Аймауытов Жусупбек

8 Сәуір 2013, 07:58

Выдающийся казахский писатель и поэт, талантливый ученый и просветитель Жусупбек Аймауытов родился в 1889 году (по некоторым источникам в 1890-м) в окрестностях Кызылтау, ныне Баянаульский район Павлодарской области. Отец Аймауыт был бедняком, но предки Дандебай и Куан были известными знатными людьми, пользовались почетом и уважением среди сородичей. С детских лет Жусупбек вместе со своими братьями Ахметом и Жакипбеком обучался грамоте, арабскому языку, а также плотницкому делу и кузнечному ремеслу. До 15 лет он учился разным мастеровым делам у отца и местного муллы. Затем и сам становится муллой и учит детей. В 18 лет Жусипбек одну зиму проучился в русской школе и два месяца в Павлодаре в казенной сельскохозяйственной школе, из которой был исключен, потому что вместе с другими учениками восстал против несправедливого школьного режима. Два года, проработав учителем у себя в ауле, он в 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию и заканчивает ее в 1918 году. Здесь он знакомится с К.Сатпаевым и М.Ауэзовым. Учась в семинарии и добывая себе на пропитание, Жусупбек не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни. Еще подростком, в 13 лет он писал стихи. Впервые Жусупбек печатается в 1913 году в газете «Қазақ». В 1916 году он написал пьесу на тему отправки казахов на тыловые работы. В 1918-1919 гг. вместе с другими лидерами Алаш Орды перешел на сторону молодой Советской власти. В 1920 году вступил в ряды РКП(б), был избран делегатом съезда Советов Казахстана, членом коллегии Наркомпроса республики, работал редактором газеты «Казақ тілі», сотрудником газеты «Ақжол», директором Чимкентского педагогического техникума. Но все это время не прерывает свою творческую деятельность. В 1918 году он вместе с Ауэзовым издавал журнал «Абай», где печатал свои публицистические статьи, рассказы, фельетоны, критические заметки. Здесь Жусупбек опубликовал прекрасный рассказ об Амре Кашаубаеве, которого обрисовал как выдающегося певца. В 1929 году он переезжает в Кзыл-Орду для работы в газете «Еңбекшi қазақ» и его арестовывают. Еще в 1926 году на Аймауытова написали донос, обвиняя его в присвоении пожертвований, выделенных для голодающих Тургая, Кустаная, Актобе. Тогда он сумел отстоять свою правоту. Примечательны его доводы: «Я придерживался отцовских обычаев. Совестно и неудобно брать расписки от голодающих», - сказал Жусупбек в свое оправдание. Доносы на Аймауытова поступали не только анонимно, но и в открытой форме. Г.Тогжанов в 1929 году в статье «Жусупбек» называет его очернителем, лжехудожником, политическим «контрреволюционером». Теперь обвинение было гораздо более тяжким - участник нелегальной контрреволюционной организации. В апреле 1931 года Аймауытов был расстрелян. За этими сухими протокольными датами проступает трагическая эпоха социальных потрясений и революционных преобразований. И эта эпоха словно бы пропитала великой солью творчества и созидания литературное и научное наследие Жусупбека Аймауытова. Несмотря на короткий жизненный путь, творческое наследие, оставленное им, велико и значимо. Из под пера писателя вышли романы «Қартқожа», «Ақбілек», повесть «Вина Куникей», а также рассказы, стихи и пьесы. Не менее значима деятельность Аймауытова - переводчика. Писателем переведены на казахский язык литературные произведения русских классиков - А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, A.M. Горького, что является доказательством языкового билингвизма Ж.Аймауытова, прекрасно владевшего русским языком. С русского языка на казахский им переведены также произведения представителей мировой литературы У. Шекспира, В.Гюго, Г.Мопассана. К тому же следует отметить, что именно Аймауытов заложил основы перевода в казахской литературе - статья «О переводе» («Аударма туралы») была написана еще в 1925 году. Литературно-художественное творчество Ж. Аймауытова условно можно поделить на два этапа. Первый - просветительский этап - вливается в общую струю литературного направления начала XX века и во многом созвучен с творчеством: А.Байтурсынова, М. Дулатова и С. Торайгырова, которые, продолжая гражданские традиции, поднимали широкий круг вопросов, едко высмеивали пережитки патриархально-родовых отношений, мистику, выступали против колониальной политики самодержавия, призывали к оседлости и земледелию, ставили вопрос об эмансипации женщин. Аймауытов начинает свою литературную деятельность как публицист с небольшой заметки о купце, решившем с помощью подкупа стать волостным. Заметка была опубликована в газете «Қазақ» (1913). Затем в этом журнале публикуются стихи Аймауытова, в которых поэт обличает социальные пороки своего времени, говорит о многострадальной жизни своего народа. Расширение творческого диапазона у Ж. Аймауытова проявляется во втором этапе творчества, отсчет которого правильней начать с Февральской революции 1917 года. Именно эта революция с последующим зарождением партии «Алаш» и связанные с ней представления об автономии. Отражение бурных перемен, происходящих в обществе, слом старого мира и возрождение нового, не могло не сказаться на тематике, жанровом своеобразии и на языке талантливого писателя. В языковом отношении это выражается в том, что в лексический словарь автора активно вторгается политическая терминология того времени, в жанровом отношении - в постепенном отходе от поэзии к публицистике и драматургии. Конечно, нельзя утверждать, что Аймауытов полностью распрощался с поэзией, ведь именно в этот период написаны стихи «Гимн» и «Солдатская марсельеза», посвященные партии «Алаш», которые затем станут отдельным параграфом обвинения поэта в контрреволюционной деятельности. Одновременно Ж. Аймауытов является автором казахского перевода «Интернационала» и «Молодой гвардии». Гимн на многие годы будет предписан к исполнению на партийных съездах, а фамилия поэта-переводчика будет умалчиваться. Последним поэтическим творением поэта была поэма «Песня свету» («Нұр күйі»), вышедшая в 1929 году в Кызыл-Орде отдельной книгой. Революционная эпоха настоятельно требовала жанров, сообразных с ней. Отсюда обращение Аймауытова к публицистике - в марте 1917 года в газете «Сарыарқа» была опубликована его статья «Тұр бұқара! Жиыл, кедей!». С этого времени ведет свой отсчет Аймауытов-публицист. Газетные передовицы, написанные писателем, доносят до нас тревожную и сложную политическую атмосферу того времени. Аймауытов является основателем сценического искусства. Так, например, 17 декабря 1917 года на литературном вечере для молодежи Семипалатинска была представлена на суд зрителей первая одноактная пьеса Аймауытова «Рабиға». Все другие пьесы писателя относятся к советскому периоду, хотя сам Аймауытов, отвечая на вопросы С. Садвакасова, заметил, что первым своим опытом в драматургии считает пьесу «Канапия и Шарбану», рукопись которой была утеряна в 1917 году. И он воссоздал ее по старым записям в 1926 году. О незаурядном драматургическом даре свидетельствуют его пьесы - «Защитник народа» («Ел қорғаны»), «Карьеристы» («Мансапқорлар») (1925), «Шернияз» (1926) и др. В библиотеке АН Казахской ССР в отделе редких рукописей писатель Зейтин Акишев обнаружил в Фонде Машхур Жусуп Копеева, наряду с другими материалами, письма Жусупбека Аймауытова, написанные им в 1927-1929 гг. В одном из них он писал: «В прошлом году, когда объявили конкурс на лучшую книгу, я написал книгу «Шернияз». Она получила первую премию. Я отказался и сказал, чтобы ее присудили «получившей вторую премию пьесе Мухтара Ауэзова «Қаракөз», потому что он еще учится, и деньги ему нужнее, чем мне». Раньше об этом факте было известно из разговоров, теперь найдены конкретные данные. Творческим достижением писателя является роман «Қартқожа» (1926), написанный на уровне лучших образцов европейской прозы. Автора, прежде всего, интересуют внутренний мир и характер героя, человека из народа. Психологически убедительные мотивировки образов, реалистическая живопись жизни аула захватывает читателя. Роман «Қартқожа» явился откровением национальной прозы, это первый роман, написанный на казахском языке. Роман насыщен бытовыми деталями. Здесь все, что происходит в ауле: холод, голод, бесконечные распри, насилие. Все передается в восприятии главного героя Картқожи, чья судьба прослеживается с детских лет, что позволяет добиться не только художественной, но и психологической убедительности. Природный ум позволяет герою понять самое существенное в противоречиях и столкновениях времени - в защите нуждаются, прежде всего, обездоленные и слабые. Тема обновленного человека-женщины звучит и в другом его романе - «Акбилек», опубликованного в нескольких номерах журнала «Равенство женщины». Отдельным изданием роман вышел в свет лишь спустя 70 лет - в 1989 году при выпуске полного собрания сочинений писателя. Ж. Аймауытовым сочными и яркими красками нарисован образ Акбилек, которая в отличие от героинь С.Торайгырова (Камар-сулу») и М. Дулатова («Несчастная Бакыт») сама борется за свое счастье и находит в жизни свое место, благодаря своей активной жизненной позиции. Последнее произведение Аймауытова «Күнекейдiң жазығы» («Вина Кунекей»") также затрагивает женскую тематику - столкновение чувства достоинства с несправедливостью. Но не только как великий поэт и писатель останется Ж.Аймауытов в сердце народном. Не менее значима его педагогическая и научная деятельность. Написанные им книги - «Руководство к воспитанию» (1924), «Психология» (1926), «Комплексное обучение» (1929) и др., основные положения которых не утратили злободневности и в наше время, позволяют с полным основанием отнести их к научной деятельности Аймауытова. Аймауытов-ученый считал, что пагубно воспитывать подрастающее поколение только с оглядкой на достижения Запада - воспитание молодежи должно прочно базироваться на основе национального самосознания и национальной культуры. Многогранность таланта Ж.Аймауытова проявилась в его литературоведческих работах. Именно его перу принадлежат первые критические статьи по литературе - «Поэзия после Абая» («Абайдан соңғы ақындар») (1918), «О поэтическом творчестве Магжана» (1923), «Песня Сокола» (1925) и др., на которые затем ориентировалась отечественная литературная критика. Наряду с деятельностью литературного критика, Ж. Аймауытов посвятил много времени агитации и пропаганде литературного наследия прошлого и настоящего. В частности, он написал творческую биографию С.Торайгырова, привел в порядок и в течение 10 лет готовил к выпуску произведения поэта. Но эта работа вышла в свет в 1933 году, когда Ж. Аймауытов был расстрелян. За 41 год жизни, стремительной и плодотворной, Жусупбек Аймаутов успел оставить богатое творческое и научное наследие. Жусупбек Аймауытова был Писателем с большой буквы, а значит, и выразителем чаяний и дум народных. В 1931 г. он погиб в тюремных застенках по ложному обвинению, позже реабилитирован. В 1996-99 гг. был опубликован 5-томный сборник его произведений. Его именем назван Павлодарский областной казахский музыкально-драматический театр. Его имя носят улицы во многих городах Казахстана. Источник: акимат Павлодарской области

Выдающийся казахский писатель и поэт, талантливый ученый и просветитель Жусупбек Аймауытов родился в 1889 году (по некоторым источникам в 1890-м) в окрестностях Кызылтау, ныне Баянаульский район Павлодарской области. Отец Аймауыт был бедняком, но предки Дандебай и Куан были известными знатными людьми, пользовались почетом и уважением среди сородичей. С детских лет Жусупбек вместе со своими братьями Ахметом и Жакипбеком обучался грамоте, арабскому языку, а также плотницкому делу и кузнечному ремеслу. До 15 лет он учился разным мастеровым делам у отца и местного муллы. Затем и сам становится муллой и учит детей. В 18 лет Жусипбек одну зиму проучился в русской школе и два месяца в Павлодаре в казенной сельскохозяйственной школе, из которой был исключен, потому что вместе с другими учениками восстал против несправедливого школьного режима.

Два года, проработав учителем у себя в ауле, он в 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию и заканчивает ее в 1918 году. Здесь он знакомится с К.Сатпаевым и М.Ауэзовым. Учась в семинарии и добывая себе на пропитание, Жусупбек не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни. Еще подростком, в 13 лет он писал стихи. Впервые Жусупбек печатается в 1913 году в газете «Қазақ». В 1916 году он написал пьесу на тему отправки казахов на тыловые работы.

В 1918-1919 гг. вместе с другими лидерами Алаш Орды перешел на сторону молодой Советской власти. В 1920 году вступил в ряды РКП(б), был избран делегатом съезда Советов Казахстана, членом коллегии Наркомпроса республики, работал редактором газеты «Казақ тілі», сотрудником газеты «Ақжол», директором Чимкентского педагогического техникума. Но все это время не прерывает свою творческую деятельность. В 1918 году он вместе с Ауэзовым издавал журнал «Абай», где печатал свои публицистические статьи, рассказы, фельетоны, критические заметки. Здесь Жусупбек опубликовал прекрасный рассказ об Амре Кашаубаеве, которого обрисовал как выдающегося певца.

В 1929 году он переезжает в Кзыл-Орду для работы в газете «Еңбекшi қазақ» и его арестовывают. Еще в 1926 году на Аймауытова написали донос, обвиняя его в присвоении пожертвований, выделенных для голодающих Тургая, Кустаная, Актобе. Тогда он сумел отстоять свою правоту. Примечательны его доводы: «Я придерживался отцовских обычаев. Совестно и неудобно брать расписки от голодающих», - сказал Жусупбек в свое оправдание. Доносы на Аймауытова поступали не только анонимно, но и в открытой форме. Г.Тогжанов в 1929 году в статье «Жусупбек» называет его очернителем, лжехудожником, политическим «контрреволюционером». Теперь обвинение было гораздо более тяжким - участник нелегальной контрреволюционной организации. В апреле 1931 года Аймауытов был расстрелян.

За этими сухими протокольными датами проступает трагическая эпоха социальных потрясений и революционных преобразований. И эта эпоха словно бы пропитала великой солью творчества и созидания литературное и научное наследие Жусупбека Аймауытова.

Несмотря на короткий жизненный путь, творческое наследие, оставленное им, велико и значимо. Из под пера писателя вышли романы «Қартқожа», «Ақбілек», повесть «Вина Куникей», а также рассказы, стихи и пьесы. Не менее значима деятельность Аймауытова - переводчика. Писателем переведены на казахский язык литературные произведения русских классиков - А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, A.M. Горького, что является доказательством языкового билингвизма Ж.Аймауытова, прекрасно владевшего русским языком. С русского языка на казахский им переведены также произведения представителей мировой литературы У. Шекспира, В.Гюго, Г.Мопассана. К тому же следует отметить, что именно Аймауытов заложил основы перевода в казахской литературе - статья «О переводе» («Аударма туралы») была написана еще в 1925 году.

Литературно-художественное творчество Ж. Аймауытова условно можно поделить на два этапа. Первый - просветительский этап - вливается в общую струю литературного направления начала XX века и во многом созвучен с творчеством: А.Байтурсынова, М. Дулатова и С. Торайгырова, которые, продолжая гражданские традиции, поднимали широкий круг вопросов, едко высмеивали пережитки патриархально-родовых отношений, мистику, выступали против колониальной политики самодержавия, призывали к оседлости и земледелию, ставили вопрос об эмансипации женщин. Аймауытов начинает свою литературную деятельность как публицист с небольшой заметки о купце, решившем с помощью подкупа стать волостным. Заметка была опубликована в газете «Қазақ» (1913). Затем в этом журнале публикуются стихи Аймауытова, в которых поэт обличает социальные пороки своего времени, говорит о многострадальной жизни своего народа.

Расширение творческого диапазона у Ж. Аймауытова проявляется во втором этапе творчества, отсчет которого правильней начать с Февральской революции 1917 года. Именно эта революция с последующим зарождением партии «Алаш» и связанные с ней представления об автономии.

Отражение бурных перемен, происходящих в обществе, слом старого мира и возрождение нового, не могло не сказаться на тематике, жанровом своеобразии и на языке талантливого писателя. В языковом отношении это выражается в том, что в лексический словарь автора активно вторгается политическая терминология того времени, в жанровом отношении - в постепенном отходе от поэзии к публицистике и драматургии. Конечно, нельзя утверждать, что Аймауытов полностью распрощался с поэзией, ведь именно в этот период написаны стихи «Гимн» и «Солдатская марсельеза», посвященные партии «Алаш», которые затем станут отдельным параграфом обвинения поэта в контрреволюционной деятельности. Одновременно Ж. Аймауытов является автором казахского перевода «Интернационала» и «Молодой гвардии». Гимн на многие годы будет предписан к исполнению на партийных съездах, а фамилия поэта-переводчика будет умалчиваться. Последним поэтическим творением поэта была поэма «Песня свету» («Нұр күйі»), вышедшая в 1929 году в Кызыл-Орде отдельной книгой.

Революционная эпоха настоятельно требовала жанров, сообразных с ней. Отсюда обращение Аймауытова к публицистике - в марте 1917 года в газете «Сарыарқа» была опубликована его статья «Тұр бұқара! Жиыл, кедей!». С этого времени ведет свой отсчет Аймауытов-публицист. Газетные передовицы, написанные писателем, доносят до нас тревожную и сложную политическую атмосферу того времени.

Аймауытов является основателем сценического искусства. Так, например, 17 декабря 1917 года на литературном вечере для молодежи Семипалатинска была представлена на суд зрителей первая одноактная пьеса Аймауытова «Рабиға». Все другие пьесы писателя относятся к советскому периоду, хотя сам Аймауытов, отвечая на вопросы С. Садвакасова, заметил, что первым своим опытом в драматургии считает пьесу «Канапия и Шарбану», рукопись которой была утеряна в 1917 году. И он воссоздал ее по старым записям в 1926 году. О незаурядном драматургическом даре свидетельствуют его пьесы - «Защитник народа» («Ел қорғаны»), «Карьеристы» («Мансапқорлар») (1925), «Шернияз» (1926) и др.

В библиотеке АН Казахской ССР в отделе редких рукописей писатель Зейтин Акишев обнаружил в Фонде Машхур Жусуп Копеева, наряду с другими материалами, письма Жусупбека Аймауытова, написанные им в 1927-1929 гг. В одном из них он писал: «В прошлом году, когда объявили конкурс на лучшую книгу, я написал книгу «Шернияз». Она получила первую премию. Я отказался и сказал, чтобы ее присудили «получившей вторую премию пьесе Мухтара Ауэзова «Қаракөз», потому что он еще учится, и деньги ему нужнее, чем мне». Раньше об этом факте было известно из разговоров, теперь найдены конкретные данные.

Творческим достижением писателя является роман «Қартқожа» (1926), написанный на уровне лучших образцов европейской прозы. Автора, прежде всего, интересуют внутренний мир и характер героя, человека из народа. Психологически убедительные мотивировки образов, реалистическая живопись жизни аула захватывает читателя. Роман «Қартқожа» явился откровением национальной прозы, это первый роман, написанный на казахском языке.

Роман насыщен бытовыми деталями. Здесь все, что происходит в ауле: холод, голод, бесконечные распри, насилие. Все передается в восприятии главного героя Картқожи, чья судьба прослеживается с детских лет, что позволяет добиться не только художественной, но и психологической убедительности. Природный ум позволяет герою понять самое существенное в противоречиях и столкновениях времени - в защите нуждаются, прежде всего, обездоленные и слабые.

Тема обновленного человека-женщины звучит и в другом его романе - «Акбилек», опубликованного в нескольких номерах журнала «Равенство женщины». Отдельным изданием роман вышел в свет лишь спустя 70 лет - в 1989 году при выпуске полного собрания сочинений писателя. Ж. Аймауытовым сочными и яркими красками нарисован образ Акбилек, которая в отличие от героинь С.Торайгырова (Камар-сулу») и М. Дулатова («Несчастная Бакыт») сама борется за свое счастье и находит в жизни свое место, благодаря своей активной жизненной позиции. Последнее произведение Аймауытова «Күнекейдiң жазығы» («Вина Кунекей»") также затрагивает женскую тематику - столкновение чувства достоинства с несправедливостью.

Но не только как великий поэт и писатель останется Ж.Аймауытов в сердце народном. Не менее значима его педагогическая и научная деятельность. Написанные им книги - «Руководство к воспитанию» (1924), «Психология» (1926), «Комплексное обучение» (1929) и др., основные положения которых не утратили злободневности и в наше время, позволяют с полным основанием отнести их к научной деятельности Аймауытова. Аймауытов-ученый считал, что пагубно воспитывать подрастающее поколение только с оглядкой на достижения Запада - воспитание молодежи должно прочно базироваться на основе национального самосознания и национальной культуры.

Многогранность таланта Ж.Аймауытова проявилась в его литературоведческих работах. Именно его перу принадлежат первые критические статьи по литературе - «Поэзия после Абая» («Абайдан соңғы ақындар») (1918), «О поэтическом творчестве Магжана» (1923), «Песня Сокола» (1925) и др., на которые затем ориентировалась отечественная литературная критика.

Наряду с деятельностью литературного критика, Ж. Аймауытов посвятил много времени агитации и пропаганде литературного наследия прошлого и настоящего. В частности, он написал творческую биографию С.Торайгырова, привел в порядок и в течение 10 лет готовил к выпуску произведения поэта. Но эта работа вышла в свет в 1933 году, когда Ж. Аймауытов был расстрелян.

За 41 год жизни, стремительной и плодотворной, Жусупбек Аймаутов успел оставить богатое творческое и научное наследие. Жусупбек Аймауытова был Писателем с большой буквы, а значит, и выразителем чаяний и дум народных. В 1931 г. он погиб в тюремных застенках по ложному обвинению, позже реабилитирован. В 1996-99 гг. был опубликован 5-томный сборник его произведений. Его именем назван Павлодарский областной казахский музыкально-драматический театр. Его имя носят улицы во многих городах Казахстана.

Источник: акимат Павлодарской области

Бөлісу: