Архитектурный облик Астаны

2 Наурыз 2013, 09:28

Дом культуры железнодорожников был спро­ектирован архитектором В. Калмыковым и решен в характерном для сталинского режима класси­ческом стиле с торжественной колоннадой глав­ного входа и богато украшенным скульптурой и росписью интерьером. Автором проекта гостиницы «Ишим» был выпускник архитектурного фа­культета Академии художеств им. И. Репина ар­хитектор-художник И. Ким. Архитектурный об­лик этого здания (ныне представительство ООН) так же, как и административных зданий по ул. Ж. Омарова и М. Ауэзова, решен в традицион­ном классическом стиле. Но их отличает от мно­гих, в том числе построенных в последние годы зданий, высокий уровень профессионализма и художественного мастерства. Учитывая историко-культурную ценность этих объектов, а также домов по ул. Кенесары (от площади до стадиона К. Мунайтпасова) и Акжай­ык (от ул. Бейбитшилик до ручья Сарыбулак), в разделе «Историко-архитектурный опорный план» Генерального плана было рекомендовано взять их под государственную охрану и, органич­но включив в ткань новой застройки столицы, со­хранить своеобразие и колорит облика городской среды Акмолинска 40—50-х годов XX века. С началом освоения целинных и залежных зе­мель Акмолинск, оказавшись в эпицентре целин­ных событий, пережил очередной строительный бум и рост численности населения. За шесть лет (1954—1960) количество жителей города увели­чилось с 77 до 129 тысяч. В 1961 году город Акмо­линск был переименован в Целиноград и приобрел статус столицы Целинного края. На строительство целинной столицы были мобилизованы лучшие проектные и строительные коллективы СССР. Из Киева, Москвы, Ленинграда в Целиноград на­правлялись целые эшелоны строительной техни­ки, строительных материалов и коллективов стро­ительных трестов и организаций. Особый вклад в застройку Целинограда внесли строители г. Мос­квы и Ленинграда, которые взяли шефство над городом. Только в 1961 году они построили и вве­ли в эксплуатацию 650 квартир, 4 пятиэтажные школы. С 1963 года застройка и развитие города стали вестись в соответствии с проектом Генераль­ного плана, разработанного творческим коллекти­вом проектного института «Ленгорстройпроект» под руководством архитектора Г. Гладштейна. К выполнению разделов Генерального плана были подключены специализированные проектные и научно-исследовательские институты Киева, Москвы и Ленинграда. Научное руководство про­ектом осуществлялось академиком архитектуры В. Шквариковым. В основу территориального развития города была положена поточно-функцио­нальная схема планировки, разработанная в 30-е годы XX века бывшим наркомом финансов РСФСР Н. Милютиным. Согласно этой схеме тер­ритория города разбивалась на функциональные зоны и эти зоны располагались параллельными полосами в следующем порядке с севера на юг: 1) производственно-складская и коммунальная зона; 2) железнодорожные пути; 3) жилая зона; 4) парково-рекреационная зона; 5) пригородная сельскохозяйственная зона. Схема в наибольшей степени учитывала и при­спосабливала застройку города к особенностям рельефа, гидрографии и природно-климатичес­ких условий местности. В частности, промышленно-складскую зону предлагалось разместить за железнодорожными путями с наветренной от жи­лой зоны стороны. Таким образом, планировоч­ными средствами решалась проблема защиты жи­лой зоны от влияния и воздействия выбросов вредных промышленных предприятий. Жилая зона в свою очередь отделялась от русла реки Ишим широкой лентой парков, служащих буфер­ным пространством, защищающим реку от попа­дания городских стоков и одновременно прекрас­ным местом отдыха горожан. Левый низинный бе­рег реки Ишим, подверженный периодическому затоплению, но с весьма плодородными почвами, образовавшимися за десятки тысяч лет весенних разливов и отложений аллювия, предлагалось ис­пользовать как пригородную сельскохозяйствен­ную зону, предназначенную для обеспечения го­рожан овощами, фруктами и продуктами живот­новодства. В старой части жилой зоны города авто­ры сочли целесообразным сохранить квартальную застройку с прямоугольной сеткой улиц, при этом, по возможности, укрупнили кварталы и рас­ширили проезжую часть улиц. В новых жилых районах они применили микрорайонную застрой­ку, считавшуюся в то время наиболее перспектив­ной. Исходя из прогнозных расчетов увеличения численности населения Целинограда со 130 тысяч в 1962 г. до 380 тысяч в 1980 г., авторы Генплана разработали полицентрическую модель города и обосновали целесообразность и необходимость формирования нового общегородского админис­тративно-культурного центра на месте слияния ручья Акбулак и реки Ишим. Генеральный план развития города Целинограда был отмечен союзной архитектурной общественностью как нова­торский и в то же время как классический образец концепции линейно-полосового развития плани­ровочной структуры современного города. Источник: энциклопедия АСТАНА

Дом культуры железнодорожников был спро­ектирован архитектором В. Калмыковым и решен в характерном для сталинского режима класси­ческом стиле с торжественной колоннадой глав­ного входа и богато украшенным скульптурой и росписью интерьером. Автором проекта гостиницы «Ишим» был выпускник архитектурного фа­культета Академии художеств им. И. Репина ар­хитектор-художник И. Ким. Архитектурный об­лик этого здания (ныне представительство ООН) так же, как и административных зданий по ул. Ж. Омарова и М. Ауэзова, решен в традицион­ном классическом стиле. Но их отличает от мно­гих, в том числе построенных в последние годы зданий, высокий уровень профессионализма и художественного мастерства.

Учитывая историко-культурную ценность этих объектов, а также домов по ул. Кенесары (от площади до стадиона К. Мунайтпасова) и Акжай­ык (от ул. Бейбитшилик до ручья Сарыбулак), в разделе «Историко-архитектурный опорный план» Генерального плана было рекомендовано взять их под государственную охрану и, органич­но включив в ткань новой застройки столицы, со­хранить своеобразие и колорит облика городской среды Акмолинска 40—50-х годов XX века.

С началом освоения целинных и залежных зе­мель Акмолинск, оказавшись в эпицентре целин­ных событий, пережил очередной строительный бум и рост численности населения. За шесть лет (1954—1960) количество жителей города увели­чилось с 77 до 129 тысяч. В 1961 году город Акмо­линск был переименован в Целиноград и приобрел статус столицы Целинного края. На строительство целинной столицы были мобилизованы лучшие проектные и строительные коллективы СССР. Из Киева, Москвы, Ленинграда в Целиноград на­правлялись целые эшелоны строительной техни­ки, строительных материалов и коллективов стро­ительных трестов и организаций. Особый вклад в застройку Целинограда внесли строители г. Мос­квы и Ленинграда, которые взяли шефство над городом. Только в 1961 году они построили и вве­ли в эксплуатацию 650 квартир, 4 пятиэтажные школы. С 1963 года застройка и развитие города стали вестись в соответствии с проектом Генераль­ного плана, разработанного творческим коллекти­вом проектного института «Ленгорстройпроект» под руководством архитектора Г. Гладштейна. К выполнению разделов Генерального плана были подключены специализированные проектные и научно-исследовательские институты Киева, Москвы и Ленинграда. Научное руководство про­ектом осуществлялось академиком архитектуры В. Шквариковым. В основу территориального развития города была положена поточно-функцио­нальная схема планировки, разработанная в 30-е годы XX века бывшим наркомом финансов РСФСР Н. Милютиным. Согласно этой схеме тер­ритория города разбивалась на функциональные зоны и эти зоны располагались параллельными полосами в следующем порядке с севера на юг: 1) производственно-складская и коммунальная зона; 2) железнодорожные пути; 3) жилая зона; 4) парково-рекреационная зона; 5) пригородная сельскохозяйственная зона.

Схема в наибольшей степени учитывала и при­спосабливала застройку города к особенностям рельефа, гидрографии и природно-климатичес­ких условий местности. В частности, промышленно-складскую зону предлагалось разместить за железнодорожными путями с наветренной от жи­лой зоны стороны. Таким образом, планировоч­ными средствами решалась проблема защиты жи­лой зоны от влияния и воздействия выбросов вредных промышленных предприятий. Жилая зона в свою очередь отделялась от русла реки Ишим широкой лентой парков, служащих буфер­ным пространством, защищающим реку от попа­дания городских стоков и одновременно прекрас­ным местом отдыха горожан. Левый низинный бе­рег реки Ишим, подверженный периодическому затоплению, но с весьма плодородными почвами, образовавшимися за десятки тысяч лет весенних разливов и отложений аллювия, предлагалось ис­пользовать как пригородную сельскохозяйствен­ную зону, предназначенную для обеспечения го­рожан овощами, фруктами и продуктами живот­новодства. В старой части жилой зоны города авто­ры сочли целесообразным сохранить квартальную застройку с прямоугольной сеткой улиц, при этом, по возможности, укрупнили кварталы и рас­ширили проезжую часть улиц. В новых жилых районах они применили микрорайонную застрой­ку, считавшуюся в то время наиболее перспектив­ной. Исходя из прогнозных расчетов увеличения численности населения Целинограда со 130 тысяч в 1962 г. до 380 тысяч в 1980 г., авторы Генплана разработали полицентрическую модель города и обосновали целесообразность и необходимость формирования нового общегородского админис­тративно-культурного центра на месте слияния ручья Акбулак и реки Ишим. Генеральный план развития города Целинограда был отмечен союзной архитектурной общественностью как нова­торский и в то же время как классический образец концепции линейно-полосового развития плани­ровочной структуры современного города.

Источник: энциклопедия АСТАНА

Бөлісу: