1949-1956 г.г.

2 Наурыз 2013, 13:19

1949 Крупное наводнение в результате разлива ре­ки Ишим. Разрушено 30 жилых домов и раз­мыт берег против Городского сада на глубину 15 метров. Более ранние карты города показы­вают, что водами Ишима было размыто и уне­сено свыше 1/3 территории сада и уничтожена целая улица от городского сада до ШРЗ. В 1951 во время разлива реки возникла угроза размыва и уничтожения южной части ул. Садо­вой и остатков городского сада. За десятиле­тие 1950—1960 был размыт и обрушен берег на ширину 60 метров и протяженность в 1,5 км, в результате разрушилась часть парка, были уничтожены зеленые насаждения и размыты жилые дома. Только в 1960 паводковые воды разрушили 63 жилых дома. Река Ишим берет начало в 135 верстах от города с сопок Джаман Нияз. Разлив реки зависит от обилия снегов и вскрытия р. Нуры. В периоды половодья р. Нура вблизи Акмолинска соединяется с Иши-мом и отдает ему свои воды. Еще в XIX веке в период разливов нередко затапливались «сло­бодка» и часть Казачьей станицы до церкви. Особенно сильны были разливы Ишима в 1847, 1861, 1908, 1911, 1923. В 1847 в результате раз­лива реки была разрушена третья часть горо­да. На заседаниях городского совета в 40-х го дах практически ежегодно поднимается про­блема борьбы с наводнением вследствие раз­лива Ишима. Весной 1946 г. по прогнозам ожидалось сильное наводнение. При горсове­те была создана специальная паводковая ко­миссия. Всем учреждениям, организациям и владельцам частных построек вменялось в обя­занность заранее провести ремонт всех водо­стоков и водоспусков. Горожане, проживаю­щие по улицам Речной, Набережной, Южной, Ишимской, Садовой, Банной, Первомайской и Калинина, в безоговорочном порядке на вре­мя паводка переселялись в отведенные для этой цели горжилуправлением помещения. Силами спецотрядов милиции и пожарных осуществлялось патрулирование на лодках в целях охраны оставшегося в зоне затопления имущества. На период паводка были созданы оперативные посты наблюдения за уровнем воды в реках Ишиме (Есиле) и Нуре в несколь­ких пунктах: Вишневке, Акмолинске, Талап-кере, в поселке №29, Рождественке. Данные ежедневно сообщались в городскую комиссию. 1952 16 февраля — На 235-м километре в районе стан­ции Бощекуль строители сомкнули рельсы до­роги Акмолинск-Павлодар. Акмолинск стал .   крупным железнодорожным узлом. 1954 2 марта — Пленум ЦК КПСС принял Поста­новление «О дальнейшем увеличении произ­водства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». 2 марта — На станцию Акмолинск прибыл пер­вый эшелон с добровольцами-целинниками из Алма-Аты. 5 марта — На станцию Акмолинск прибыл пер­вый эшелон московских добровольцев, при­ехавших на освоение целинных земель. Началась распашка земель целины. В степи закладываются центральные усадьбы совхозов «Любимовский», «Красивинский», «Изобиль­ный» и др. Построен Дворец культуры железнодорож­ников. Источник: энциклопедия АСТАНА

1949

Крупное наводнение в результате разлива ре­ки Ишим. Разрушено 30 жилых домов и раз­мыт берег против Городского сада на глубину 15 метров. Более ранние карты города показы­вают, что водами Ишима было размыто и уне­сено свыше 1/3 территории сада и уничтожена целая улица от городского сада до ШРЗ. В 1951 во время разлива реки возникла угроза размыва и уничтожения южной части ул. Садо­вой и остатков городского сада. За десятиле­тие 1950—1960 был размыт и обрушен берег на ширину 60 метров и протяженность в 1,5 км, в результате разрушилась часть парка, были уничтожены зеленые насаждения и размыты жилые дома. Только в 1960 паводковые воды разрушили 63 жилых дома. Река Ишим берет начало в 135 верстах от города с сопок Джаман Нияз. Разлив реки зависит от обилия снегов и вскрытия р. Нуры. В периоды половодья р. Нура вблизи Акмолинска соединяется с Иши-мом и отдает ему свои воды. Еще в XIX веке в период разливов нередко затапливались «сло­бодка» и часть Казачьей станицы до церкви. Особенно сильны были разливы Ишима в 1847, 1861, 1908, 1911, 1923. В 1847 в результате раз­лива реки была разрушена третья часть горо­да. На заседаниях городского совета в 40-х го дах практически ежегодно поднимается про­блема борьбы с наводнением вследствие раз­лива Ишима. Весной 1946 г. по прогнозам ожидалось сильное наводнение. При горсове­те была создана специальная паводковая ко­миссия. Всем учреждениям, организациям и владельцам частных построек вменялось в обя­занность заранее провести ремонт всех водо­стоков и водоспусков. Горожане, проживаю­щие по улицам Речной, Набережной, Южной, Ишимской, Садовой, Банной, Первомайской и Калинина, в безоговорочном порядке на вре­мя паводка переселялись в отведенные для этой цели горжилуправлением помещения. Силами спецотрядов милиции и пожарных осуществлялось патрулирование на лодках в целях охраны оставшегося в зоне затопления имущества. На период паводка были созданы оперативные посты наблюдения за уровнем воды в реках Ишиме (Есиле) и Нуре в несколь­ких пунктах: Вишневке, Акмолинске, Талап-кере, в поселке №29, Рождественке. Данные ежедневно сообщались в городскую комиссию.

1952

16 февраля — На 235-м километре в районе стан­ции Бощекуль строители сомкнули рельсы до­роги Акмолинск-Павлодар. Акмолинск стал .   крупным железнодорожным узлом.

1954

2 марта — Пленум ЦК КПСС принял Поста­новление «О дальнейшем увеличении произ­водства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».

2 марта — На станцию Акмолинск прибыл пер­вый эшелон с добровольцами-целинниками из Алма-Аты.

5 марта — На станцию Акмолинск прибыл пер­вый эшелон московских добровольцев, при­ехавших на освоение целинных земель. Началась распашка земель целины. В степи закладываются центральные усадьбы совхозов «Любимовский», «Красивинский», «Изобиль­ный» и др. Построен Дворец культуры железнодорож­ников.

Источник: энциклопедия АСТАНА

Бөлісу: