2 Наурыз 2013, 09:19
В 1892 году была построена белокаменная церковь святого Александра Невского. Стены храма украшали великолепные росписи, выполненные учеником великого русского художника А. Васнецова. Сама она, сияющая белизной своих мощных скульптурных форм, увенчанная полуциркульным куполом, служила визитной карточкой, зримым образом степного городка. Со строительством храма Александра Невского было принято решение о переносе деревянной Константино-Еленинской церкви на территорию бывшей казачьей слободы, где она находится и по настоящее время. Конец XIX — начало XX века были для Акмолинска своего рода периодом архитектурного расцвета. Именно в этот период в городе были построены здания, отличавшиеся художественным вкусом, достойные сохранения как имеющие историко-культурную ценность памятники строительного искусства рубежа XIX и XX веков.
Типичным для зажиточных горожан являлся дом на подклете. Подклет, кирпичной кладки полуэтаж, использовался в основном под складские и хозяйственные помещения. Примером могут служить сохранившиеся постройки: дом купца Семенова (ул. Бейбитшилик, 17), дом купца Куб-рина (ныне посольство Украины), дом купца Моисеева (ныне госпиталь инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны) и др. В архитектурном отношении деревянные дома отличались богатством декоративного убранства, использованием в отделке фронтонов, ставен, подзоров и наличников элементов накладной и прорезной деревянной резьбы. Фасады каменных зданий, выполненные в технике фигурной каменной кладки, поражают разнообразием и художественностью узоров, образованных пластическим членением и резной моделировкой плоскости кирпичной стены. В это время в городе закладываются первые сады и парки. В частности, по инициативе подполковника Троицкого был основан городской парк, начальником военной команды Трегубенко и субалтерн-офицером Жузловым — Солдатский сад (ныне на этом месте находится стадион имени К. Му-найтпасова), владельцем аптеки Путиловым был разбит Заишимский парк-питомник. О серьезном отношении к застройке и формированию архитектурного облика города в тот период свидетельствует и то, что было разработано несколько генпланов, а в 1910 году введена должность главного архитектора. Им стал архитектор А.Д. Павлович.
В годы революции и гражданской войны экономическая жизнь замерла, прекратился рост городского населения. Перестали вестись строительные работы. Прокладка в 1929 году через Акмолинск железнодорожной линии Петропавловск—Караганда для снабжения карагандинским углем строящихся индустриальных гигантов Урала и Сибири пробудила город от застоя и сна. Наркомат путей сообщения — одно из самых могущественных советских ведомств в двух километрах к северу от сложившегося города, возле железнодорожной станции стал строить поселок для семей железнодорожников, возводить необходимые объекты культурного, производственного и социального назначения. Акмолинск территориально стал состоять из двух частей — самого города и пристанционного поселка. Для связи этих частей проложили узкоколейную железную дорогу с конечными остановками — управление Карагандинской железной дороги (ныне адм. здание) — вокзал. Железнодорожный поселок застраивался стандартными, построенными по типовым проектам двухэтажными коттеджными (ул. Гёте, Либкнехта) и многоквартирными 2-3-этажными секционными (ул. Карасай батыра) домами. Здания школ, детских учреждений, клубов и больниц также не отличались своеобразием архитектурного облика, поскольку возводились по типовым проектам, утвержденным железнодорожным ведомством. Фундаменты зданий выкладывались из бутобетона, стены — из кирпича, перекрытия возводились из швеллерных балок с армированием и замоноличиванием цементным раствором и бетоном.
Источник: энциклопедия АСТАНА