Административный и крупный траспортный узел

2 Наурыз 2013, 09:24

С образованием Акмолинской области с цент­ром в городе Акмолинске и строительством в 1939 году железнодорожной ветки Акмолинск-Карталы город превратился в административный и крупный транспортный узел, начал переживать качественно новый этап своего развития. За ко­роткий отрезок времени численность населения города увеличилась в два раза (с 15 тысяч в 1928 г. до 32 тысяч в 1940 г.), значительно возросли темпы и масштабы строительных работ. Антирелигиоз­ная борьба, проводимая Советской властью, осо­бенно усилилась к 30-м годам ХХ-го столетия. Именно в эти годы в Москве был взорван храм Христа Спасителя, а в Акмолинске разрушен со­бор Александра Невского. В военные годы эвакуация оборудования и ин­женерно-технического персонала крупных заво­дов из западных районов СССР, оккупированных фашистскими войсками, оказала сильное влияние на развитие города. Акмолинск стал приобретать черты индустриального центра. В послевоенное мирное время заводы, выпус­кавшие оборонную продукцию, перестроились на выпуск сельскохозяйственной техники и товаров народного потребления. В военные, а также в первые послевоенные годы Советской властью в Акмолинск были депорти­рованы из Поволжья немцы, из районов Дальнего Востока — корейцы, с территории Северного Кав­каза — ингуши, чеченцы и другие народы. В ре­зультате население города за 8 лет (1940—1948) увеличилось с 32 до 76 тыс. человек. Акмолинск 30—40-х годов, вплоть до 1956 го­да, разрастался стихийно в восточном и западном направлениях вдоль линии железной дороги, об­разуя новые районы мелкоквартальной усадебной застройки. В южном направлении развитие города шло до соединения со старой застройкой, сложив­шейся с момента образования военного поселе­ния. С 1957 года застройка города стала регулиро­ваться Генеральным планом, разработанным про­ектным институтом Казгипрогорсельстрой (гл. арх. проекта Е. Дятлов). Генеральный план пре­дусматривал укрупнение кварталов и совершен­ствование улично-дорожной сети с учетом новых градостроительных условий, требований и нор­мативов. Было упорядочено размещение и строи­тельство на территории города производственных объектов. Исходя из учета направлений господст­вующих ветров, с целью создания благоприятных санитарно-гигиенических условий в жилой застройке, строительство новых промышленных предприятий предусматривалось генеральным планом за линией железной дороги, в специаль­но отведенной промышленно-складской зоне. Ис­ключение составляли насосный завод, завод газо­вой аппаратуры и завод «Казахсельмаш» (позднее ПО «Целинсельмаш»), основанный в военные годы. Таким образом, генеральным планом была заложена идея территориального зонирования и линейно-полосового развития города. В эти годы начал формироваться своеобразный архитектур­ный облик застройки ул. Карла Маркса (ныне Кенесары Касымова), Монина (ныне Акжайык). Следует отметить, что фронт этих улиц образо­вывался капитальными 3—4-этажными жилыми домами, выполненными в едином стиле с укра­шением фасадов зданий элементами классичес­кого декора — пилястрами, колоннами и сандри­ками, а фронтонов — лепными и резными карту-шами с использованием мотивов советской эмб­лематики и геральдики. К числу самых значитель­ных зданий, построенных в тот период, можно от­нести Дом культуры железнодорожников (ныне Оперный театр им. К. Байсеитовой), гостиницу «Ишим» (ныне «Есиль»), административные зда­ния по ул. Ж. Омарова. Источник: энциклопедия АСТАНА

С образованием Акмолинской области с цент­ром в городе Акмолинске и строительством в 1939 году железнодорожной ветки Акмолинск-Карталы город превратился в административный и крупный транспортный узел, начал переживать качественно новый этап своего развития. За ко­роткий отрезок времени численность населения города увеличилась в два раза (с 15 тысяч в 1928 г. до 32 тысяч в 1940 г.), значительно возросли темпы и масштабы строительных работ. Антирелигиоз­ная борьба, проводимая Советской властью, осо­бенно усилилась к 30-м годам ХХ-го столетия. Именно в эти годы в Москве был взорван храм Христа Спасителя, а в Акмолинске разрушен со­бор Александра Невского.

В военные годы эвакуация оборудования и ин­женерно-технического персонала крупных заво­дов из западных районов СССР, оккупированных фашистскими войсками, оказала сильное влияние на развитие города. Акмолинск стал приобретать черты индустриального центра.

В послевоенное мирное время заводы, выпус­кавшие оборонную продукцию, перестроились на выпуск сельскохозяйственной техники и товаров народного потребления.

В военные, а также в первые послевоенные годы Советской властью в Акмолинск были депорти­рованы из Поволжья немцы, из районов Дальнего Востока — корейцы, с территории Северного Кав­каза — ингуши, чеченцы и другие народы. В ре­зультате население города за 8 лет (1940—1948) увеличилось с 32 до 76 тыс. человек.

Акмолинск 30—40-х годов, вплоть до 1956 го­да, разрастался стихийно в восточном и западном направлениях вдоль линии железной дороги, об­разуя новые районы мелкоквартальной усадебной застройки. В южном направлении развитие города шло до соединения со старой застройкой, сложив­шейся с момента образования военного поселе­ния. С 1957 года застройка города стала регулиро­ваться Генеральным планом, разработанным про­ектным институтом Казгипрогорсельстрой (гл. арх. проекта Е. Дятлов). Генеральный план пре­дусматривал укрупнение кварталов и совершен­ствование улично-дорожной сети с учетом новых градостроительных условий, требований и нор­мативов. Было упорядочено размещение и строи­тельство на территории города производственных объектов. Исходя из учета направлений господст­вующих ветров, с целью создания благоприятных санитарно-гигиенических условий в жилой застройке, строительство новых промышленных предприятий предусматривалось генеральным планом за линией железной дороги, в специаль­но отведенной промышленно-складской зоне. Ис­ключение составляли насосный завод, завод газо­вой аппаратуры и завод «Казахсельмаш» (позднее ПО «Целинсельмаш»), основанный в военные годы. Таким образом, генеральным планом была заложена идея территориального зонирования и линейно-полосового развития города. В эти годы начал формироваться своеобразный архитектур­ный облик застройки ул. Карла Маркса (ныне Кенесары Касымова), Монина (ныне Акжайык). Следует отметить, что фронт этих улиц образо­вывался капитальными 3—4-этажными жилыми домами, выполненными в едином стиле с укра­шением фасадов зданий элементами классичес­кого декора — пилястрами, колоннами и сандри­ками, а фронтонов — лепными и резными карту-шами с использованием мотивов советской эмб­лематики и геральдики. К числу самых значитель­ных зданий, построенных в тот период, можно от­нести Дом культуры железнодорожников (ныне Оперный театр им. К. Байсеитовой), гостиницу «Ишим» (ныне «Есиль»), административные зда­ния по ул. Ж. Омарова.

Источник: энциклопедия АСТАНА

Бөлісу: