Шежире связывает начало казахского этноса с Алаша-ханом

16 Сәуір 2013, 04:33

  Шежире связывает начало казахского этноса с Алаша-ханом. Это утверждение - в традициях сильной персонификации истории и безусловно, не противоречит истине. История казахского народа, да и всех кочевых народов Центральной Азии, рассматривается через призму деятельности отдельных ханов и родоначальников. Таким образом, легенда об Алаша-хане и народе алаш выражает это государственное начало. Поэтому казахское шежире имеет полное основание заявить о том, что казахи стали известны истории только со времен Алаша-хана, хотя само мифологическое содержание легенды говорит о древности этого начала. Наиболее сложный вопрос - определение дат жизни Алаша-хана. первого казахского хана. Легенды и исторические предания дают лишь косвенные ориентиры. В них проскальзывает седая древность - порядок, слагающийся из хаоса; государственность, формирующаяся из разрозненных групп людей. Как явствует из легенд, самостоятельное государственное начало кочевников Евразии складывается еще до I тыс. до н. э. В те времена тюрки и монголы еще не выделились из основной массы алтайских племен. Возможно, речь идет о временах господства в степях в III-II тыс. до н. э. этносов арья, тур, хьон и т. д. Крупнейшие памятники финальной эпохи бронзы, в частности бегазинские курганы, сооружались, безусловно, в честь правящей элиты. Есть полное основание говорить о них как о царских курганах. Следовательно, царские династии складывались на территории Центрального Казахстана в первых государственных образованиях эпохи поздней бронзы. Одна из отличительных черт этих царских курганов - наличие обходной галереи, которая в классическом виде в позднейших сооружениях встречается только в мавзолее Алаша-хана. Кроме того, эпоха бронзы известна крупнейшими преобразованиями в хозяйственно-культурном плане. Значительное место в комплексном хозяйстве племен эпохи бронзы занимала древняя металлургия. На огромнейшей территории Казахстана, и в особенности в северных и центральных районах, добывались тысячи тонн цветных металлов, особенно меди. Речь идет о формировании в эту эпоху крупного центра металлургии, который обеспечивал драгоценными металлами всю Евразию. Итогом этого процесса являются два результата:  во-первых, начало функционировать крупнейшее торговое сообщение между югом и севером. Меридиональный маршрут соединил такие древние цивилизации, как Индия, Китай, Иран и Греция со степной зоной Евразии. Этот медный путь позже стал именоваться Сарысуским трактом. Поскольку основная часть его маршрута проходила по берегам р. Сарысу - единственной водной артерии, связывающей юг Средней Азии и Казахстан; во-вторых, подобное развитие социально-экономических процессов не могло не привести к образованию сильной политической системы. К этому времени относится и формирование культа Алаша-хана. олицетворяющего единство кочевых племен и сакральность складывающейся властной структуры. Таким образом, начало государственности на степной территории Казахстана восходит к III-II тыс. до н. э. По мере продвижения степных племен на юг культ Алаша-хана, воспоминания о нем как о первопредке тюрков и монголов и устроителе первого государства попадают в восточные исторические своды. Источник: biografia.kz

 

Шежире связывает начало казахского этноса с Алаша-ханом. Это утверждение - в традициях сильной персонификации истории и безусловно, не противоречит истине. История казахского народа, да и всех кочевых народов Центральной Азии, рассматривается через призму деятельности отдельных ханов и родоначальников. Таким образом, легенда об Алаша-хане и народе алаш выражает это государственное начало. Поэтому казахское шежире имеет полное основание заявить о том, что казахи стали известны истории только со времен Алаша-хана, хотя само мифологическое содержание легенды говорит о древности этого начала.

Наиболее сложный вопрос - определение дат жизни Алаша-хана. первого казахского хана. Легенды и исторические предания дают лишь косвенные ориентиры. В них проскальзывает седая древность - порядок, слагающийся из хаоса; государственность, формирующаяся из разрозненных групп людей. Как явствует из легенд, самостоятельное государственное начало кочевников Евразии складывается еще до I тыс. до н. э. В те времена тюрки и монголы еще не выделились из основной массы алтайских племен. Возможно, речь идет о временах господства в степях в III-II тыс. до н. э. этносов арья, тур, хьон и т. д.

Крупнейшие памятники финальной эпохи бронзы, в частности бегазинские курганы, сооружались, безусловно, в честь правящей элиты. Есть полное основание говорить о них как о царских курганах. Следовательно, царские династии складывались на территории Центрального Казахстана в первых государственных образованиях эпохи поздней бронзы. Одна из отличительных черт этих царских курганов - наличие обходной галереи, которая в классическом виде в позднейших сооружениях встречается только в мавзолее Алаша-хана.

Кроме того, эпоха бронзы известна крупнейшими преобразованиями в хозяйственно-культурном плане. Значительное место в комплексном хозяйстве племен эпохи бронзы занимала древняя металлургия. На огромнейшей территории Казахстана, и в особенности в северных и центральных районах, добывались тысячи тонн цветных металлов, особенно меди. Речь идет о формировании в эту эпоху крупного центра металлургии, который обеспечивал драгоценными металлами всю Евразию. Итогом этого процесса являются два результата: 
во-первых, начало функционировать крупнейшее торговое сообщение между югом и севером. Меридиональный маршрут соединил такие древние цивилизации, как Индия, Китай, Иран и Греция со степной зоной Евразии. Этот медный путь позже стал именоваться Сарысуским трактом. Поскольку основная часть его маршрута проходила по берегам р. Сарысу - единственной водной артерии, связывающей юг Средней Азии и Казахстан;

во-вторых, подобное развитие социально-экономических процессов не могло не привести к образованию сильной политической системы. К этому времени относится и формирование культа Алаша-хана. олицетворяющего единство кочевых племен и сакральность складывающейся властной структуры. Таким образом, начало государственности на степной территории Казахстана восходит к III-II тыс. до н. э. По мере продвижения степных племен на юг культ Алаша-хана, воспоминания о нем как о первопредке тюрков и монголов и устроителе первого государства попадают в восточные исторические своды.

Источник: biografia.kz

Бөлісу: