Особые формы фольклора и культуры
12 Сәуір 2013, 11:50
Особые формы фольклора и культуры, в том числе и музыкального искусства, сформировались под воздействием специфических особенностей быта казахского народа. Песенное творчество глубоко и органично входило в повседневную жизнь кочевого общества. С его помощью из поколения в поколение передавались и закреплялись традиционные устои жизни семьи и аула, молодежи преподносились нравственные уроки, формировались эстетические вкусы. Особенно оживленной становилась жизнь кочевников в летнее время: праздничные тои, брачные помолвки, байга, казакша курес, стрельба из лука, охота с беркутами и ястребами, народные игры, айтысы, собиравшие всех — от детей, едва сделавших первые шаги, до глубоких стариков. Женщины, напевая, устанавливали юрты, пели, когда доили кобылиц, взбивали шерсть, пряли, ткали ковры и катали кошмы. Песни и кюи звучали на свадьбах, вечеринках молодежи, в детских играх и при погребении усопших. Даже обучение детей письму и азам арифметики наставники проводили путем распева слогов, букв, чисел и т.д. Музыкальные произведения по своему содержанию и сложности исполнения имели разное предназначение. Часть из них, особенно трудовые и относящиеся к обрядовым ритуалам – свадьбам и похоронам, а также колыбельные, детские и игровые песни носили явно прикладной характер. Другие же песни, сказания и кюи, особенно на лирические и остросоциальные темы, на исторические, этические, легендарные сюжеты, требовали высокого профессионального мастерства. В конце XIX века большой любовью среди местного населения пользовались произведения таких мастеров, как Биржан сал, Акан сери, Ибрай Сандыбаев, Молдахмет Тырбиев, Капаш Жамантулы, Шал акын, Бухар жырау, Жаяу Муса, Шоже Каржаубай и других исполнителей. Огромной популярностью пользовались соревнования профессиональных исполнителей на айтысах — их победители получали богатые призы, им оказывали почести, слава об их мастерстве быстро разносилась по аулам. К первичным истокам казахско-русских музыкальных связей следует отнести русскую крестьянскую песню, занесенную в степи Приишимья крестьянами-переселенцами, а также городские песни и романсы, получившие распространение в XIX веке в Петропавловске. В здании Народного дома местная интеллигенция создавала различные кружки, в частности, инструментальный и музыкальный; проводила вечера, на которых звучали про-изведения Глинки, Даргомыжского, Гурилева, Алябьева, Варламова и других композиторов. Большую роль в распространении музыкальной культуры в городе играли полковые команды трубачей, а также духовой оркестр, состоявший как из профессиональных музыкантов, так и из любителей — главным образом ремесленников и мелких чиновников. Огромной популярностью у горожан пользовался струнный оркестр под руководством талантливого музыканта В. Гольдвассера. Среди музыкантов оркестра выделялись такие яркие одаренные исполнители, как Г.Отт, К.Гольцбергер и другие виртуозы.
Особые формы фольклора и культуры, в том числе и музыкального искусства, сформировались под воздействием специфических особенностей быта казахского народа. Песенное творчество глубоко и органично входило в повседневную жизнь кочевого общества. С его помощью из поколения в поколение передавались и закреплялись традиционные устои жизни семьи и аула, молодежи преподносились нравственные уроки, формировались эстетические вкусы. Особенно оживленной становилась жизнь кочевников в летнее время: праздничные тои, брачные помолвки, байга, казакша курес, стрельба из лука, охота с беркутами и ястребами, народные игры, айтысы, собиравшие всех — от детей, едва сделавших первые шаги, до глубоких стариков. Женщины, напевая, устанавливали юрты, пели, когда доили кобылиц, взбивали шерсть, пряли, ткали ковры и катали кошмы. Песни и кюи звучали на свадьбах, вечеринках молодежи, в детских играх и при погребении усопших. Даже обучение детей письму и азам арифметики наставники проводили путем распева слогов, букв, чисел и т.д.
Музыкальные произведения по своему содержанию и сложности исполнения имели разное предназначение. Часть из них, особенно трудовые и относящиеся к обрядовым ритуалам – свадьбам и похоронам, а также колыбельные, детские и игровые песни носили явно прикладной характер. Другие же песни, сказания и кюи, особенно на лирические и остросоциальные темы, на исторические, этические, легендарные сюжеты, требовали высокого профессионального мастерства.
В конце XIX века большой любовью среди местного населения пользовались произведения таких мастеров, как Биржан сал, Акан сери, Ибрай Сандыбаев, Молдахмет Тырбиев, Капаш Жамантулы, Шал акын, Бухар жырау, Жаяу Муса, Шоже Каржаубай и других исполнителей. Огромной популярностью пользовались соревнования профессиональных исполнителей на айтысах — их победители получали богатые призы, им оказывали почести, слава об их мастерстве быстро разносилась по аулам.
К первичным истокам казахско-русских музыкальных связей следует отнести русскую крестьянскую песню, занесенную в степи Приишимья крестьянами-переселенцами, а также городские песни и романсы, получившие распространение в XIX веке в Петропавловске. В здании Народного дома местная интеллигенция создавала различные кружки, в частности, инструментальный и музыкальный; проводила вечера, на которых звучали про-изведения Глинки, Даргомыжского, Гурилева, Алябьева, Варламова и других композиторов. Большую роль в распространении музыкальной культуры в городе играли полковые команды трубачей, а также духовой оркестр, состоявший как из профессиональных музыкантов, так и из любителей — главным образом ремесленников и мелких чиновников. Огромной популярностью у горожан пользовался струнный оркестр под руководством талантливого музыканта В. Гольдвассера. Среди музыкантов оркестра выделялись такие яркие одаренные исполнители, как Г.Отт, К.Гольцбергер и другие виртуозы.