Древняя история столицы

1 Наурыз 2013, 12:27

Астана – столица Республики Казахстан. Расположена в северной части Центрального Казахстана на берегу реки Есиль. История Астаны (бывшей Акмолы) уходит в седую древность. Первое население Астаны и ее окрестностей появилось еще в каменном веке, о чем свидетельствуют обнаруженные поселения, стоянки и мастерские эпохи палеолита. По утверждению ученых, в Нура-Есильском междуречье люди обитали непрерывно, примерно от 1,8-2,5 миллион лет назад. Около 500 тысяч лет назад они охотились на носорогов и других крупных животных. Ранний человек занимался и рыболовством. Переход от потребительского хозяйства к производительному заметно изменил хозяйственно-культурный уклад жизни жителей региона. Если в Центральном Казахстане экономический потенциал определялся развитием горного дела и металлургии, то в его северной части доминировало кочевое скотоводство. Широкое распространение получило гончарное ремесло. Люди эпохи бронзы на территории Астаны и ее окрестностей не жили изолированно. Они поддерживали связь со всеми носителями андроновской культуры. Их отношение к окружающему миру, миропонимание, обряды и обычаи нашли отражение в одежде, погребениях, орнаментах на сосудах. В первом тысячелетии до нашей эры здесь обитали сакские племена, в частности, исседоны. Глубокий след в истории региона оставили и гунны. В самой сердцевине Сарыарки, между реками Нура и Есиль, они возвели крепость. На языке гуннов «ак» имеет значение «запад», а «мола» - «крепость». Выходит, слово «Акмола» переводится как «Западная крепость». Историческим подтверждением такого вывода служит и найденное в Костанайской области городище Аксекент, где название города также переводится как «Западный город». В Сарыарке гунны возвели немало военных крепостей, которые на многие века стали достоянием Дешти-Кыпчака. В XI-XIII веках на окраинах современной Астаны располагался средневековый кыпчакский город Бозок. Он находился на перекрестке торговых путей. Именно кыпчаки, привнесшие много новшеств в воинский быт и культуру России, Средней Азии, даже Западной Европы, основали города вокруг современной Астаны. Один из них — город Бытыгай на реке Нуре находился рядом со столицей республики. Поселение на месте современной Астаны сыграло выдающуюся роль в становлении казахской государственности. Ставка Тауке хана, создателя самой первой конституции казахского народа «Жеті жарғы», находилась близ самой нынешней столицы. Впервые название этого города было нанесено на российскую карту в 1694 году. Начертили ее прибывшие к Тауке хану послы из России Ф.Скибин и М.Трошин. Она состоит из 20 листов, называется «Казачья орда», в ней рассказывается, как послы переправлялись через Нуру, чтобы добраться до ставки Тауке хана, стоявшей на берегу реки. Отмечается, что между озером Коргалжын и ставкой хана раскинулся на берегу Нуры город под названием Бытыгай. Говоря о том внимании, которым Тауке хан окружил город, послы дивились множеству прекрасных выстроенных домов для верующих. Сообщается и о том, что Бытыгай не безлюден, здесь сходится множество караванных дорог, ведущих по древнему Великому Шелковому пути. Источник: Энциклопедия АСТАНА

Астана – столица Республики Казахстан. Расположена в северной части Центрального Казахстана на берегу реки Есиль.

История Астаны (бывшей Акмолы) уходит в седую древность. Первое население Астаны и ее окрестностей появилось еще в каменном веке, о чем свидетельствуют обнаруженные поселения, стоянки и мастерские эпохи палеолита. По утверждению ученых, в Нура-Есильском междуречье люди обитали непрерывно, примерно от 1,8-2,5 миллион лет назад. Около 500 тысяч лет назад они охотились на носорогов и других крупных животных. Ранний человек занимался и рыболовством. Переход от потребительского хозяйства к производительному заметно изменил хозяйственно-культурный уклад жизни жителей региона. Если в Центральном Казахстане экономический потенциал определялся развитием горного дела и металлургии, то в его северной части доминировало кочевое скотоводство. Широкое распространение получило гончарное ремесло.

Люди эпохи бронзы на территории Астаны и ее окрестностей не жили изолированно. Они поддерживали связь со всеми носителями андроновской культуры. Их отношение к окружающему миру, миропонимание, обряды и обычаи нашли отражение в одежде, погребениях, орнаментах на сосудах.
В первом тысячелетии до нашей эры здесь обитали сакские племена, в частности, исседоны. Глубокий след в истории региона оставили и гунны. В самой сердцевине Сарыарки, между реками Нура и Есиль, они возвели крепость. На языке гуннов «ак» имеет значение «запад», а «мола» - «крепость». Выходит, слово «Акмола» переводится как «Западная крепость».
Историческим подтверждением такого вывода служит и найденное в Костанайской области городище Аксекент, где название города также переводится как «Западный город». В Сарыарке гунны возвели немало военных крепостей, которые на многие века стали достоянием Дешти-Кыпчака. В XI-XIII веках на окраинах современной Астаны располагался средневековый кыпчакский город Бозок. Он находился на перекрестке торговых путей.

Именно кыпчаки, привнесшие много новшеств в воинский быт и культуру России, Средней Азии, даже Западной Европы, основали города вокруг современной Астаны. Один из них — город Бытыгай на реке Нуре находился рядом со столицей республики.

Поселение на месте современной Астаны сыграло выдающуюся роль в становлении казахской государственности. Ставка Тауке хана, создателя самой первой конституции казахского народа «Жеті жарғы», находилась близ самой нынешней столицы. Впервые название этого города было нанесено на российскую карту в 1694 году. Начертили ее прибывшие к Тауке хану послы из России Ф.Скибин и М.Трошин. Она состоит из 20 листов, называется «Казачья орда», в ней рассказывается, как послы переправлялись через Нуру, чтобы добраться до ставки Тауке хана, стоявшей на берегу реки. Отмечается, что между озером Коргалжын и ставкой хана раскинулся на берегу Нуры город под названием Бытыгай. Говоря о том внимании, которым Тауке хан окружил город, послы дивились множеству прекрасных выстроенных домов для верующих. Сообщается и о том, что Бытыгай не безлюден, здесь сходится множество караванных дорог, ведущих по древнему Великому Шелковому пути.

Источник: Энциклопедия АСТАНА

Бөлісу: