Народный композитор, акын-импровизатор Иманжусуп Кутпанулы родился в Ермаковском (ныне Аксуском) районе Павлодарской области. Его юность прошла в Акмолинской области. Предки Иманжусупа были свободомыслящими людьми, мечтали о независимой жизни. Его отец Кутпан участвовал в восстаниях, сыграв значительную роль в героическом движении Кенесары Касымова. Уже ребенком Иманжусуп отличался большой физической силой, желанием во всем быть первым. С юных лет у него было два увлечения, одно из них – любовь к песням, поэтическим импровизациям. Он увлекался песнями, сказаниями, риторикой. Познакомился с творчеством Биржан-сала Кожагулова, Ахан-сере Корамсина, Укили Ибрая, Балуана-Шолака Баймурзина, Мади Бапиулы, был в дружбе с Жарылгапберды, Естаем и другим певцами. Встречался с Жаяу Мусой Байжановым, который оказал влияние на его мировоззрение и становление как акына-импровизатора.
В своих произведениях следовал традициям народных певцов, разоблачал несправедливость феодальной знати, ханов и султанов по отношению к народу. И неоднократно преследовался за свои свободолюбивые взгляды. Являясь защитником всех слабых и обездоленных, он часто конфликтовал с властями, будь то – аульный начальник или царский чиновник, иногда даже прибегал к физическим расправам. Иманжусуп был против политики экспансии России по отношению к Казахстану, вел активную борьбу против ущемления прав казахов. Он принял Советскую власть в надежде, что наступит время независимости, свободы и равенства. В этом отношении на него сильно повлияла дружба с Хаджимуканом Мунайтпасовым и Сакеном Сейфуллиным.
Когда началось повсеместное раскулачивание и конфискация имущества, Иманжусуп жил в Джамбульской области. Он видел, что жертвами этих реформ стали не только баи, но и простые люди. Известно, что в это время он начал поднимать народ против несправедливых реформ. Разочарование в советской власти привело его и его соратников в борьбе против несправедливости к забастовке в Мойынкумах, где участвовали около 2000 человек. Но восстание было подавлено, и Иманжусуп снова стал гоним.
20 декабря 1930 года его схватили и посадили в тюрьму, а весной 1931 года он был расстрелян на окраине Аулие-Аты.
В 1960г. дело Иманжусупа Кутпанулы было пересмотрено, и с него частично сняли вину, а в 1990г. признали полностью невиновным.
К сожалению, сохранилась лишь малая часть творческого наследия акына. Долгое время запрещалось не только исполнение его песен, но и упоминание его имени. До нас дошли песни «Сарымойын», «Сарыарка», «Әкем Кұтпан», «Сарыбел»», «Бұғылы-Тағылы, «Ерейментау», «Сейфiл-Мәлiк». Еще четыре песни композитора вошли в сборник А.В.Затаевича «Тысяча песен казахского народа» под названием «Иманжусуптiң әнi».
Песни Иманжусупа были популярны в народе, они свидетельствуют о высокой гражданственности певца. Автобиографические мотивы и природные зарисовки в его песнях находятся в неразрывном единстве, личные переживания переплетаются с обращением к родным местам, которые ассоциируются с образами близких друзей. Эта взаимосвязь является одной из специфических черт творчества Иманжусупа.
Источник: акимат Павлодарской области
Народный композитор, акын-импровизатор Иманжусуп Кутпанулы родился в Ермаковском (ныне Аксуском) районе Павлодарской области. Его юность прошла в Акмолинской области. Предки Иманжусупа были свободомыслящими людьми, мечтали о независимой жизни. Его отец Кутпан участвовал в восстаниях, сыграв значительную роль в героическом движении Кенесары Касымова. Уже ребенком Иманжусуп отличался большой физической силой, желанием во всем быть первым. С юных лет у него было два увлечения, одно из них – любовь к песням, поэтическим импровизациям. Он увлекался песнями, сказаниями, риторикой. Познакомился с творчеством Биржан-сала Кожагулова, Ахан-сере Корамсина, Укили Ибрая, Балуана-Шолака Баймурзина, Мади Бапиулы, был в дружбе с Жарылгапберды, Естаем и другим певцами. Встречался с Жаяу Мусой Байжановым, который оказал влияние на его мировоззрение и становление как акына-импровизатора.
В своих произведениях следовал традициям народных певцов, разоблачал несправедливость феодальной знати, ханов и султанов по отношению к народу. И неоднократно преследовался за свои свободолюбивые взгляды. Являясь защитником всех слабых и обездоленных, он часто конфликтовал с властями, будь то – аульный начальник или царский чиновник, иногда даже прибегал к физическим расправам. Иманжусуп был против политики экспансии России по отношению к Казахстану, вел активную борьбу против ущемления прав казахов. Он принял Советскую власть в надежде, что наступит время независимости, свободы и равенства. В этом отношении на него сильно повлияла дружба с Хаджимуканом Мунайтпасовым и Сакеном Сейфуллиным.
Когда началось повсеместное раскулачивание и конфискация имущества, Иманжусуп жил в Джамбульской области. Он видел, что жертвами этих реформ стали не только баи, но и простые люди. Известно, что в это время он начал поднимать народ против несправедливых реформ. Разочарование в советской власти привело его и его соратников в борьбе против несправедливости к забастовке в Мойынкумах, где участвовали около 2000 человек. Но восстание было подавлено, и Иманжусуп снова стал гоним.
20 декабря 1930 года его схватили и посадили в тюрьму, а весной 1931 года он был расстрелян на окраине Аулие-Аты.
В 1960г. дело Иманжусупа Кутпанулы было пересмотрено, и с него частично сняли вину, а в 1990г. признали полностью невиновным.
К сожалению, сохранилась лишь малая часть творческого наследия акына. Долгое время запрещалось не только исполнение его песен, но и упоминание его имени. До нас дошли песни «Сарымойын», «Сарыарка», «Әкем Кұтпан», «Сарыбел»», «Бұғылы-Тағылы, «Ерейментау», «Сейфiл-Мәлiк». Еще четыре песни композитора вошли в сборник А.В.Затаевича «Тысяча песен казахского народа» под названием «Иманжусуптiң әнi».
Песни Иманжусупа были популярны в народе, они свидетельствуют о высокой гражданственности певца. Автобиографические мотивы и природные зарисовки в его песнях находятся в неразрывном единстве, личные переживания переплетаются с обращением к родным местам, которые ассоциируются с образами близких друзей. Эта взаимосвязь является одной из специфических черт творчества Иманжусупа.
Источник: акимат Павлодарской области