16 Сәуір 2013, 04:34
Если Рашид ад-Дин вводит в библейскую интерпретацию ранней истории человечества Алаша-хана (Алынша, Абулджа), то это не по незнанию. Видимо, древность этой великолепной мифической фигуры была настолько несомненна, что историк просто не смог проигнорировать ее. Таким образом, Алаша-хан как родоначальник тюрков и монголов, как основатель первого государства древних кочевников Евразии находит свое место в восточной историографии.
Предположение позднейших авторов (Ч. Валиханов. А. Чулошников) о датах жизни Алаша-хана, определяемых ими второй половиной XIV в.. противоречит сообщениям ранних источников и не основывается на объективных данных. В истории сохранились сведения о том, что Тимур (Аксак Темир) во время первого похода на Токтамыша, проходя через кочевья казахов Каракума, разгромил их улусы и повесил двух ханов - Амета и Самета. а затем отправил к ним для распространения ислама учителей. Но это же не говорит о том, что они (Амет, Самет) были сыновьями Алаша-хана. Скорее всего предание, на котором основывается вывод Ч. Валиханова возникло в связи с борьбой Урус-хана с Тимуром. Действительно, продвижение Тимура встретило яростное сопротивление со стороны Урус-хана и его сыновей, правителей Ак Орды, известной еще и как улысы Алаша. Таким образом, вывод Ч. Валиханова о том, что Тамерлан "...в своем походе на Тохтамыша (1392) убил детеи первого киргизского (казахского. - Ж. А.) хана Алача". требует дополнительных аргументов.
А. П. Чулошников. следуя во многом Ч. Валиханову, пишет: "Казахский народ сложился еще а первой половине XIV века., и первым ханом его назывании Алача, прокаженного и гонимого сына туранского или туркестанского государя". Далее он отмечает следующее: "...эти казахи XIV в. ... были первой не совсем удавшейся попыткой соединения всех недовольных и будировавщих элементов степи" [68. С. 275].
Безусловно, еще в XIV в., несмотря на сильные позиции чингисидов, память об Алаша-хане и об истоках самостоятельного государства была достаточно жизнеспособной. Само возникновение казахского ханства в середине XV в. при Керее и Жанибеке - явление, связанное не столько с распадом Золотой Орды и последующих федераций, сколько свидетельствующее о наличии определенной группы населения, заинтересованной в воссоздании своего национального государства. Несмотря на многие тысячелетия, преемственность государственной власти алашаханидов не ослабла. Степные племена всегда относили себя к народу алаш.
Именно поэтому исторические предания об Алаша-хане не только самые древние на территории Казахстана, но и самые известные. Ч. Валиханов квалифицирует их как "общее народное сказание, известное каждому киргизу (казаху -Ж. А.), питающему хоть малую претензию на белобородство и старое ухо (кaрi кулак - много слышавший)" [9. Т. 2. С. 158].
Мощная идеология государственности, зародившаяся еще в III-II тыс. до н. э., продолжала жить во времена гуннов, тюрков, огузов, карлуков, кыпшаков. На нее наслаивались кое-какие элементы, новые имена, но суть оставалась прежней. Зарождалась и генерировалась эта идея на степных просторах Сарыарки.
В период образования Казахского ханства культ Алаша-хана оживает и начинает служить новому государству степных племен как национальная идея. Именно в этот период (XV-XVI вв.) строится мавзолей в честь первого степного хана. Возможно, что этот мавзолей построен именно там, где раньше находилась древняя святыня или жертвенник в честь Алаша-хана.
Артыкбаев Ж.О. Материалы к истории правящего дома казахов. - Алматы: Гылым, 2001. Серия "Казахстан: история в профиль".
Источник: biografia.kz