Кенен Азирбаев

15 Сәуір 2013, 04:07

  Кенен Азербаев родился в Курдайском районе Жамбылской области в семье бедняка. Отец Азербай и мать Улдар, хорошие певцы и домбристы, заложили него любовь к музыке и народной песне. После смерти Улдар, Азербай, оставив семилетнего сына у своего брата Абденбая, отправляется на поиски лучшей доли. Сварливая жена дяди не выносит Кенена и ему приходится уйти в пастухи к баю Аймену. Известно, что в нужде растущие дети зреют быстро. Кенен повзрослел рано. С раннего возраста он начал сочинять кюи и песни. Выросший в бедности, он хорошо знал жизнь. С детских лет видел он страдания простых людей. В детстве ему казалось, что одни рождены повелевать, другие— повиноваться. Повзрослев, он понял, что это не так. Подростковый период его жизни был очень тяжелым. Его ранние песни "Салтаяк", "Ауыр таяк", "Жорга таяк", "Какпа тас" говорят об этом. Кенен Азербаев прошел школу выдающихся акынов и ораторов, чей талант по достоинству был оценен казахским обществом. Известные акыны Суюнбай, Бактыбай, Майкот, Кулманбет, Жамбыл, Сарбас, Кабан, Кылышбай, Тилемис, знаменитые мастера-шешены (острословы) Кебекбай, Ногайбай, Сапак, Болтрик и др. были его не только учеником, но и соратником многих из этой славной когорты людей искусства. Он рос, учился и воспитывался в среде этих великих людей. Он встречался с ними на айтысах. Устное песенное состязание в стиле импровизации играло огромную роль в жизни казахского народа, в развитии его песенной культуры. Одним из тех, кто оказал большое влияние на становление Кенена как композитора, был Ногайбай. Ногайбай бы не простым шешеном; он пользовался огромным авторитетом не только среди казахов, но и среди кыргызов. Он был образованным человеком. Приведем только один эпизод из жизни Ногайбая, показывающий каким авторитетом он пользовался. Как-то раз, кыргызский манап Шабдан уступил своего любимого белого иноходца Ногайбаю. Его друзья кыргызы упрекнули его:— "Зачем ты отдал своего коня первому попавшемуся казаху, ведь твое высокое положение не позволяет этого?" В ответ Шабдан сказал: "Мое высокое положение ниже его ораторского мастерства". Акыны, кюйши и шешены, прибывавшие в Семиречье, останавливалась у Ногайбая и Еркебая. Их привлекали гостеприимство и человечность этих людей. Вообще, раньше казахи, отправляясь в путь, не обременяли себя большой поклажей. Законы гостеприимства в степи никогда не нарушались, и поэтому в пути любой мог найти приют и пропитание. Не случайно существовала поговорка "У джигита все в пути, как у бори". Берi— по-казахски означает "серый волк". По преданию, "кек берi" было знаменем наших предков. Еще подростком написал Кенен известный кюй "Бозторгай". Кенен вспоминал: "Когда я пас овец, будучи подростком, я любил лежа на земле смотреть на небо. Как-то днем, в горах, я уснул и проснулся внезапно от чьих-то жалобных криков. Оглядев все вокруг, посмотрел на небо и увидел жаворонка. Он кружился надо мной и его жалобная песня все глубже проникала в мое сознание. Этот жалобный голос растревожил мою душу, вызвал в памяти горькие воспоминания детства и из моей груди вырвалась песня "Бозторгай" открыл путь к будущему, пробудил во мне страсть к песням мелодиям". И действительно, после "Бозторгая", Кенен стремится посещать все тои, где могли идти айтысы. Принимал непосредственное участие в народно-освободительном восстании казахов Семиречья против колониальной политики Российской империи 1916 году. После жестокого подавления восстания  карательными воисками находился в изгнании. В период изгнания им  было сочинено его автобиографическое произведение "Ой булбул". Многое пережил Кенен за долгую жизнь. Кенен принимал участие в установлении Советской власти в Казахстане. Кенен всегда был среди народа. В своих песнях он воспевал народ, новую жизнь, которая пришла в казахские аулы. Кенен принимал участие в декаде культуры Казахстана в Москве в 1936 г. В 1959 г. было отмечено 75-летие, а в 1974 г.— 90-летие великого акына. Его юбилеи отмечал весь Казахстан. В 1984 г. республика отметила столетие Кенена Азербаева. На его Родине в Ешкликурдае создан музей Кенена. Кенен-ата навсегда останется в памяти потомков. Все, созданное им за долгую жизнь, принадлежит нам. Источник: biografia.kz

 

Кенен Азербаев родился в Курдайском районе Жамбылской области в семье бедняка. Отец Азербай и мать Улдар, хорошие певцы и домбристы, заложили него любовь к музыке и народной песне. После смерти Улдар, Азербай, оставив семилетнего сына у своего брата Абденбая, отправляется на поиски лучшей доли. Сварливая жена дяди не выносит Кенена и ему приходится уйти в пастухи к баю Аймену. Известно, что в нужде растущие дети зреют быстро. Кенен повзрослел рано. С раннего возраста он начал сочинять кюи и песни. Выросший в бедности, он хорошо знал жизнь.

С детских лет видел он страдания простых людей. В детстве ему казалось, что одни рождены повелевать, другие— повиноваться. Повзрослев, он понял, что это не так. Подростковый период его жизни был очень тяжелым. Его ранние песни "Салтаяк", "Ауыр таяк", "Жорга таяк", "Какпа тас" говорят об этом. Кенен Азербаев прошел школу выдающихся акынов и ораторов, чей талант по достоинству был оценен казахским обществом. Известные акыны Суюнбай, Бактыбай, Майкот, Кулманбет, Жамбыл, Сарбас, Кабан, Кылышбай, Тилемис, знаменитые мастера-шешены (острословы) Кебекбай, Ногайбай, Сапак, Болтрик и др. были его не только учеником, но и соратником многих из этой славной когорты людей искусства. Он рос, учился и воспитывался в среде этих великих людей. Он встречался с ними на айтысах. Устное песенное состязание в стиле импровизации играло огромную роль в жизни казахского народа, в развитии его песенной культуры.

Одним из тех, кто оказал большое влияние на становление Кенена как композитора, был Ногайбай. Ногайбай бы не простым шешеном; он пользовался огромным авторитетом не только среди казахов, но и среди кыргызов. Он был образованным человеком. Приведем только один эпизод из жизни Ногайбая, показывающий каким авторитетом он пользовался. Как-то раз, кыргызский манап Шабдан уступил своего любимого белого иноходца Ногайбаю. Его друзья кыргызы упрекнули его:— "Зачем ты отдал своего коня первому попавшемуся казаху, ведь твое высокое положение не позволяет этого?" В ответ Шабдан сказал: "Мое высокое положение ниже его ораторского мастерства". Акыны, кюйши и шешены, прибывавшие в Семиречье, останавливалась у Ногайбая и Еркебая. Их привлекали гостеприимство и человечность этих людей. Вообще, раньше казахи, отправляясь в путь, не обременяли себя большой поклажей. Законы гостеприимства в степи никогда не нарушались, и поэтому в пути любой мог найти приют и пропитание. Не случайно существовала поговорка "У джигита все в пути, как у бори". Берi— по-казахски означает "серый волк". По преданию, "кек берi" было знаменем наших предков. Еще подростком написал Кенен известный кюй "Бозторгай".

Кенен вспоминал: "Когда я пас овец, будучи подростком, я любил лежа на земле смотреть на небо. Как-то днем, в горах, я уснул и проснулся внезапно от чьих-то жалобных криков. Оглядев все вокруг, посмотрел на небо и увидел жаворонка. Он кружился надо мной и его жалобная песня все глубже проникала в мое сознание. Этот жалобный голос растревожил мою душу, вызвал в памяти горькие воспоминания детства и из моей груди вырвалась песня "Бозторгай" открыл путь к будущему, пробудил во мне страсть к песням мелодиям". И действительно, после "Бозторгая", Кенен стремится посещать все тои, где могли идти айтысы.

Принимал непосредственное участие в народно-освободительном восстании казахов Семиречья против колониальной политики Российской империи 1916 году. После жестокого подавления восстания  карательными воисками находился в изгнании. В период изгнания им  было сочинено его автобиографическое произведение "Ой булбул".

Многое пережил Кенен за долгую жизнь. Кенен принимал участие в установлении Советской власти в Казахстане. Кенен всегда был среди народа. В своих песнях он воспевал народ, новую жизнь, которая пришла в казахские аулы. Кенен принимал участие в декаде культуры Казахстана в Москве в 1936 г. В 1959 г. было отмечено 75-летие, а в 1974 г.— 90-летие великого акына. Его юбилеи отмечал весь Казахстан. В 1984 г. республика отметила столетие Кенена Азербаева. На его Родине в Ешкликурдае создан музей Кенена. Кенен-ата навсегда останется в памяти потомков. Все, созданное им за долгую жизнь, принадлежит нам.



Источник: biografia.kz

Бөлісу: