Биржан сал. Потанин Григорий Николаевич

4 Сәуір 2013, 13:42

Биржан сал, Кожагулулы Биржан (1834 – 1897) – знаменитый певец, акын, народный композитор. Обладая выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанируя себе на домбре, Биржан сал создал ряд оригинальных музыкально-поэтических произведений. Разъезжая по аулам, участвовал в народных празднествах. Как композитор и исполнитель объединил талантливую молодежь и создал своебразный и кочующий театр. Ведущее место в его творчестве занимала тема любви, ей посвещены песни «Айтбай», «Ғашығым», «Ғашық жар», «Ләйлім-шырақ» и другие произведения, отличающиеся лиризмом, искренностью и глубиной чувств, свежестью поэтической интонации. Художника вдохновляли также природа Сары-Арки и радость бытия. Будучи выразителем чаяний народа, он смело обличал произвол степных воротил: гнев и презрение звучат в его песнях "Жанбота", «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни, например, такие как "Жамбас сипар" и "Теміртас". Сохранилось свыше 40 песен Биржан сала, в их числе признанные шедевры песенного творчества "Алтын балдақ",  "Ақтентек", "Жаймашуақ" и "Бұрылтай". Биржан сал был непревзойденным мастером айтыса: его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, на которое он специально приехал в далекое Семиречье, стало классикой этого жанра. Биржан сал объединял в своем творчестве все виды народно-исскусства: музыкальное, политическое, драматическое. Ни один праздник, ни одна ярмарка Петропавловска, Тайынши и Коянды не обходилось без его участия. На севере Казахстана он оставил после себя много учеников и последователей. Песни Биржан сала продолжают жить в народе, они стали предметом серьезных научных исследований современных музыкантов, литературоведов и фольклористов. Потанин Григорий Николаевич (1835 – 1920) – российский географ, этнограф, рольклорист, исследователь Центральной Азии. Детские годы провел в станице Пресновка современного Жамбылского района Северо-Казахстанской области. В 1852 году окончил Омский кадетский корпус. В годы учебы подружился с Шоканом Уалихановым, под влиянием которого у него возник интерес к истории и этнографии казахского народа. Владея казахским языком, перевел и обработал свыше 300 легенд, сказаний, песен. В 1863 – 1869 годах совершил ряд крупнейших экспедиций на озеро Зайсан, хребет Тарбагатай, в Монголию, Туву, Тибет, Китай, Большой Хинган. Став одним из известных ученых своего времени, навсегда сохранил любовь к Северному Казахстану. В 1895 году, объездив полсвета, совершил поездку в родные места. Через Петропавловск добрался до Пресновки, навестил друзей и родственников. После этого отправился в Сырымбет, к родным своего рано умершего друга. Вернувшись из поездки, написал очерк "В юрте последнего киргизского царевича". Последние годы жил и работал в Томске.

Биржан сал, Кожагулулы Биржан (1834 – 1897) – знаменитый певец, акын, народный композитор. Обладая выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанируя себе на домбре, Биржан сал создал ряд оригинальных музыкально-поэтических произведений. Разъезжая по аулам, участвовал в народных празднествах. Как композитор и исполнитель объединил талантливую молодежь и создал своебразный и кочующий театр. Ведущее место в его творчестве занимала тема любви, ей посвещены песни «Айтбай», «Ғашығым», «Ғашық жар», «Ләйлім-шырақ» и другие произведения, отличающиеся лиризмом, искренностью и глубиной чувств, свежестью поэтической интонации. Художника вдохновляли также природа Сары-Арки и радость бытия. Будучи выразителем чаяний народа, он смело обличал произвол степных воротил: гнев и презрение звучат в его песнях "Жанбота", «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни, например, такие как "Жамбас сипар" и "Теміртас". Сохранилось свыше 40 песен Биржан сала, в их числе признанные шедевры песенного творчества "Алтын балдақ",  "Ақтентек", "Жаймашуақ" и "Бұрылтай". Биржан сал был непревзойденным мастером айтыса: его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, на которое он специально приехал в далекое Семиречье, стало классикой этого жанра. Биржан сал объединял в своем творчестве все виды народно-исскусства: музыкальное, политическое, драматическое. Ни один праздник, ни одна ярмарка Петропавловска, Тайынши и Коянды не обходилось без его участия. На севере Казахстана он оставил после себя много учеников и последователей. Песни Биржан сала продолжают жить в народе, они стали предметом серьезных научных исследований современных музыкантов, литературоведов и фольклористов.

Потанин Григорий Николаевич (1835 – 1920) – российский географ, этнограф, рольклорист, исследователь Центральной Азии. Детские годы провел в станице Пресновка современного Жамбылского района Северо-Казахстанской области. В 1852 году окончил Омский кадетский корпус. В годы учебы подружился с Шоканом Уалихановым, под влиянием которого у него возник интерес к истории и этнографии казахского народа. Владея казахским языком, перевел и обработал свыше 300 легенд, сказаний, песен. В 1863 – 1869 годах совершил ряд крупнейших экспедиций на озеро Зайсан, хребет Тарбагатай, в Монголию, Туву, Тибет, Китай, Большой Хинган. Став одним из известных ученых своего времени, навсегда сохранил любовь к Северному Казахстану. В 1895 году, объездив полсвета, совершил поездку в родные места. Через Петропавловск добрался до Пресновки, навестил друзей и родственников. После этого отправился в Сырымбет, к родным своего рано умершего друга. Вернувшись из поездки, написал очерк "В юрте последнего киргизского царевича". Последние годы жил и работал в Томске.

Бөлісу: