в основном, стихи военных лет и поэму «Наш дастан».
Поэтом была переведена на казахский язык поэма В. Маяковского «Во весь голос».
При жизни Аманжолова многие из нас считали, что он поэт преимущественно гражданского пафоса, поэт-публицист. Но когда вышло полное собрание сочинений Аманжолова, мы увидели поэта многогранного, чрезвычайно интересного в своих творческих исканиях. Объясняется такое «открытие» просто — здесь впервые напечатаны некоторые его сатирические и лирические стихи. Впервые потому, что примитивное представление о социалистическом искусстве, дурной художественный вкус у критики, новорапповские наскоки на все оригинальное, самобытное, имевшие место в казахской литературе, мешали не одному Аманжолову открывать перед читателем-другом свои задушевные думы.
Наш народ, с волнением и любовью читающий поэмы «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Ромео и Джульетта», «Козы Корпеш и Баян-Слу», письмо Татьяны к Онегину, глубоко заинтересован в том, чтобы создавались стихи и поэмы, воспевающие как трудовую доблесть, так и светлую любовь молодого поколения, живущего в счастливое советское время. И замечательные лирические стихи были ответом Аманжолова на это законное требование читателей. Нравственная чистота, верность в любви, глубина чувств — вот постоянные качества его лирического героя. Такая поэзия вызывает у читателя благородные чувства, служит его эмоциональному воспитанию.
Поэт-реалист, Аманжолов умел всесторонне обрисовать чувства солдата: горе, тоску, радость. Так, например, волнующий мотив тоски проходит через многие его фронтовые стихотворения. И в этом нет ничего предосудительного. Человек, находящийся на грани жизни и смерти, не может не тосковать по родному дому, по своей семье, любимой жене, матери. Темой ряда фронтовых стихов А. Суркова, К. Симонова также является тоска солдата по родной земле, любимой подруге и друзьям.
Но в некоторых фронтовых стихотворениях Аманжолов преувеличивает это чувство, доводит его почти до пессимизма.
Источник: biografia.kz