Родился Нутфолла Шакенов 11 ноября 1928 года в совхозе имени Камзина Аксуского района. Его детство прошло в степях бывшего Абралинского района, входящего ныне в Абаевский район Семипалатинской области, в местах, связанных с именем великого казахского поэта и несущих на себе отблеск его гения. Песни Абая, прозрачная музыкальность его стиха были самыми дорогами и яркими впечатлениями детства Нутфоллы. Интерес к поэзии пробуждался и под влиянием певческого дарования отца поэта. Много позже в стихах, посвященных Мухтару Ауэзову, поэт скажет о самом себе:
Я вырос в Прииртышье, буйном крае,
Я вырос, с ледоходами играя,
Я вышел, подпоясавшись стихами,
краюху солнца на дорогу взяв.
«Учитель мой»
Так пишет поэт в пору зрелости. А первые стихи Н. Шакенова, еще робкие, во многом ученические, но с живой поэтической струной, были напечатаны в 1944 году. Нутфолле было тогда 15 лет, он принимал участие в республиканской олимпиаде школьников. Стихи были замечены известным поэтом Аскаром Токмагамбетовым, и эти слова одобрения заставили всерьез задуматься о поэтическом призвании.
В 1948 году Н.Шакенов окончил филологический факульт КазГУ им. Кирова, и в этом же году выходит в свет его первый сборник стихов «Наша песня». Затем один за другим издаются его книги: «Слова сердца», «Платок», «Ветер радости», «Портрет», поэма «Айгуль», «Ночные огни», «Мой цветок», «Перевалы».
Его главные стихи - о Родине. «Баянаул», «Баллада о Мангышлаке», «Подземные звезды» (посвященные горнякам Джезказгана), «На земле Павлодарской» - этот далеко не полный перечень названий стихов говорит о том, что география его поэтических пристрастий широка и многогранна. Она не ограничивается только нашей республикой. В цикле «Из тетради Дружба» поэт славит Днипро и Байкал, находит проникновенные слова о бурятской тайге, о просторах Эвенкии, с братской любовью пишет о белорусах, латышах, башкирах и якутах. И совершенно органично вырастает тема дружбы народов разных стран, тема интернационализма, но решается она в поэзии Н. Шакенова не только и не столько средствами публицистики, она оборачивается удивительным по своей силе лиризмом, ибо Н. Шакенов рассматривает ее на примере живых человеческих судеб. Речь идет, в первую очередь о поэме « Душа казаха». В поэме рассказывается о том, как старый казах Асан и его жена Калима вырастили русского мальчика-сироту, потерявшего в годы войны родителей. С первых же строк ощущаешь в авторе песенника. Он и поэму строит как одну большую песню. Удачен в поэме портрет героя, старика Асана, автор сумел передать духовное начало в этом невидном и простом казахе, в котором проявился неповторимый национальный характер.
Журчит домбра, рассказывая быль,
старик ее на жизнь свою настроил,
И кюй звучит, он вечен как ковыль,
Хоть сквозь огонь, бывало, шел порою
Вообще Н. Шакенов, решая в поэмах проблемы большого социального звучания и оставаясь публицистом по преимуществу, умел найти поразительно теплые доверительные интонации, умел органично, исподволь и незаметно, переплавить любую высокую идею в человеческую судьбу. Это можно сказать о поэме «Айгуль», названной по имени главной героини, девушки-казашки, поехавшей осваивать целину и обретшей на целине свое счастье.
Своими учителями в поэзии Шакенов считает Абдильду Тажибаева и Касыма Аманжолова. У Тажибаева он учился проникновенному лиризму, у Аманжолова - бунтарскому духу, героическому началу в стихах и поэмах.
«Мне повезло на учителей наставников...» - говорил Нутфолла Шакенов. Рукопись его поэмы «Айгуль» первым читал Мухтар Ауэзов. Ауэзов был не просто строгим судьей, он дал советы, следуя которым, Н. Шакенов написал одну из своих лучших поэм.
Большое значение в творческой судьбе Н. Шакенова имела учеба на Высших литературных курсах при Союзе писателей в Москве. Здесь его наставником был Ярослав Смеляков. Он читал подстрочные стихи Н. Шакенова, их переводы. Он учил относиться взыскательнее к переводам на русский язык, добиваться, чтобы переводчики следовали не букве, а духу подлинника.
Результатом семинарских занятий у Я. Смелякова явилась книга стихов Н. Шакенова «Ночные огни», вышедшая в издательстве «Советский писатель» в 1962 году.
Н. Шакенов был из той беспокойной категории поэтов, которых влечет муза дальних странствий. Он был постоянно в пути, в поездках. Объездил буквально весь Советский Союз. И он не просто осмысливал увиденное, он чувствовал и выражал в стихах свою причастность ко всему, что узнавал и видел.
На его стихи написаны такие популярные песни, как «Таң самалы», «Вальс любви», «Ақ бидай», «Жан Сауле». Около трехсот песен Шакенова переложены на музыку, эти песни любимые народом, их поют, и они не стареют.
Источник: акимат Павлодарской области
Родился Нутфолла Шакенов 11 ноября 1928 года в совхозе имени Камзина Аксуского района. Его детство прошло в степях бывшего Абралинского района, входящего ныне в Абаевский район Семипалатинской области, в местах, связанных с именем великого казахского поэта и несущих на себе отблеск его гения. Песни Абая, прозрачная музыкальность его стиха были самыми дорогами и яркими впечатлениями детства Нутфоллы. Интерес к поэзии пробуждался и под влиянием певческого дарования отца поэта. Много позже в стихах, посвященных Мухтару Ауэзову, поэт скажет о самом себе:
Я вырос в Прииртышье, буйном крае,
Я вырос, с ледоходами играя,
Я вышел, подпоясавшись стихами,
краюху солнца на дорогу взяв.
«Учитель мой»
Так пишет поэт в пору зрелости. А первые стихи Н. Шакенова, еще робкие, во многом ученические, но с живой поэтической струной, были напечатаны в 1944 году. Нутфолле было тогда 15 лет, он принимал участие в республиканской олимпиаде школьников. Стихи были замечены известным поэтом Аскаром Токмагамбетовым, и эти слова одобрения заставили всерьез задуматься о поэтическом призвании.
В 1948 году Н.Шакенов окончил филологический факульт КазГУ им. Кирова, и в этом же году выходит в свет его первый сборник стихов «Наша песня». Затем один за другим издаются его книги: «Слова сердца», «Платок», «Ветер радости», «Портрет», поэма «Айгуль», «Ночные огни», «Мой цветок», «Перевалы».
Его главные стихи - о Родине. «Баянаул», «Баллада о Мангышлаке», «Подземные звезды» (посвященные горнякам Джезказгана), «На земле Павлодарской» - этот далеко не полный перечень названий стихов говорит о том, что география его поэтических пристрастий широка и многогранна. Она не ограничивается только нашей республикой. В цикле «Из тетради Дружба» поэт славит Днипро и Байкал, находит проникновенные слова о бурятской тайге, о просторах Эвенкии, с братской любовью пишет о белорусах, латышах, башкирах и якутах. И совершенно органично вырастает тема дружбы народов разных стран, тема интернационализма, но решается она в поэзии Н. Шакенова не только и не столько средствами публицистики, она оборачивается удивительным по своей силе лиризмом, ибо Н. Шакенов рассматривает ее на примере живых человеческих судеб. Речь идет, в первую очередь о поэме « Душа казаха». В поэме рассказывается о том, как старый казах Асан и его жена Калима вырастили русского мальчика-сироту, потерявшего в годы войны родителей. С первых же строк ощущаешь в авторе песенника. Он и поэму строит как одну большую песню. Удачен в поэме портрет героя, старика Асана, автор сумел передать духовное начало в этом невидном и простом казахе, в котором проявился неповторимый национальный характер.
Журчит домбра, рассказывая быль,
старик ее на жизнь свою настроил,
И кюй звучит, он вечен как ковыль,
Хоть сквозь огонь, бывало, шел порою
Вообще Н. Шакенов, решая в поэмах проблемы большого социального звучания и оставаясь публицистом по преимуществу, умел найти поразительно теплые доверительные интонации, умел органично, исподволь и незаметно, переплавить любую высокую идею в человеческую судьбу. Это можно сказать о поэме «Айгуль», названной по имени главной героини, девушки-казашки, поехавшей осваивать целину и обретшей на целине свое счастье.
Своими учителями в поэзии Шакенов считает Абдильду Тажибаева и Касыма Аманжолова. У Тажибаева он учился проникновенному лиризму, у Аманжолова - бунтарскому духу, героическому началу в стихах и поэмах.
«Мне повезло на учителей наставников...» - говорил Нутфолла Шакенов. Рукопись его поэмы «Айгуль» первым читал Мухтар Ауэзов. Ауэзов был не просто строгим судьей, он дал советы, следуя которым, Н. Шакенов написал одну из своих лучших поэм.
Большое значение в творческой судьбе Н. Шакенова имела учеба на Высших литературных курсах при Союзе писателей в Москве. Здесь его наставником был Ярослав Смеляков. Он читал подстрочные стихи Н. Шакенова, их переводы. Он учил относиться взыскательнее к переводам на русский язык, добиваться, чтобы переводчики следовали не букве, а духу подлинника.
Результатом семинарских занятий у Я. Смелякова явилась книга стихов Н. Шакенова «Ночные огни», вышедшая в издательстве «Советский писатель» в 1962 году.
Н. Шакенов был из той беспокойной категории поэтов, которых влечет муза дальних странствий. Он был постоянно в пути, в поездках. Объездил буквально весь Советский Союз. И он не просто осмысливал увиденное, он чувствовал и выражал в стихах свою причастность ко всему, что узнавал и видел.
На его стихи написаны такие популярные песни, как «Таң самалы», «Вальс любви», «Ақ бидай», «Жан Сауле». Около трехсот песен Шакенова переложены на музыку, эти песни любимые народом, их поют, и они не стареют.
Источник: акимат Павлодарской области