Connected cars: автомобиль как кнопка на смартфоне

23.10.2017

Беспилотные автомобили еще не так давно казались технологией из области научной фантастики, хотя уже сегодня такие машины проходят тесты на дорогах общего пользования. Ранее немыслимым казалось повсеместное распространение электромобилей, но за последние годы Илон Маск со своими Tesla смог полностью разрушить это заблуждение.

Это же касается и так называемых «умных» автомобилей. Они управляются водителем подобно смартфону – вся информация отображается на одном экране, а компьютер дает подсказки – как лучше проложить свой маршрут, когда обслуживать машину и даже когда следует заказать ту или иную запасную часть для замены.

Глава компании Thea Руслан Егембаев убежден, что такие решения уже сегодня можно внедрять в Казахстане. На секции автомобилестроения Форума машиностроителей Казахстана он рассказал о последних трендах в сфере «умных» автомобилей и транспортной телематики.

Чем отличается «умный» автомобиль от обычного? Зачастую даже не наличием бортового компьютера – достаточно установить специальное небольшое устройство с выходом в Интернет.

Подключенные в Сеть

«Умная» машина связывается с другими через всемирную Сеть, чтобы обмениваться информации и, таким образом, облегчать владельцу жизнь.

«Когда мы говорим про «умные» автомобили – это касается и простых автомобилей, и электромобилей, и грузовиков и прочего. В первую очередь, у автомобиля должна быть связь – то есть они должны общаться с облаком, друг с другом», - сказал Егембаев.

Чтобы сравнить эволюцию обычного автомобиля и smart-версии, следует привести простую аналогию с телефонами. Обычные мобильные телефоны – это «вещь в себе». Они умеют только то, что было заложено создателями. У таких телефонов один «мозг».

А смартфоны – это уже члены целого сообщества. У них не только имеющееся «железо» с прошивкой, но и данные из «облака» – смартфон их находит и загружает, чтобы в дальнейшем использовать в работе.

«Точно так же и у автомобилей. Их можно использовать просто как «железо» для перевозки людей и грузов. Но подключенный к Сети автомобиль имеет в разы больше возможностей. Здесь уже есть связь с обработкой больших данных и искусственным интеллектом», - добавил Руслан Егембаев.

То есть так называемые «подключенные» автомобили, или connected cars, – это тоже своего рода роботы. Люди думают только над тем, что они хотят от него получить, и дальше автомобиль должен уметь делать это сам.

«Если говорить проще, то машина сама может подсказать вам, когда выехать к месту назначения, потому что система подключена к вашему календарю и знает, куда вам нужно и к какому времени, какая сейчас ситуация на дорогах. Если у вас заканчивается бензин, то машина подскажет, какая заправка ближе всего. Не нужно ездить на СТО, чтобы понять, что сломается. Есть много интересных сервисов, связанных со стилем вождения, предиктивной аналитикой. То есть вы примерно будете знать, когда машина сломается», - рассказал специалист.

Сервисы такого рода могут быть интересны и бизнесу. Теперь может появиться система контроля использования вашей техники более эффективная, чем простой GPR-мониторинг.

Почему это еще не внедряется?

Как и всегда, по большей части дело в стереотипах.

«Умные» автомобили связывают с GPS-мониторингом, потенциальные поставщики считают, что бизнесу это может быть неинтересно. Также есть мнение, что connected cars – это только новые модели автомобилей. И последнее – что это очень дорого. Давайте разберем эти мифы по отдельности», - сказал Егембаев.

Начнем с GPS-мониторинга. Этот сервис уже стал, по сути, базовым.

«По большому счету его нужно давать бесплатно всем. В наших смартфонах GPS-модуль стоит по умолчанию, благодаря нему вы знаете, где находитесь. Вся разница между GPS-мониторингом и «умной» машиной такая же, как между печатной машинкой и лэптопом. На лэптопе можно печатать текст, но и делать еще много других интересных вещей», - считает спикер.

Все, кто пользуются мобильными операционными системами iOS и Android, знают, что смартфон можно кастомизировать через iTunes и PlayMarket, скачав нужные приложения.

Так же работают и connected cars – можно делать, к примеру, локальные сервисы оплаты парковок или страховки, связанные с оптимизацией цены полиса в зависимости от стиля вождения. Есть много сервисов и для бизнеса.

Другой миф касается новых моделей авто – якобы только на них можно использовать «облачные» технологии. Конечно, «умные» технологии автоматически приходят с новыми моделями, но дополнительное оборудование и приложения можно ставить на любой транспорт. Ограничений в этом плане практически нет.

Касательно дороговизны можно сказать, то здесь, конечно, нужно сравнивать.

В корпоративном секторе большинство компаний ставят на свой транспорт GPS-трэкеры, которые отслеживают расположение машин. Иногда они могут получать данные, связанные с расходом топлива.

«Если взять базовый GPS-трэкер и посмотреть затраты на его обслуживание, то это ненамного дешевле, чем решение connected cars. Если говорить о розничном рынке, то у людей в первую очередь возникает ассоциация с сигнализацией. Так вот решение connected cars находится по цене где-то между самыми дешевыми и премиальными сигнализациями. При этом connected cars по своему функционалу превосходят даже премиальные охранные системы», - рассказал Руслан Егембаев.

Чем это может быть полезно для бизнеса? Предприниматель сможет экономить на простоях автомобиля и ремонтах, связанных с неожиданными поломками.

«К примеру, исходя из стиля вождения, автомобиль подскажет, на каком километраже откажут свечи зажигания. Их можно будет заказать заранее и простоя из-за ожидания запчастей не будет», - отметил глава Thea.

ГЛОНАСС как возможность и как угроза

Россия уже давно продвигает свою спутниковую систему «ГЛОНАСС» как альтернативу для GPS. Входит сюда и «ЭРА-ГЛОНАСС» – российская государственная система экстренного реагирования при авариях. Чтобы функционировать, она собирает с каждого из автомобилей, на которых установлена, некоторые данные. В первую очередь, это данные о местонахождении авто в конкретный промежуток времени.

«Сейчас эта система модернизируется – появляется «ЭРА 2.0». Она основана на том, что строится единая телематическая платформа на базе устройств «ЭРА-ГЛОНАСС». Система будет собирать все данные с автомобилей для последующей монетизации для страховых компаний, парковок, решений «умных» городов и так далее. Это один большой аппаратный комплекс, который позволяет собирать данные практически со всех авто и превращать их в сервисы и деньги», - рассказал Руслан Егембаев.

Сейчас «ЭРА-ГЛОНАСС» воспринимается автопроизводителями как некая нагрузка, а «ЭРА 2.0» уже станет коммерчески привлекательным проектом, который и позволит разворачивать решения connected cars.

Использование этого потенциала в Казахстане возможно, и со временем этот сектор авторынка начнет развиваться. Но здесь есть вопросы в сфере национальной безопасности, подчеркнул глава Thea.

«На аппаратном уровне все оборудование, в основном, зарубежного производства. Здесь возникает ряд вопросов, связанных с национальной безопасностью, потому что никто не знает, куда какие данные отсылаются. Маленький нюанс – при активации оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС» отсылаются метки места и времени, когда был сделан запуск. Соответственно, здесь нужна работа с GSM-операторами об обеспечении национальной безопасности внутри страны. Второе – софт. Если мы не будем контролировать программное обеспечение, то мы не будем контролировать использование информации с транспорта в стране», - уверен Егембаев.

К слову, в Казахстане уже разрабатывается аналог системы «ЭРА-ГЛОНАСС» под названием «ЭВАК» – Экстренный Вызов при Авариях и Катастрофах. ЭВАК будет действовать с использованием сигналов навигационных спутниковых двух систем сразу – и GPS, и ГЛОНАСС.

«Хочется сказать, «умные» автомобили – это лишь один шаг в их эволюции. И когда технически автомобили выравниваются, конкурентное преимущество появляется у того производителя, который предлагает больше функций. Поэтому есть основания полагать, что именно автопроизводители будут пионерами таких изменений», - подытожил свою речь спикер.

Фотография - avtorus.com. Подготовил - Дмитрий Полоз
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также