Общие сведения

2 Наурыз 2013, 12:41

Акмолинское Приесилье - Караоткель, Есиль, Нура в самом центре Сарыарки - богатый талантами регион. На востоке громоздятся древ­ние хребты Ерейментау, на севере находятся сос­новые боры Домбыралы и Моншакты, на юге, в просторных степях благословенного края, издрев­ле развивались традиции поэтов-сказителей, пев­цов-импровизаторов. Ярким примером этому яв­ляется то, что именно здесь в III веке до нашей эры появилась поэма «Козы Корпеш - Баян суду», полностью сохранившаяся и оставшаяся нам в наследство от коргалжынского акына Кул-тума. Известно, что традиции поэтов-сказителей получили развитие благодаря ерейментаускому певцу-импровизатору Умбетею Тлеуулы (1706— 1778). Старец из рода канжыгалы был соратни ком Богенбая и храбрым воином. До нас дошли такие эпические сказания певца, как «Жантай батыр», «Посвящается Бухар жырау», «Бию Бек-болату», «К смерти Богенбая», «Извещение о смер­ти Богенбая Абылай хану» и т.д. В Акмолинском Приесилье - Караоткеле осо­бое место в песенном творчестве отводится Култуме Сармуратулы. Он родился в Коргалжыне в 1840 году на земле, именуемой Абылай алкымы. В 1929 году там же ушел из жизни. Был широко известен как поэт-импровизатор и композитор, часто общался с поэтами Шоже, Орынбаем и был в дружественных отношениях с Биржан салом. Вместе со сподвижниками ездил по аулам, одер­жал победу в айтысе с акыном Рыспаем на берегу Сырдарьи. Широкое признание народа получили такие песни, как «Тайпалмалы», «Сокпай-сокпа», «Гнедой конь», «Шайкдлма», «Тау киялап», «Три дамбы», «Пауой», «Донбек». Некоторые из них были переложены на либретто опер Брусиловского. Многие произведения акына, такие как «Воодушевление», «Одному поэту», «Термелер», «О старости», «О биях», «О жизни» и др. до­шли до наших дней. Прославившие край Есиля и Нуры имена Аз-ленбая-сала Кудербайулы (1836-1916), Иманжусипа Кутпанулы (1863-1929), Газиза Файзоллаулы (1860-1930), Балуана Шолака (1864-1919) являются гордоствю казахской литературы и твор­чества. В плеяде этих ярких звезд Олжабай Нура-лыулы (1881-1935) занимает особое место. В 1906-16 годах он три раза избирался волостным в Коржынколе и Ереймене, свой поэтический дар акын из рода канжыгалы унаследовал от потом­ков Богенбая, прославленных биев Тураналы, Бапана, Саккулака, Нуралы. От Олжабая нам ос­талось в наследство 75 поэтических произведе­ний, 17 сказаний, 6 поэм. Среди них поэмы «Как Абылай стал ханом», «Лохматый», характерные богатым содержанием, со множеством историчес­ких фактов и высоким художественным уровнем. Такие глубоко философские произведения, как Двадцать два расхождения», «Жизнь» («Минажкат»), «Беда и счастье», «Печальный и беспечный», Грезы», «Дешевый и дорогой», «Сущность», «Хан к лростолюдин», «Три жуза» и др. в последние годы были всесторонне изучены и использованы в научных диссертациях. Источник: энциклопедия АСТАНА

Акмолинское Приесилье - Караоткель, Есиль, Нура в самом центре Сарыарки - богатый талантами регион. На востоке громоздятся древ­ние хребты Ерейментау, на севере находятся сос­новые боры Домбыралы и Моншакты, на юге, в просторных степях благословенного края, издрев­ле развивались традиции поэтов-сказителей, пев­цов-импровизаторов. Ярким примером этому яв­ляется то, что именно здесь в III веке до нашей эры появилась поэма «Козы Корпеш - Баян суду», полностью сохранившаяся и оставшаяся нам в наследство от коргалжынского акына Кул-тума. Известно, что традиции поэтов-сказителей получили развитие благодаря ерейментаускому певцу-импровизатору Умбетею Тлеуулы (1706— 1778). Старец из рода канжыгалы был соратни ком Богенбая и храбрым воином. До нас дошли такие эпические сказания певца, как «Жантай батыр», «Посвящается Бухар жырау», «Бию Бек-болату», «К смерти Богенбая», «Извещение о смер­ти Богенбая Абылай хану» и т.д.

В Акмолинском Приесилье - Караоткеле осо­бое место в песенном творчестве отводится Култуме Сармуратулы. Он родился в Коргалжыне в 1840 году на земле, именуемой Абылай алкымы. В 1929 году там же ушел из жизни. Был широко известен как поэт-импровизатор и композитор, часто общался с поэтами Шоже, Орынбаем и был в дружественных отношениях с Биржан салом. Вместе со сподвижниками ездил по аулам, одер­жал победу в айтысе с акыном Рыспаем на берегу Сырдарьи. Широкое признание народа получили такие песни, как «Тайпалмалы», «Сокпай-сокпа», «Гнедой конь», «Шайкдлма», «Тау киялап», «Три дамбы», «Пауой», «Донбек». Некоторые из них были переложены на либретто опер Брусиловского. Многие произведения акына, такие как «Воодушевление», «Одному поэту», «Термелер», «О старости», «О биях», «О жизни» и др. до­шли до наших дней.

Прославившие край Есиля и Нуры имена Аз-ленбая-сала Кудербайулы (1836-1916), Иманжусипа Кутпанулы (1863-1929), Газиза Файзоллаулы (1860-1930), Балуана Шолака (1864-1919) являются гордоствю казахской литературы и твор­чества. В плеяде этих ярких звезд Олжабай Нура-лыулы (1881-1935) занимает особое место. В 1906-16 годах он три раза избирался волостным в Коржынколе и Ереймене, свой поэтический дар акын из рода канжыгалы унаследовал от потом­ков Богенбая, прославленных биев Тураналы, Бапана, Саккулака, Нуралы. От Олжабая нам ос­талось в наследство 75 поэтических произведе­ний, 17 сказаний, 6 поэм. Среди них поэмы «Как Абылай стал ханом», «Лохматый», характерные богатым содержанием, со множеством историчес­ких фактов и высоким художественным уровнем. Такие глубоко философские произведения, как Двадцать два расхождения», «Жизнь» («Минажкат»), «Беда и счастье», «Печальный и беспечный», Грезы», «Дешевый и дорогой», «Сущность», «Хан к лростолюдин», «Три жуза» и др. в последние годы были всесторонне изучены и использованы в научных диссертациях.

Источник: энциклопедия АСТАНА

Бөлісу: