Мифическая личность

16 Сәуір 2013, 04:09

  Вот откуда и каким священным для потомства Алаша заветом передано существующее между казахами благотворительное начало - конак-асы. Вот почему казах, встретив с чьей-либо стороны отказ себе в конак-асе, ссорится с ним, приводя слова Алаша относительно завещанной им потомству неразделенной инчи, и вот почему безнаказанно увозит он нередко у провинившегося перед ним соплеменника что-либо из имущества его. Другое, не менее конак-асы, завещанное потомству мудрым Алашем добро, это - жылу, т. е. вспомоществование погоревшим, или разоренным от неприятельского набега, или пострадавшим от суровой зимы родовичам" [45. С. 210-2 II]. Эти обычаи относятся к разряду коренных, изначальных традиций кочевого общества казахов. Древность их может быть освидетельствована связью с родовыми устоями кочевников. Родственный принцип определяет основу всей общественной системы казахов, а помощь родичу - это обязательной долг. Человек, отказывающийся от благотворительности и конак асы, восстанавливает против себя весь коллектив и общественное мнение. Все это грозит в конечном счете материальными расходами (штраф), а еще больше - нравственным наказанием, общественным презрением к нему соплеменников и чужеродцев, запретом на участие в общественных собраниях и праздничных мероприятиях. Самое страшное наказание в таких случаях - изгнание из рода - вообще равносильно смерти. Изучая казахские исторические предания, один из талантливых краеведов начала XX в. А. П. Чулошников отмечает следующее: "исторические легенды", под которыми мы подразумеваем здесь связанные народные повествования о собственном своем происхождении ... могут быть разделены на три более мелких разряда: 1) легенды и предания, вызванные определенным стремлением найти объяснение собственному национальному имени "казах"... 2) легенды и предания, непременно связывающие казак-киргизский народ с арабами и первыми прозелитами мухаммеданства... 3) наконец, легенды и предания, просто и бесхитростно повествующие о происхождении своего народа, не связывая его с правоверным мусульманством и не пытаясь отыскивать какой-либо особенный смысл в собственном его наименовании. Они-то, по большей части упоминающие об одной и той же мифической личности Алача, первом казахском хане, и есть наиболее ранние и наиболее ценные для нас, так как в них нашла свое выражение действительно древнейшая народная традиция о своем далеком прошлом" [68. С. 262-263J. Источник: biografia.kz

 

Вот откуда и каким священным для потомства Алаша заветом передано существующее между казахами благотворительное начало - конак-асы. Вот почему казах, встретив с чьей-либо стороны отказ себе в конак-асе, ссорится с ним, приводя слова Алаша относительно завещанной им потомству неразделенной инчи, и вот почему безнаказанно увозит он нередко у провинившегося перед ним соплеменника что-либо из имущества его.

Другое, не менее конак-асы, завещанное потомству мудрым Алашем добро, это - жылу, т. е. вспомоществование погоревшим, или разоренным от неприятельского набега, или пострадавшим от суровой зимы родовичам" [45. С. 210-2 II].

Эти обычаи относятся к разряду коренных, изначальных традиций кочевого общества казахов. Древность их может быть освидетельствована связью с родовыми устоями кочевников. Родственный принцип определяет основу всей общественной системы казахов, а помощь родичу - это обязательной долг. Человек, отказывающийся от благотворительности и конак асы, восстанавливает против себя весь коллектив и общественное мнение. Все это грозит в конечном счете материальными расходами (штраф), а еще больше - нравственным наказанием, общественным презрением к нему соплеменников и чужеродцев, запретом на участие в общественных собраниях и праздничных мероприятиях. Самое страшное наказание в таких случаях - изгнание из рода - вообще равносильно смерти.

Изучая казахские исторические предания, один из талантливых краеведов начала XX в. А. П. Чулошников отмечает следующее: "исторические легенды", под которыми мы подразумеваем здесь связанные народные повествования о собственном своем происхождении ... могут быть разделены на три более мелких разряда: 1) легенды и предания, вызванные определенным стремлением найти объяснение собственному национальному имени "казах"... 2) легенды и предания, непременно связывающие казак-киргизский народ с арабами и первыми прозелитами мухаммеданства... 3) наконец, легенды и предания, просто и бесхитростно повествующие о происхождении своего народа, не связывая его с правоверным мусульманством и не пытаясь отыскивать какой-либо особенный смысл в собственном его наименовании. Они-то, по большей части упоминающие об одной и той же мифической личности Алача, первом казахском хане, и есть наиболее ранние и наиболее ценные для нас, так как в них нашла свое выражение действительно древнейшая народная традиция о своем далеком прошлом" [68. С. 262-263J.

Источник: biografia.kz

Бөлісу: