Обеспечение толерантности и сохранение культурного наследия

4 Сәуір 2013, 14:27

Одним из важнейших условий поддержания в стране обстановки межнационального мира и согласия является развитие языков, обеспечение толерантности и сохранение культурного наследия населяющих ее народов. В равной мере это относится и к Северо-Казахстанской области, где проживают представители более ста наций. Начиная с 2004 года, областное руководство активно проводит такую работу. И пусть не покажется странным, что, прежде всего, приходится проявлять заботу о сохранении казахского языка и казахской культуры – ведь в годы советского прошлого именно они подвергались наибольшему давлению со стороны тоталитарного режима. Теперь пришло время выправлять перекосы. Но это ни в коей мере не идет в ущерб "не титульным" общинам – наоборот, изучая язык принявшего их народа, люди других национальностей все чаще обращаются и к собственным корням – языку, религии и культуре своих предков. Как известно, для решения проблем развития государственного языка в стране сделано немало. В 1997 году был принят Закон "О языках в Республике Казахстан", в 2001 году – "Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы". Требовалось расширение функционального употребления казахского языка в органах государственного управления и повышение качества его преподавания в системе образования. Казалось бы, раз нормативная база создана, людям остается пожинать плоды, которые вот-вот созреют. Однако спустя какое-то время выяснилось, что для безусловного выполнения содержащихся в этих документах требований надо неустанно и настойчиво трудиться на областном, городском и районном уровнях. Но именно там работа велась в полсилы. Недаром в одном из своих интервью Аким Северо-Казахстанской области Таир Мансуров заметил: "Изучение состояния казахского языка в нашей области показало, что этой проблеме не уделялось должного внимания". Первым шагом,  направленным на ее решение, стал скрупулезный анализ качественного состава учителей казахского языка и литературы. Он показал, что в школах области ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов. Из 1 397 педагогов лишь 891 имели высшее специальное образование, а 506 учителей не имели вузовских дипломов или вели преподавание языка по совместительству с "основными" предметами. Вот почему решением Акима области для учителей казахского языка и литературы были учреждены гранты в размере 50 процентов от их должностного оклада. Понятно, что такой чести удостаивают не всех педагогов, а лишь тех, кто добился наиболее впечатляющих успехов, сумел повысить эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Эти гранты значительно повысили общественную значимость и социальный статус преподавателя и, значит, позитивно повлияли на уровень преподавания казахского языка и литературы. И вот что примечательно: процедура вручения грантов не является бюрократической формальностью. Каждому из учителей, удостоенных поощрения, его вручает Аким района или города Петропавловск. А по завершении торжественной части педагоги сообща анализируют проблемы преподавания языковых дисциплин, вносят предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, обмениваются опытом. За три года выделено 162 миллиона тенге. С 713 до 750 человек возросло и число получателей грантов, что свидетельствует о высокой действенности этого стимула, росте его популярности в педагогической среде.

Одним из важнейших условий поддержания в стране обстановки межнационального мира и согласия является развитие языков, обеспечение толерантности и сохранение культурного наследия населяющих ее народов. В равной мере это относится и к Северо-Казахстанской области, где проживают представители более ста наций. Начиная с 2004 года, областное руководство активно проводит такую работу. И пусть не покажется странным, что, прежде всего, приходится проявлять заботу о сохранении казахского языка и казахской культуры – ведь в годы советского прошлого именно они подвергались наибольшему давлению со стороны тоталитарного режима. Теперь пришло время выправлять перекосы. Но это ни в коей мере не идет в ущерб "не титульным" общинам – наоборот, изучая язык принявшего их народа, люди других национальностей все чаще обращаются и к собственным корням – языку, религии и культуре своих предков.

Как известно, для решения проблем развития государственного языка в стране сделано немало. В 1997 году был принят Закон "О языках в Республике Казахстан", в 2001 году – "Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы". Требовалось расширение функционального употребления казахского языка в органах государственного управления и повышение качества его преподавания в системе образования. Казалось бы, раз нормативная база создана, людям остается пожинать плоды, которые вот-вот созреют. Однако спустя какое-то время выяснилось, что для безусловного выполнения содержащихся в этих документах требований надо неустанно и настойчиво трудиться на областном, городском и районном уровнях. Но именно там работа велась в полсилы. Недаром в одном из своих интервью Аким Северо-Казахстанской области Таир Мансуров заметил: "Изучение состояния казахского языка в нашей области показало, что этой проблеме не уделялось должного внимания".

Первым шагом,  направленным на ее решение, стал скрупулезный анализ качественного состава учителей казахского языка и литературы. Он показал, что в школах области ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов. Из 1 397 педагогов лишь 891 имели высшее специальное образование, а 506 учителей не имели вузовских дипломов или вели преподавание языка по совместительству с "основными" предметами. Вот почему решением Акима области для учителей казахского языка и литературы были учреждены гранты в размере 50 процентов от их должностного оклада. Понятно, что такой чести удостаивают не всех педагогов, а лишь тех, кто добился наиболее впечатляющих успехов, сумел повысить эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Эти гранты значительно повысили общественную значимость и социальный статус преподавателя и, значит, позитивно повлияли на уровень преподавания казахского языка и литературы. И вот что примечательно: процедура вручения грантов не является бюрократической формальностью. Каждому из учителей, удостоенных поощрения, его вручает Аким района или города Петропавловск. А по завершении торжественной части педагоги сообща анализируют проблемы преподавания языковых дисциплин, вносят предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, обмениваются опытом. За три года выделено 162 миллиона тенге. С 713 до 750 человек возросло и число получателей грантов, что свидетельствует о высокой действенности этого стимула, росте его популярности в педагогической среде.

Бөлісу: