Архитектура и градостроительство конец ХІХ в.-начало ХХ в.

2 Наурыз 2013, 09:19

В 1892 году была построена белокаменная цер­ковь святого Александра Невского. Стены храма украшали великолепные росписи, выполненные учеником великого русского художника А. Вас­нецова. Сама она, сияющая белизной своих мощ­ных скульптурных форм, увенчанная полуцир­кульным куполом, служила визитной карточкой, зримым образом степного городка. Со строитель­ством храма Александра Невского было принято решение о переносе деревянной Константино-Еленинской церкви на территорию бывшей каза­чьей слободы, где она находится и по настоящее время. Конец XIX — начало XX века были для Ак­молинска своего рода периодом архитектурного расцвета. Именно в этот период в городе были по­строены здания, отличавшиеся художественным вкусом, достойные сохранения как имеющие ис­торико-культурную ценность памятники строи­тельного искусства рубежа XIX и XX веков. Типичным для зажиточных горожан являлся дом на подклете. Подклет, кирпичной кладки по­луэтаж, использовался в основном под складские и хозяйственные помещения. Примером могут служить сохранившиеся постройки: дом купца Семенова (ул. Бейбитшилик, 17), дом купца Куб-рина (ныне посольство Украины), дом купца Мои­сеева (ныне госпиталь инвалидов и ветеранов Ве­ликой Отечественной войны) и др. В архитектур­ном отношении деревянные дома отличались бо­гатством декоративного убранства, использовани­ем в отделке фронтонов, ставен, подзоров и на­личников элементов накладной и прорезной дере­вянной резьбы. Фасады каменных зданий, выпол­ненные в технике фигурной каменной кладки, по­ражают разнообразием и художественностью узо­ров, образованных пластическим членением и рез­ной моделировкой плоскости кирпичной стены. В это время в городе закладываются первые сады и парки. В частности, по инициативе подполковни­ка Троицкого был основан городской парк, на­чальником военной команды Трегубенко и субал­терн-офицером Жузловым — Солдатский сад (ны­не на этом месте находится стадион имени К. Му-найтпасова), владельцем аптеки Путиловым был разбит Заишимский парк-питомник. О серьезном отношении к застройке и формированию архи­тектурного облика города в тот период свидетельст­вует и то, что было разработано несколько генпла­нов, а в 1910 году введена должность главного ар­хитектора. Им стал архитектор А.Д. Павлович. В годы революции и гражданской войны эко­номическая жизнь замерла, прекратился рост го­родского населения. Перестали вестись строи­тельные работы. Прокладка в 1929 году через Акмолинск железнодорожной линии Петропав­ловск—Караганда для снабжения карагандин­ским углем строящихся индустриальных гиган­тов Урала и Сибири пробудила город от застоя и сна. Наркомат путей сообщения — одно из самых могущественных советских ведомств в двух кило­метрах к северу от сложившегося города, возле железнодорожной станции стал строить поселок для семей железнодорожников, возводить необ­ходимые объекты культурного, производственно­го и социального назначения. Акмолинск терри­ториально стал состоять из двух частей — самого города и пристанционного поселка. Для связи этих частей проложили узкоколейную железную дорогу с конечными остановками — управление Карагандинской железной дороги (ныне адм. зда­ние) — вокзал. Железнодорожный поселок заст­раивался стандартными, построенными по типо­вым проектам двухэтажными коттеджными (ул. Гёте, Либкнехта) и многоквартирными 2-3-этаж­ными секционными (ул. Карасай батыра) домами. Здания школ, детских учреждений, клубов и боль­ниц также не отличались своеобразием архитек­турного облика, поскольку возводились по типо­вым проектам, утвержденным железнодорожным ведомством. Фундаменты зданий выкладывались из бутобетона, стены — из кирпича, перекрытия возводились из швеллерных балок с армировани­ем и замоноличиванием цементным раствором и бетоном. Источник: энциклопедия АСТАНА

В 1892 году была построена белокаменная цер­ковь святого Александра Невского. Стены храма украшали великолепные росписи, выполненные учеником великого русского художника А. Вас­нецова. Сама она, сияющая белизной своих мощ­ных скульптурных форм, увенчанная полуцир­кульным куполом, служила визитной карточкой, зримым образом степного городка. Со строитель­ством храма Александра Невского было принято решение о переносе деревянной Константино-Еленинской церкви на территорию бывшей каза­чьей слободы, где она находится и по настоящее время. Конец XIX — начало XX века были для Ак­молинска своего рода периодом архитектурного расцвета. Именно в этот период в городе были по­строены здания, отличавшиеся художественным вкусом, достойные сохранения как имеющие ис­торико-культурную ценность памятники строи­тельного искусства рубежа XIX и XX веков.

Типичным для зажиточных горожан являлся дом на подклете. Подклет, кирпичной кладки по­луэтаж, использовался в основном под складские и хозяйственные помещения. Примером могут служить сохранившиеся постройки: дом купца Семенова (ул. Бейбитшилик, 17), дом купца Куб-рина (ныне посольство Украины), дом купца Мои­сеева (ныне госпиталь инвалидов и ветеранов Ве­ликой Отечественной войны) и др. В архитектур­ном отношении деревянные дома отличались бо­гатством декоративного убранства, использовани­ем в отделке фронтонов, ставен, подзоров и на­личников элементов накладной и прорезной дере­вянной резьбы. Фасады каменных зданий, выпол­ненные в технике фигурной каменной кладки, по­ражают разнообразием и художественностью узо­ров, образованных пластическим членением и рез­ной моделировкой плоскости кирпичной стены. В это время в городе закладываются первые сады и парки. В частности, по инициативе подполковни­ка Троицкого был основан городской парк, на­чальником военной команды Трегубенко и субал­терн-офицером Жузловым — Солдатский сад (ны­не на этом месте находится стадион имени К. Му-найтпасова), владельцем аптеки Путиловым был разбит Заишимский парк-питомник. О серьезном отношении к застройке и формированию архи­тектурного облика города в тот период свидетельст­вует и то, что было разработано несколько генпла­нов, а в 1910 году введена должность главного ар­хитектора. Им стал архитектор А.Д. Павлович.

В годы революции и гражданской войны эко­номическая жизнь замерла, прекратился рост го­родского населения. Перестали вестись строи­тельные работы. Прокладка в 1929 году через Акмолинск железнодорожной линии Петропав­ловск—Караганда для снабжения карагандин­ским углем строящихся индустриальных гиган­тов Урала и Сибири пробудила город от застоя и сна. Наркомат путей сообщения — одно из самых могущественных советских ведомств в двух кило­метрах к северу от сложившегося города, возле железнодорожной станции стал строить поселок для семей железнодорожников, возводить необ­ходимые объекты культурного, производственно­го и социального назначения. Акмолинск терри­ториально стал состоять из двух частей — самого города и пристанционного поселка. Для связи этих частей проложили узкоколейную железную дорогу с конечными остановками — управление Карагандинской железной дороги (ныне адм. зда­ние) — вокзал. Железнодорожный поселок заст­раивался стандартными, построенными по типо­вым проектам двухэтажными коттеджными (ул. Гёте, Либкнехта) и многоквартирными 2-3-этаж­ными секционными (ул. Карасай батыра) домами. Здания школ, детских учреждений, клубов и боль­ниц также не отличались своеобразием архитек­турного облика, поскольку возводились по типо­вым проектам, утвержденным железнодорожным ведомством. Фундаменты зданий выкладывались из бутобетона, стены — из кирпича, перекрытия возводились из швеллерных балок с армировани­ем и замоноличиванием цементным раствором и бетоном.

Источник: энциклопедия АСТАНА

Бөлісу: