25 Ақпан 2013, 11:22
Максат ШОТАЕВ, заслуженный тренер РК по тогызкумалаку:
- В 2009 году мы в Шымкенте впервые провели чемпионат Азии. На следующий год стали инициаторами чемпионата мира, который прошел в Астане. В 2011 году чемпионат уже прошёл на европейском уровне. И наше главное достижение, это то, что в прошлом году в Чехии был проведен второй чемпионат мира. Тогда-то наша национальная игра получила широкую известность.
Теперь Федерация Казахстана по тогызкумалаку пытается ввести игру в состав интеллектуальной олимпиады. Популярность она уже получила. Играют в неё более чем в 100 странах мира. Это данные сайта интеллектуальных соревнований. Тогызкумалак, кстати, на первом месте по посещаемости среди остальных 143 онлайн-игр.
Нет равных в этом виде спорта и нашим соотечественникам. У сборной Казахстана первое место в мире. Неплохие надежды подают и начинающие игроки. На недавнем чемпионате страны ребята забрали все призовые места. Привезли первые места и из Республики Алтай Российской Федерации.
Аида КОНПАЕВА, чемпионка РК по тогызкумалаку:
- Хочу уже стать мастером спорта международного уровня. Это, конечно же, не только мечта, но и цель. Для этого нужен большой труд. И я буду трудиться.
Казалось бы, что в этом сложного - перебирать шарики и перекладывать их из одной ячейки в другую. Однако здесь, как и в шахматах, нужна своя стратегия, каждый ход нужно продумать и желательно на 2-3 шага вперед. Это своего рода тренировка для мозга. Не зря ещё издревле эту игру называли «алгеброй чабанов». Помимо интеллектуального, тогызкумалак имеет глубокий культурный смысл.
Олжас ЖУМАГАЛИУЛЫ, методист по тогызкумалаку:
- До конца игра не изучена. Вот когда делают ход, оставляют один кумалак в тузе. Почему именно это правило здесь появилось? Потому что раньше у казахов, когда уходили на войну, то всегда оставляли своего младшего сына дома за хозяина. Вот даже это маленькое значение уже о многом говорит.
Тем временем, российские и американские ученые исследуют игру тогызкумалак только с этнографической точки зрения, а европейцы считают её национальным наследием тюркских народов.
Авторы: Динара Бакижанова, Айтжан Отызбаев, 24 KZ.