Иванов Всеволод Вячеславович

8 Сәуір 2013, 08:59

Всеволод Вячеславович Иванов, русский писатель, один из зачинателей советской литературы, родился 12 (24) февраля 1895 в станице Лебяжье Павлодарского уезда Семипалатинской губернии в казачьей семье. Отец В. Иванова, Вячеслав Алексеевич Иванов, сельский учитель, был человеком трудной судьбы, воспитывался в приюте, долгое время зарабатывал на жизнь тяжелым трудом рабочего на прииске. Однако природные способности и неудержимая тяга к знаниям помогли ему самоучкой успешно сдать экзамен на учителя и овладеть несколькими восточными языками. Это был фантазер, мечтатель, балагур, странник, находившийся в постоянном разладе с окружающей суровой действительностью, что явилось причиной явного неблагополучия в семье. Эти обстоятельства во многом определили жизненный путь будущего писателя. Всеволод (или, как его называли соседи - казаки, «Сиволот») в детстве много читал, рос пытливым и любознательным, мечтал о путешествиях в дальние экзотические страны. Он окончил сельскую школу, а потом - первый класс Павлодарской сельскохозяйственной школы труда. В 14 лет начал самостоятельную жизнь. Он много путешествовал по Сибири, Уралу и Казахстану, перепробовал множество профессий: «Я и в балагане работал, факиром был, актером, пьесы за Шекспира сочинял». Работал и матросом, и наборщиком. В подполье Иванов мастерил паспорта революционерам-нелегалам. С юных лет очень любил читать. «Всю «Анну Каренину» в тетрадки переписал, несколько томов Чехова. И поразительно, знаете, когда в поте лица классику переписываешь, потом в свои опусы ох как не хочется лишнее вставлять. Будто прессом отжимаешь». В скитаниях по земле, во встречах с множеством разных людей накапливались впечатления и жизненный опыт, формировалось мировоззрение. Все это требовало выхода, молодому человеку хотелось поделиться увиденным с людьми, рассказать о своих наблюдениях и переживаниях. С 1915 г. начал печататься - первым был опубликован рассказ «Сын осени», затем последовали «Золото», «Ненависть» «Сон Ермака», «Две гранки». Рассказ «На Иртыше» В. Иванов собственноручно набрал в типографии г. Кургана и послал М. Горькому, с которым у него с тех пор завязались дружеские отношения. Занятия литературой с началом революции были прерваны. Выросший в бедной семье, рано увидевший неприглядную изнанку жизни, молодой Всеволод Иванов стал на сторону большевиков, в рядах Красной Гвардии сражался в Омске с белочехами, неоднократно был вынужден спасаться от преследований. В 1921 г. Иванов с большим трудом, имея удостоверение от газеты «Советская Сибирь», где было написано «…командируется в распоряжение М. Горького», добирается до Петрограда. М. Горький принял самое активное участие в судьбе молодого писателя. Именно здесь начался подлинный творческий путь писателя и первые же произведения - цикл «Партизанские повести» («Партизаны», «Бронепоезд 14—69», «Цветные ветра»), написанные в 1921—1923 годах, сразу выдвинули молодого литератора в ряды крупнейших мастеров русской советской прозы. Читатели и критики быстро оценили необычность и разносторонность творческого дарования В. Иванова, переплетение романтизма и жестокого реализма в изображении революционной действительности. Пожалуй, впервые в советской литературе здесь без ретуши, без прикрас талантливо была показана реальная картина событий очередной «русской смуты», так, как несколько позже, с разной степенью литературного мастерства и таланта это было реализовано в произведениях М. Шолохова, А. Веселого, Л. Сейфуллиной, М. Булгакова, А. Платонова. Писатель, сражавшийся за Советскую власть, стремится доказать ее правоту и историческую состоятельность, однако его творческая и гражданская совесть и глубокая человеческая порядочность не позволяют ему быть односторонним. Разочарование в постреволюционной Советской России, особенно усилившееся в период нэпа, отход от политической ангажированности к пристальному вниманию к стихийно-иррациональному началу в человеке отразились в книге рассказов Иванова «Тайное тайных» (1927), в повестях «Особняк» (1928), «Микаил - Серебряная дверь» (1929) и др. Широта творческих поисков Иванова сказалась в автобиографическом романе «Похождения факира» (1935), созданном, по тонкому наблюдению В.Б.Шкловского, в традициях европейского плутовского романа, что было во многом связано с особенностями личности самого автора-героя: неуемное честолюбие, тяга к экзотике, мистике и тайне, страсть к путешествиям, перемене мест и занятий. Потомственный казак Всеволод Иванов не мог не писать о казаках, к этой теме он обращается во многих произведениях. В «Яицких притчах» и других повестях и рассказах он, с присущим ему даром проникновения в духовный мир человека показал трагедию казачества в эпоху гражданской войны, когда рушились привычные устои и здоровый консерватизм, верность долгу и традициям приводили казаков к неизбежности неравной борьбы с превосходящими силами революционных масс, слепо поверивших большевикам и стремившихся «для пользы дела», уничтожить все «старорежимное». И здесь писатель остается верным реализму, не избегает показа темных и страшных страниц этой борьбы, с болью и гневом повествует об обоюдной жестокости участников братоубийственной бойни («О казачке Марфе», «Про двух аргамаков», «Отец и мать», «Киргиз Темербей» и др.). В постановке нравственно-психологических проблем В. Иванов талантливо восполнял пробел в литературе 20-х годов, тем самым он протестовал против догматических, идейно-ограниченных представлений о человеке, которые распространяли и навязывали теоретики ЛЕФа, РАППа и т. п. «творческих организаций». В отместку эти «неистовые ревнители» не раз обрушивались на писателя, которого они называли «попутчиком», с поистине зубодробительной критикой. Это не останавливало и не могло остановить. В. Иванова в его стремлении создавать не какое-то пустое, легкое «чтиво», а настоящую литературу, которая требует от читателя вдумчивого восприятия, сопереживания, своеобразного сотворчества, чуткости, напряженной работы ума. С началом Великой Отечественной войны писатель рвется на фронт, но только летом 1943 г. он попадает в качестве корреспондента «Красной Звезды» в район Курской дуги; с марта 1945 г. и до конца войны неотлучно находился на 1 Белорусском фронте, представляя газету «Известия». Он побывал под Вязьмой, на Орловско-Курской дуге, дошел до Берлина. Он глядел на мрачный обгорелый остов Рейхстага и подвел итог: «Гитлеровцы начали его пожаром. И - кончили пожаром. Вся их грязная история - между этими двумя пожарами...». Военные впечатления дали новый творческий импульс, появились новые рассказы, очерки, статьи. Писатель воспринимал героическую действительность великой войны как некий закономерный итог истории родного народа, его долгого военного пути, что и привело к рождению общего замысла повести «На Бородинском поле» и двух исторических рассказов — «При Бородине» и «Близ старой Смоленской дороги». Образы кутузовских солдат отца и сына Карьиных и советских граждан конструктора танков Ивана Карьина и его сына лейтенанта Марка Карьина раскрывают мысль о национальном родстве характеров русских воинов прошлого и настоящего. В послевоенные годы Иванов работал много и плодотворно. В 1953 опубликовал пьесу "Ломоносов", в 1960 - роман "Мы идем в Индию". Однако часть созданных им произведений так и не увидели свет при жизни автора. «Сизиф, сын Эола», «Агасфер», роман «Вулкан» были опубликованы уже после кончины писателя, многие новые творческие замысли, остались нереализованными. Умер В. Иванов 15 июля 1963 в Москве. Всеволод Вячеславович Иванов остался писателем для всех поколений как благородный, жизнелюбивый, глубоко народный талант, создавший яркую летопись своего бурного времени. Источник: акимат Павлодарской области

Всеволод Вячеславович Иванов, русский писатель, один из зачинателей советской литературы, родился 12 (24) февраля 1895 в станице Лебяжье Павлодарского уезда Семипалатинской губернии в казачьей семье. Отец В. Иванова, Вячеслав Алексеевич Иванов, сельский учитель, был человеком трудной судьбы, воспитывался в приюте, долгое время зарабатывал на жизнь тяжелым трудом рабочего на прииске. Однако природные способности и неудержимая тяга к знаниям помогли ему самоучкой успешно сдать экзамен на учителя и овладеть несколькими восточными языками. Это был фантазер, мечтатель, балагур, странник, находившийся в постоянном разладе с окружающей суровой действительностью, что явилось причиной явного неблагополучия в семье. Эти обстоятельства во многом определили жизненный путь будущего писателя. Всеволод (или, как его называли соседи - казаки, «Сиволот») в детстве много читал, рос пытливым и любознательным, мечтал о путешествиях в дальние экзотические страны. Он окончил сельскую школу, а потом - первый класс Павлодарской сельскохозяйственной школы труда. В 14 лет начал самостоятельную жизнь. Он много путешествовал по Сибири, Уралу и Казахстану, перепробовал множество профессий: «Я и в балагане работал, факиром был, актером, пьесы за Шекспира сочинял». Работал и матросом, и наборщиком. В подполье Иванов мастерил паспорта революционерам-нелегалам. С юных лет очень любил читать. «Всю «Анну Каренину» в тетрадки переписал, несколько томов Чехова. И поразительно, знаете, когда в поте лица классику переписываешь, потом в свои опусы ох как не хочется лишнее вставлять. Будто прессом отжимаешь».

В скитаниях по земле, во встречах с множеством разных людей накапливались впечатления и жизненный опыт, формировалось мировоззрение. Все это требовало выхода, молодому человеку хотелось поделиться увиденным с людьми, рассказать о своих наблюдениях и переживаниях. С 1915 г. начал печататься - первым был опубликован рассказ «Сын осени», затем последовали «Золото», «Ненависть» «Сон Ермака», «Две гранки». Рассказ «На Иртыше» В. Иванов собственноручно набрал в типографии г. Кургана и послал М. Горькому, с которым у него с тех пор завязались дружеские отношения.

Занятия литературой с началом революции были прерваны. Выросший в бедной семье, рано увидевший неприглядную изнанку жизни, молодой Всеволод Иванов стал на сторону большевиков, в рядах Красной Гвардии сражался в Омске с белочехами, неоднократно был вынужден спасаться от преследований. В 1921 г. Иванов с большим трудом, имея удостоверение от газеты «Советская Сибирь», где было написано «…командируется в распоряжение М. Горького», добирается до Петрограда. М. Горький принял самое активное участие в судьбе молодого писателя.

Именно здесь начался подлинный творческий путь писателя и первые же произведения - цикл «Партизанские повести» («Партизаны», «Бронепоезд 14—69», «Цветные ветра»), написанные в 1921—1923 годах, сразу выдвинули молодого литератора в ряды крупнейших мастеров русской советской прозы. Читатели и критики быстро оценили необычность и разносторонность творческого дарования В. Иванова, переплетение романтизма и жестокого реализма в изображении революционной действительности. Пожалуй, впервые в советской литературе здесь без ретуши, без прикрас талантливо была показана реальная картина событий очередной «русской смуты», так, как несколько позже, с разной степенью литературного мастерства и таланта это было реализовано в произведениях М. Шолохова, А. Веселого, Л. Сейфуллиной, М. Булгакова, А. Платонова. Писатель, сражавшийся за Советскую власть, стремится доказать ее правоту и историческую состоятельность, однако его творческая и гражданская совесть и глубокая человеческая порядочность не позволяют ему быть односторонним.

Разочарование в постреволюционной Советской России, особенно усилившееся в период нэпа, отход от политической ангажированности к пристальному вниманию к стихийно-иррациональному началу в человеке отразились в книге рассказов Иванова «Тайное тайных» (1927), в повестях «Особняк» (1928), «Микаил - Серебряная дверь» (1929) и др.

Широта творческих поисков Иванова сказалась в автобиографическом романе «Похождения факира» (1935), созданном, по тонкому наблюдению В.Б.Шкловского, в традициях европейского плутовского романа, что было во многом связано с особенностями личности самого автора-героя: неуемное честолюбие, тяга к экзотике, мистике и тайне, страсть к путешествиям, перемене мест и занятий.

Потомственный казак Всеволод Иванов не мог не писать о казаках, к этой теме он обращается во многих произведениях. В «Яицких притчах» и других повестях и рассказах он, с присущим ему даром проникновения в духовный мир человека показал трагедию казачества в эпоху гражданской войны, когда рушились привычные устои и здоровый консерватизм, верность долгу и традициям приводили казаков к неизбежности неравной борьбы с превосходящими силами революционных масс, слепо поверивших большевикам и стремившихся «для пользы дела», уничтожить все «старорежимное». И здесь писатель остается верным реализму, не избегает показа темных и страшных страниц этой борьбы, с болью и гневом повествует об обоюдной жестокости участников братоубийственной бойни («О казачке Марфе», «Про двух аргамаков», «Отец и мать», «Киргиз Темербей» и др.). В постановке нравственно-психологических проблем В. Иванов талантливо восполнял пробел в литературе 20-х годов, тем самым он протестовал против догматических, идейно-ограниченных представлений о человеке, которые распространяли и навязывали теоретики ЛЕФа, РАППа и т. п. «творческих организаций». В отместку эти «неистовые ревнители» не раз обрушивались на писателя, которого они называли «попутчиком», с поистине зубодробительной критикой. Это не останавливало и не могло остановить. В. Иванова в его стремлении создавать не какое-то пустое, легкое «чтиво», а настоящую литературу, которая требует от читателя вдумчивого восприятия, сопереживания, своеобразного сотворчества, чуткости, напряженной работы ума.

С началом Великой Отечественной войны писатель рвется на фронт, но только летом 1943 г. он попадает в качестве корреспондента «Красной Звезды» в район Курской дуги; с марта 1945 г. и до конца войны неотлучно находился на 1 Белорусском фронте, представляя газету «Известия». Он побывал под Вязьмой, на Орловско-Курской дуге, дошел до Берлина. Он глядел на мрачный обгорелый остов Рейхстага и подвел итог: «Гитлеровцы начали его пожаром. И - кончили пожаром. Вся их грязная история - между этими двумя пожарами...».

Военные впечатления дали новый творческий импульс, появились новые рассказы, очерки, статьи. Писатель воспринимал героическую действительность великой войны как некий закономерный итог истории родного народа, его долгого военного пути, что и привело к рождению общего замысла повести «На Бородинском поле» и двух исторических рассказов — «При Бородине» и «Близ старой Смоленской дороги». Образы кутузовских солдат отца и сына Карьиных и советских граждан конструктора танков Ивана Карьина и его сына лейтенанта Марка Карьина раскрывают мысль о национальном родстве характеров русских воинов прошлого и настоящего.

В послевоенные годы Иванов работал много и плодотворно. В 1953 опубликовал пьесу "Ломоносов", в 1960 - роман "Мы идем в Индию". Однако часть созданных им произведений так и не увидели свет при жизни автора. «Сизиф, сын Эола», «Агасфер», роман «Вулкан» были опубликованы уже после кончины писателя, многие новые творческие замысли, остались нереализованными.

Умер В. Иванов 15 июля 1963 в Москве. Всеволод Вячеславович Иванов остался писателем для всех поколений как благородный, жизнелюбивый, глубоко народный талант, создавший яркую летопись своего бурного времени.

Источник: акимат Павлодарской области

Бөлісу: