16 Сәуір 2013, 04:04
Предание, записанное Ч. Валихановым, отличается от предыдущих некоторыми элементами: "Давно, очень давно, был в Туране государь по имени Абдулла, а по другим сведениям, - Абдул Азис-хан. У этого государя был прокаженный сын, названный потому Алача - пестрый. Отец его, исполняя древний обычай изгонять всех одержимых этой прилипчивый язвой, изгнал и сына своего. В то же время многие подданные, недовольные жестокостью Абдуллы и побуждаемые голодом, отправлялись в степи, лежащие на север от р.Сыр, в пески Каракум и Бурсук, и начали казачествовать. Храбрые и удалые батыры усилились до трех сотен и приобрели в скором времени известность, силу и богатство. Проходит несколько лет ... среди двух сотен является мудрый старец Алач (иностранец, чуждый) и говорит им речь до того сильную и убедительную, что казаки провозглашают его своим родоначальником и судьей, а по его совету приглашают прокаженного сына Абдуллы Алача и ставят его ханом. Таким образом, степные бродяги-казаки, сделавшиеся уже благоустроенным обществом и в некотором смысле нацией (если слово это можно применить к народности кочевой), в знаменование своей независимости, отдельности, в память именно своего Алача и отца - судьи Алача, назвались Алач, или по числу сотен - Уч Алач (три сотни)... Так народ Алач сделался народом Алача, а Алача его ханом". [9. Т. 2. С. 158-159].
Большим количеством народных традиций, связанных с правилами человеколюбия и благотворительности, казахи обязаны мудрому старцу Алаш, их зачинателю. К этому разряду относится и обычай "конак асы", который предполагает бесплатное угощение, приют и ночлег не только званому гостю, но всякому путнику-казаху. Этот обычай был настолько обязателен в традиционном обществе, что отказ в оном наказывался штрафом (айып) ат-тон.
Предание гласит: "Первый казахский родоначальник Алаш, по старости своих лет, отложив часть имевшегося у него скота себе, остальное разделил между тремя своими сыновьями, от которых происходят ныне существующие три орды: большая, средняя и малая, назвал доставшуюся каждому из них долю инчою (еншi, т. е. неотъемлемою и неприкосновенною собственностью каждого из них...
Но, - прибавил он потом, - так как по условиям вашей кочевой жизни, по роду занятия вашего скотоводством и по отчужденности вашей от оседлой жизни с ее торговлею и базаром, где всякий путник куда он ни приедет, находит себе за известную плату пула (денег) и приют, и жизненные припасы, - по неимению между вами всех этих требуемых удобств, трудно будет вам, а в особенности имеющему размножиться от вас потомству, ездить от одного к другому с нужными съестными припасами, потому что не повезете же на какой-нибудь полденный путь собственного барана, а еще более на дальний, особенно при вашем способе езды верхом, - то вам вечный завет: не берите при взаимном посещении вашем друг у друга платы за съестные припасы, будьте друг к другу постоянно как бы приглашенными в гости, пользуйтесь таким образом друг у друга правом конак-асы, или даровым, бесплатным приютом и угощением, - на что примите от меня еще оставшуюся у меня четвертую долю моего имущества и считайте ее уже не исключительно которого-либо из вас собственностью, а общим достоянием и как бы неразделенною между вами на веки веков инчою"
Да будет так, и не забудем мы твоего завета, - отвечали с покорностью братья, дети благородного родоначальника Алаша.
Источник: biografia.kz