Анастасия дзюбак

Будни горняков

Они добывают уголь, чтобы в наших домах было светло и тепло.
В этот день синоптики обещали 37 градусов жары. Больше всего пугала мысль о том, что когда в городе +37, в разрезе могут быть все +45 градусов. Но отменять поездку очень не хотелось. Попасть на разрез не так просто.
Во-первых, сюда ходят только специальные автобусы. Такси от города до разреза «Восточный» обойдется примерно в две тысячи тенге. Поэтому опаздывать на «развозку» очень невыгодно. Во-вторых, здесь очень строгая пропускная система. Любой желающий на разрез просто так попасть не сможет. Охранники знают буквально каждого в лицо и при въезде с каждого требуют пропуск. Такая повышенная бдительность связана с тем, что разрез является стратегическим объектом. Находиться здесь посторонним людям без специальной одежды и сопровождения очень опасно.
Примерно в 7:40 к остановке подъехал большой новый автобус и в него вошли люди, ничем не отличающиеся от остальных, кто стоял на остановке. Яркое солнце заливало светом салон автобуса, но при этом в нем было очень свежо и даже немного прохладно благодаря хорошей системе кондиционирования.
Будни горняков
На одной из остановок ко мне подсела женщина с тортом в руках. В разговоре выяснилось, что она работает главным геологом технической службы и зовут ее Ольга Романовна Савенко.
- У Вас сегодня праздник? – поинтересовалась я.
- Да, день рождения у меня. Сноха испекла торт Наполеон. Буду коллег угощать, - улыбнулась она.
- Поздравляю! А Вы давно здесь работаете?
- Именно на «Восточном» с 20 июля. До этого на разрезе «Богатырь» работала.

Ольга Романовна рассказала, что сама она из Самарской области, окончила Свердловский горный институт. У нее двое сыновей. Один из них работает тоже в угледобывающей промышленности, а второй в «Проммашкомплекте».
За окном мелькали степные пейзажи, небольшие озерца, встречные машины. Кто-то разговаривал в полголоса, кто-то слушал музыку, а кто-то просто сидел, откинув голову на спинку кресла и прикрыв глаза. За беседой мы с Ольгой Романовной не заметили, как уже приехали на разрез.
Знакомьтесь!
Угольный разрез «Восточный» – уникальное предприятие по добыче угля открытым способом. Производственный процесс включает в себя вскрышные и добычные работы, переработку угля на поверхностном комплексе, погрузку в железнодорожный транспорт, формирование маршрутов. Имеющееся оборудование и технология позволяют отгружать потребителям уголь стабильного качества.
19 сентября 1985 года разрез «Восточный» был сдан в эксплуатацию. 30 лет назад здесь была сдана в эксплуатацию первая очередь угольного предприятия. Разрез «Восточный» был уникальным со дня введения его в работу. Впервые в мире тут была применена уникальная поточная технология с конвейерным транспортом и усреднительно - погрузочный комплекс.
В пресс-службе разреза рассказали, что благодаря своей мощи и оснащенности, в 80-е годы разрез «Восточный» был в центре внимания партийных и советских органов Казахстана, Министерства угольной промышленности СССР. С 2009 по 2012 годы перед горняками стояла задача модернизировать основное звено в добычной цепочке – угольные конвейеры. С Этой задачей специалисты справились в полной мере, получив обновленное оборудование.
Внедряются и новые технологии. К примеру, недавно были построены и введены в эксплуатацию три подъемных конвейера. Длина каждого составляет 220 метров, производительность - 5250 тысяч кубометров угля в час. Новые подъемные конвейеры позволят предприятию бесперебойно добывать твердое топливо с нижних горизонтов разреза. Общая протяженность конвейерных линий составляет более 10 километров.
Будни горняков
Также одним из масштабных проектов, является реконструкция угольных складов. В рамках проекта планируется замена изношенного и устаревшего оборудования двух угольных складов (штабелеукладчики, барабанно-усреднительные погрузочные машины, приводные и концевые станции конвейерных линий). Реализация всего проекта предусматривает удлинение угольных складов, что позволит увеличить объем складирования угля на 150 тысяч тонн. На добыче угля заняты современные машины с высокой производительностью.
Возрастает уровень технологической дисциплины и культуры производства, что, позволяет улучшать качество добытого угля и повышать уровень безопасности труда. Ежегодно на разрезе «Восточный» обновляется техническая база, направленная, прежде всего, на безопасность работы. Все это говорит о перспективе развития и стабильности предприятия.
Разрез «Восточный» расположился в северо-восточной части Экибастузского каменноугольного бассейна и протянулся на 3 километра. Самая глубокая точка разреза, отметка «-25», находится ниже уровня поверхности земли на 225 метров. На фронте добычных работ сконцентрировано оборудование, позволяющее добывать и транспортировать уголь в объеме более 20 миллионов тонн в год.
Машины размером с многоэтажный дом
Будни горняков
Прежде чем попасть в сам разрез, необходимо пройти инструктаж по технике безопасности. Без этого в разрез просто не допустят. Инженер по технике безопасности рассказал, что ни в коем случае нельзя отклоняться от маршрута, наступать на кабель, подходить близко к обрывам, находиться вблизи работающей техники и вообще передвигаться по разрезу без сопровождения. Каждый горняк знает, как расшифровываются специальные сигналы. Об это рассказывают и гостям предприятия. Но даже если запомнить все это не удалось, рекомендуется воспринимать любой сигнал, как сигнал об опасности. При этом необходимо остановиться, оглянуться по сторонам, и поняв, откуда исходит опасность, удалиться на безопасное расстояние.
Штаны, куртка, каска, очки, перчатки, респиратор и специальная обувь. Без этого, как и без инструктажа по технике безопасности, в разрез попасть невозможно. Сверху дают накинуть ярко оранжевый жилет со светоотражательными полосами. Это чтобы человека лучше было видно на фоне черного угля.
За нами подъехал небольшой автобус, и мы отправились в разрез. Человеку, который не привык к таким поездкам, во время спуска в разрез очень хочется зевать. Местные рассказали, что глубина разреза составляет 255 метров. По мере углубления давление растет и закладывает уши. Людей, прогуливающихся по разрезу пешком здесь не встретить. Если человек и идет по разрезу пешком, то только от одной машины к другой. При этом надо быть предельно внимательным и осторожным.
Дорога серпантином спускалась все ниже. На сплошном черном фоне ярко-оранжевыми и синими пятнами обозначивались экскаваторы и другая карьерная техника. Мы прибыли на УДР 1 (участок добычных работ). Перед нами стоял роторный экскаватор размером с пятиэтажный дом, а может даже больше. Взобраться на него можно по специальной лестнице. Помимо этого на экскаваторе есть множество ходов, которые ведут к кабинам и другим важным частям этой громадной машины. Новичкам здесь вполне можно заблудиться как в лабиринте.
Наверху нас встретил машинист-электрик роторного экскаватора Здоровян Дмитрий Петрович, который рассказал о своей гигантской машине.
- Экскаватор у нас электрический, соответственно все работает на электричестве. За этим хозяйством я и слежу, - пояснил Дмитрий Петрович. – Старший машинист ответственный за добычу, за поток, за уголь. Точно также у каждого из нас есть свои обязанности, которые мы должны выполнять, в том числе обнаруживать и устранять неисправности.

Не так давно на этом экскаваторе прошла модернизация оборудования. Затрачены большие деньги. Только на этот экскаватор ушло около 27 миллионов долларов. Изменилось многое. Реконструкции подверглась электрическая часть, установлены новые силовые агрегаты, заменена система управления. Более комфортабельными для экипажа стали и кабины управления. Оборудование для модернизации, в частности, редукторы, элементы конвейерных линий, роторное колесо, система пожаротушения и орошения, шкафы управления, кондиционеры, кабины управления экскаватором, программное обеспечение, кабельная продукция, электродвигатели и силовые трансформаторы изготовлены лучшими зарубежными и отечественными производителями. Модернизация экскаватора велась в пять этапов силами зарубежных и казахстанских подрядных организаций. На первом этапе роторный экскаватор перевели на монтажную площадку. На втором - специалисты подрядных организаций провели демонтаж старого электрического и механического оборудования. На третьем была осуществлена антикоррозийная обработка, а на четвертом проведен монтаж нового механического и электрического оборудования. Заключительным этапом стали пусконаладочные работы.
- Теперь все компьютеризировано, у машиниста в кабине все отображается на компьютере, он видит все вплоть до уровня смазки. До модернизации эти машины отработали практически по 30 лет. После модернизации мы работаем на нем уже пять лет. От старого экскаватора остался только каркас. Кабина машиниста новая, герметичная, везде установлены кондиционеры, с помощью которых и в летнее, и в зимнее время поддерживается температура, наиболее комфортная для работы.
- Чем отличается работа на экскаваторе в разное время суток и в разное время года?
- Практически ничем. В ночное время у нас достаточно хорошо работает освещение. Но лучше всего все-таки работать осенью и весной. Сам экскаватор иногда не выдерживает жары. По подшипникам, редукторам, маслу расход сейчас больше, чем осенью и весной.
- Ночью сложнее работать?
- Для тех, кто давно здесь работает, особой разницы нет. У них организм уже настроен как надо. Они уже знают свой график. Бригадир работает по пятидневке, у него восьмичасовой рабочий день, остальные работают день-ночь-48. По мере необходимости нас вызывают. Для текущих и капитальных ремонтов формируется бригада отдельно. В бригаду роторного экскаватора входят машинист-электрик, машинист погрузки и два помощника. Старший машинист отвечает за добычу, управляет экскаватором, машинист погрузки управляет погрузочной стрелой, у него также есть своя кабина и он отвечает за транспортирование угля с экскаватора на перегружатель или на конвейер. Машинист-электрик отвечает за электрическую часть и в обязанности помощников входит обслуживание экскаватора, они смотрят забой, перегон кабельного барабана, ну и помощь старшему машинисту. Стаж работы у большинства уже большой, и они даже на слух могут определить в чем неисправность, где что сломано.

- На улицу часто приходится выходить?
- Иногда приходится, но мы стараемся лишний раз туда не ходить, - говорит Дмитрий Петрович.

Будни горняков
Горняки рассказывают, что куда бы они не приехали, им нигде не верят, что уголь можно добывать такими объемами.
- В Россию когда приезжаешь, говоришь, что за смену 40-50 тысяч тонн угля выдаешь, никто не верит. Фотографии показываешь, все удивляются, что вокруг столько угля. Спрашивают «Ты что, по углю ездишь? Да ну, такого не бывает». Там есть у них пласты определенные, но они даже не представляют, что может быть 300 – 500 метров высота, - смеется машинист экскаватора Юрий Путилов. – Также и в Германии. Отрабатывают небольшие разрезы. Большинство месторождений угля закрытым способом разрабатываются. А у нас в Экибастузе крупнейшее месторождение, благодаря чему Экибастуз вошел в книгу рекордов Гиннеса.
- Как проходит Ваш рабочий день?
- На разрез приезжаем, проходим медицинское освидетельствование, получаем наряд у начальника участка на каждый экскаватор на смену в зависимости от необходимого плана. К примеру, на сегодня наш экскаватор должен дать 18 тысяч тонн угля и второй тоже 18 тысяч тонн. Бригада переодевается, спускается в разрез и принимает смену у ночной смены. Ночная смена при сдаче выявляет, какие были ошибки, неисправности. Далее смена проверяет свои узлы, наличие масла, чтобы все оборудование было в рабочем состоянии, и потом при запуске всей очереди запускается конвейер, сначала штабелеукладчик, потом полностью по конвейерам по цепочке и последним запускается экскаватор. Машинист уже получил наряд и знает в каком забое работать, параметры этого забоя, его зольность. Контроль ведет в течение смены мастер. Машинист должен выполнить полученный наряд. Бывает перевыполнение плана, а бывает и недовыполнение. Но чаще всего у нас наряды выполняются. Есть план на месяц, и от него никуда не денешься, его по любому надо выполнить. У нас на месяц план 460 тысяч тонн угля, - рассказал механик экскаватора, на котором мы находились Кусаин Карашашев.
- На этом экскаваторе я работаю с 2012 года. С 2010 года на нем началась модернизация. А так механиком 17 лет работаю, - говорит Карашашев. – До этого я был механиков на 7 роторном экскаваторе, потом на 11.
- Есть какие-то принципиальные отличия между экскаваторами? Или машина это и есть машина?
- Большая разница. У каждого есть свои капризные узлы. Та же электрическая часть у каждого своя. Кто-то не любит перенапряжение, какой-то экскаватор не может работать в жару, а кому-то без разницы. Наш экскаватор, к примеру, морозов боится немножко, но он нас только один раз подвел, но тогда мороз был почти - 40 градусов. А так в принципе больше не подводил. Экскаватор у нас вообще морозостойкий. SRs(K)-2000 расшифровывается как многоковшовый экскаватор зимнего исполнения. Чтобы лучше понимать, насколько мощная эта техника, достаточно лишь озвучить ее размеры. Высота машины – 42 метра, длина – 80 метров. На роторном колесе расположены 32 ковша, объем каждого составляет 350 л. Производительность машины – 4500 метров кубических угля в час, исходя из этого можно посчитать, сколько можно выдать за смену при непрерывной работе.

Сегодня в разрезе есть пять роторных экскаваторов. Самый молодой из них появился в 1995 году. Все их сразу никогда не запускают, так как машине нужен капитальный ремонт, техническое обслуживание. В основном в работе 2-3 роторных экскаватора. Именно от них зависит объем добычи.

- На наши пять экскаваторов рассчитан весь годовой объем, то есть 18 миллионов тонн угля. Правда, львиная доля ложится на девятый ротор, они отрабатывают «Восток 2» и должны добыть 7 миллионов тонн угля. Остальные 11 миллионов тонн угля раскидывают на оставшиеся четыре машины. Для одной машины добыть 7 миллионов тонн – это большая нагрузка, но они справляются. В июле они добыли миллионную тонну, - говорит Кусаин Карашашев. – В этом году они хотят поставить еще один свой рекорд – добыть двухмиллионную тонну угля.
- Находили что-нибудь интересное в разрезе? Все-таки поднимаете нетронутые тысячелетиями слои. Может были какие-то артефакты, останки древних животных или какие-нибудь интересные предметы?
- Мы не успеваем посмотреть. Слишком большой поток. Даже если там что-то есть, то мы не можем этого разглядеть. В принципе сам разрез - это очень интересное место. К нам часто приезжают гости. Привозим детей из детского дома, чтобы они посмотрели экскаваторы. Некоторые из них впоследствии становятся горняками.
У меня в бригаде работает Дархан Шарабаев. Он воспитанник детского дома. Отучился на машиниста, трудится у нас помощником машиниста. Сейчас уже пошел на повышение, работает подменным машинистом, заменяет старшего машиниста на время обеда, например. Он побывал на разрезе в детстве, увидел, захотел здесь работать и пришел к нам.
- Какова скорость роторного экскаватора?
- Скорость передвижения у него небольшая – всего 6 метров в минуту. Но в принципе для такого гиганта большая скорость и не нужна, иначе он сильно раскачивается.
- А как его сюда в разрез загоняют?
- Вообще его привозят по запчастям и уже непосредственно здесь монтируют. А вообще первые экскаваторы монтировали наверху. Тогда разрез был не сильно глубокий. Было всего три уступа. Его собирали на монтажной площадке, и он приезжал сюда в разрез своим ходом. А сейчас, когда мы делали модернизацию, мы монтировали свой экскаватор прямо здесь. Все запчасти нам привозили автотранспортом. А на «Восточный 2» девятый роторный экскаватор сам доехал по западному борту. Всего он преодолел примерно пять километров.
- За какое время?
- Приблизительно около двух недель он добирался до места. Несмотря на свои огромные размеры, роторный экскаватор не может ехать по бездорожью. Поэтому впереди него едет бульдозер
и делает трассу. Разгоняться он сильно не может и в некоторых местах ему не так просто проехать. Плюс перецепки. У нас кабель, через который запитан экскаватор, длиной в один километр. Получается, что когда экскаватор проезжает километр, он останавливается, чтобы переключить кабель. Потом снова проезжает километр и останавливается. Ему нужно постоянное питание напряжением 6000 Вольт.
- Многие мужчины разговаривают со своими машинами. Вы разговариваете с экскаватором?
- Конечно. Когда приходим, обязательно с ним здороваемся, - вполне серьезно заявил Кусаин Карашашев. – Мы к экскаватору относимся как к ребенку. Здесь мы находимся даже больше, чем дома. Это наш второй дом.
- Какие-то приметы, поверья есть у горняков?
- А как же без этого?! Без чая смену нельзя начинать. Это знает каждый горняк. И в конце месяца не бреемся.
- Серьезно?
- Ну, я - да. А остальные - не знаю, - смеется Карашашев.
- И по сколько дней не бреетесь?
- Три-четыре дня. Но в душевую после смены надо обязательно идти, - смеется механик экскаватора.
- Некоторые горняки рассказывают, что поднимаются на экскаватор только с правой ноги.
- У нас такого нет. Мы за день столько раз поднимаемся и спускаемся, что со счету можно сбиться.
Будни горняков
В экскаваторе есть специальная комната для отдыха. В ней созданы все условия для комфортного пребывания горняков. Здесь есть кондиционер, стол, сиденья. Обед горняки приносят с собой, так как подниматься из разреза очень долго. В целом они проводят здесь подряд 12 часов за смену, а после выбираются на поверхность.
Время приближалось к обеденному перерыву. Мы поехали наверх к зданию АБК, где располагается столовая. Сотрудники разреза со всех уголков административного корпуса потянулись на манящие ароматы свежей выпечки и аппетитных блюд.
Как выяснилось, горняков кормят от души и совсем недорого. Порция первого, второго, салат, хлеб и компот обошлись всего лишь в 290 тенге. Вряд ли где-то сейчас можно поесть на такие деньги. Пожалуй, обедать здесь даже выгоднее порой, чем брать с собой обед из дома. А на вкус еда ничем не отличается от домашней. Из разнообразного меню можно выбрать все, что душе угодно. Проблема лишь в том, что от такого изобилия и доступности можно переесть и после обеда захочется отдохнуть, а не работать. Но горняки, видимо, как-то справляются с этим.
С чего все начиналось
Будни горняков
Не смотря на всю свою занятость, директор разреза «Восточный» Юрий Гончаров нашел в своем графике время для приема гостей. Он рассказал, что устроился в разрез через полгода после его основания. Строился «Восточный» поэтапно четырьмя очередями – с 1985 по 1989 годы. В состав разреза входил комплекс оборудования добычного - это пять роторных экскаваторов, 11 перегружателей, 4 конвейерных линии (каждая на первом этапе была из четырех конвейеров, но теперь развитие уже до шести конвейеров в каждой линии), технологический комплекс разреза, который служит для приема угля на склады, его усреднения и отгрузки угля со складов в железнодорожные вагоны через два пункта погрузки и железнодорожная углесборочная станция. Это был комплекс, который на момент строительства разреза был введен в эксплуатацию.
- В дальнейшем в 1996 году произошла приватизация имущественного комплекса «Экибастузуголь», в которую входил разрез «Восточный». «Экибастузуголь» - это было огромное предприятие, включающее в себя четыре разреза, огромный железнодорожный комплекс. Вся эта инфраструктура была единой. А после разделения стали разные собственники. Разделение было очень условное – одно поле на нескольких недропользователей. При разделении «Экибастузуголь» к разрезу «Восточный» был присоединен еще вскрышной железнодорожный комплекс с экскаваторами, локомотивами, частично ремонтными цехами, эксплуатационными цехами – все, что относится к железнодорожной вскрыше. Этот комплекс вообще не был знаком нашим руководителям. Процедура перестраивания была очень сложная. Происходило перестраивание всей инфраструктуры, начиная от энергоснабжения и заканчивая горными работами. Но мы достойно прошли этот момент, - рассказывает Юрий Гончаров.
Именно тогда разрез сформировался как предприятие с законченным циклом, на котором производится вся работа, начиная от буровзрывных работ и заканчивая отгрузкой угля и вывозкой вскрыши, вскрытия угольного горизонта.
К слову сказать, это был самый переломный момент. Время было очень тяжелое. Были проблемы с наличием платежеспособных потребителей. Сбыт был не ограниченный, но платежеспособных потребителей было очень мало. Соответственно, финансовое состояние разреза было просто угрожающее, были задержки по заработной плате, по платежам, налоговым, по расчётам с поставщиками.
- Но потом пришел инвестор. В кратчайшие сроки были погашены все долги по заработной плате и перед всеми поставщиками. Предприятие пришло к нормальной стабильной работе, сформировался стабильный коллектив, - вспоминает директор. - Нам удалось скоординировать и увязать в единое целое все отдельные звенья и предприятие стало единым цельным законченным циклом.
Будни горняков
- Во время финансового кризиса, когда многие предприятия останавливались и были большие сокращения, как вам удалось сохранить рабочие места на вашем предприятии?
- Финансовый кризис нам помогло пережить высокое качество угля. Нам практически не пришлось снижать объемы. Мы не то что никого не сокращали, а использовали этот момент для перестройки технологии, для введения новых мощностей на вскрышном комплексе. В 2008 году был кризис и еще два-три года все переживали последствия этого кризиса. Но даже при этом в 2010 году мы запустили циклично-поточный вскрышной комплекс производительностью 10 миллионов кубических метров. В этот же период, используя сложившуюся ситуацию, делали модернизацию оборудования – вводили новые подъемные конвейера, делали реконструкцию угольных складов. В общем этот период мы использовали, чтобы подготовить предприятие к любой ситуации.
- Юрий Николаевич, чем отличается разрез «Восточный» от других разрезов Экибастуза?
Принципиальное отличие разреза в том, что уже на момент строительства были заложены самые передовые технологии по добыче и транспортировке угля. И как составная часть – это усреднение угольных пластов с разными показателями качества (калорийности и зольности) на усреднительных складах для получения наиболее приемлемого для потребителей, ровного, стабильного качества. Это было очень важно потому, что под уголь разреза «Восточный» строились электростанции в Советском Союзе, а именно под уголь усредненного качества с 42,5% зольности. Разрез вводился с прицелом на XXI век, была заложена самая передовая технология на тот момент, да и на сегодняшний день она является самой передовой, не побоюсь сказать, и в мире. Разрез «Восточный» никогда не работал на коммунально-бытовые нужды. Задачей разреза всегда была добыча, производство, усреднение и отгрузка угля, рассчитанного только на крупные ГРЭС, ТЭЦ.
- Каковы перспективы разреза на ближайшее будущее и в общем какие планы у предприятия?
- Что касается добычи угля, мы планируем выйти на свои программные плановые показатели этого года- это 18 миллионов тонн угля. Все проекты, которые мы планировали в этом году запустить, ввести в эксплуатацию, мы вводим. В этом году мы осуществляем первый этап циклично-поточного комплекса номер два производительностью 10 миллионов метров кубических в год. Мы вводим его в эксплуатацию отдельными этапами и практически весь комплекс будет запущен в этом году. Это часть нового проекта «Восточный-2» - это новое поле разреза. Мы делаем все плановые капитальные ремонты. В общем все планы выполняем, как и планировали, все идет в нормальном рабочем режиме.
- 18 миллионов тонн – это рекордный объем добычи для разреза «Восточный»?
- Нет. Был период, когда были достаточно тяжелые времена. Тем не менее мы сделали годовую добычу 22 миллиона тонн угля. При этом надо отметить, что практически работали бесплатно. Были времена бартера, неплатежей, задолженностей. Однако мы поставили рекорд при столь сложном финансовом положении для разреза.
- Сейчас проблем со спросом на уголь нет?
- Сейчас мы работаем в пределах платежеспособного рынка. Сколько рынок требует, столько мы своего угля и поставляем.
- Какой путь проходит уголь прежде чем попасть к потребителю?
- В общем-то технологический процесс на разрезе представляет из себя достаточно длинную цепочку разных переделов. Первое – это буровзрывные работы. Это касается вскрышного комплекса. Для того, чтобы добыть уголь, надо убрать вскрышу, которая его скрывает, то есть пустые вскрышные породы. Производится бурение породного блока, затем его взрывание, затем экскавация вскрыши экскаваторами, если это вскрышной железнодорожный комплекс, канатными ЭКГ (экскаватор карьерный гусеничный), либо гидравлическими экскаваторами, а затем происходит погрузка блока в транспорт. Транспорт зависит от комплекса: на железнодорожном комплексе это погрузка в локомотивы, в составы, тяговый агрегат и думпкары 2ВС105, дальнейшая транспортировка на отвал. На отвале также канатный экскаватор и шагающий экскаватор принимают эту породу, укладывают ее в отвалы на хранение. Второй вид – это погрузка гидравлическими экскаваторами на карьерный транспорт – самосвалы большой грузоподъемностью (от 91 до 135 тонн), транспортировка карьерными самосвалами на дробильные установки и затем после дробления этой вскрышной горной массы также во внешний отвал конвейерной линией, длина которой 5,5 километров. В конце этой линии стоит отвалообразователь, он укладывает породу в отвал. Это то, что касается процесса вскрыши.
Процесс добычи не намного отличается. Потому что конвейерная технология есть и на добыче, и на вскрыше. То есть те же самые работы. Это бурение блока, только уже угольного, взрывание угля, погрузка роторными экскаваторами через межуступные перегружатели на конвейерную линию и дальнейшая укладка на усреднительный склад. Метод укладки сложный – шеврон, слоями, с регулированием по высоте, для того, чтобы добиться качества нужного на штабеле. Четыре добычных линии обеспечивают подачу угля разной зольности – от 20 до 60%. Из разных пластов, из разных забоев уголь укладывается на склады. На каждом штабеле формируется нужное качество. Затем, после окончания формирования, барабанно-усреднительная погрузочная машина опять же через систему конвейеров и через пункт перегрузки на пункт погрузки отгружает этот уголь в бункер. Погрузка автоматизирована полностью. Автоматизированное весодозировочное устройство на пунктах погрузки, доза в каждый вагон в зависимости от грузоподъемности вагона формируется автоматически и затем уже производится погрузка в вагон, формирование штабеля, формирование состава и транспортировка этого состава в среднем по 4,5 тысячи тонн уходит на станцию «Казахстан Темир Жолы». Оттуда уже отправка на магистраль.
- В основном на какие города уходит уголь с разреза «Восточный»?
- Около половины общего объема добываемого отгружаемого угля мы поставляем на свою станцию в Аксу. Мы входим в состав «Евроазиатской энергетической корпорации» - Павлодарское ремонтное предприятие, разрез «Восточный» и Аксуская электростанция. Вторая половина уходит в Костанайскую область и на Павлодарскую ТЭЦ-1. Также мы поставляем уголь в Актюбинск и на Россию. Омск 4, Омск 5 – это станции, которым мы отправляем уголь.
Будни горняков
- Как Вы подбираете кадры? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его приняли на работу?
- Коллектив у нас достаточно стабильный и очень большая часть коллектива работает в разрезе практически всю свою трудовую жизнь. Очень много у нас работников, которые пришли сюда работать в 1985 году, когда разрез только открылся, и уходят на пенсию отсюда. У нас очень стабильный коллектив. Это позволяет переживать любые трудные моменты в жизни предприятия. Однако, как бы нам этого не хотелось, состав все равно меняется. Некоторые уезжают, кто-то уходит на пенсию. Подбор кадров, конечно, идет. Коллектив обновляется, приходит очень много молодых хороших специалистов. Есть, конечно, и дефицит людей по отдельным специальностям. В частности, по специальностям, которые являются для разреза новыми. С вводом циклично-поточного комплекса у нас появились большегрузные самосвалы – технологический транспорт. Поэтому мы только сформировали коллектив. Есть некоторый дефицит по специальностям, а именно по обслуживанию самосвалов.
Каждый человек, прежде, чем попасть на прием, заполняет анкету. Мы внимательно смотрим его требования к его будущей работе и насколько он соответствует той должности, на которую он претендует. Если его требования совпадают с тем, что мы можем предоставить и у человека есть соответствующие признаки, подтверждающих наличие квалификации, соискатель приглашается на комиссию по приему.
В комиссии участвует служба безопасности, юридическая служба, отдел техники безопасности, служба по подбору кадров, и я возглавляю эту комиссию. Каждую кандидатуру мы рассматриваем отдельно. Бывает, что по пять - шесть претендентов на одну должность. Мы внимательно рассматриваем каждую кандидатуру и стараемся выбрать того специалиста, в котором максимально сочетается то, что мы можем предложить и то, что умеет делать этот человек.
Бывает, что человек приходит устраиваться на одну специальность. Мы смотрим, что он по этой специальности не совсем соответствует нашим требованиям, но при этом у него есть соответствующие документы, подтверждающие опыт по другой специальности. В таком случае мы предлагаем ему другую должность. А дальше уже выбор за ним. Основной принцип – это, конечно же, желание работать.
- Оценки, опыт вас не особо интересуют?
- Бывает, когда ребята приходят после окончания техникума, у них нет опыта работы. Где бы они его взяли? Но при этом, когда мы начинаем задавать вопросы именно по той специальности, на которую он претендует, мы понимаем, что этот человек по крайней мере теоретически больше готов, чем человек, который два-три года отработал. К каждому человеку нужен отдельный подход, - пояснил Юрий Гончаров.
- Какие условия труда создаются для работников?
- У нас вообще на разрезе достаточно передовые технологии и оборудование преимущественно импортного производства, достаточно комфортное для работы. Практически вся техника оснащена кондиционерами и другим оборудованием для создания наиболее комфортного пребывания на рабочем месте.
У нас очень хороший социальный пакет. Поэтому к нам иногда люди идут не только из-за зарплаты или условий, но из-за соцпакета, который редко на каком предприятии можно увидеть. Мы строим дома, помогаем молодым специалистам с приобретением квартир. У корпорации есть своя база отдыха на Жасыбае, куда могут ездить в летний период все желающие. В последние годы еще и создали условия для зимнего отдыха. Вообще говорят, сказка там, зимой очень красиво.
Кроме всего прочего, очень немаловажно, что у нас есть договор с медицинскими учреждениями. Наши сотрудники обслуживаются в медицинском центре «Евразия», получают квалифицированную помощь. Там даже есть дневной стационар.
- Какие-нибудь трудности возникают в работе, кроме нехватки кадров по отдельным специальностям?
- В принципе, особых трудностей мы не испытываем, которые бы нам мешали работать. В предыдущие годы был вопрос с обеспечением вагонами. Особенно в летний, осенний периоды большая потребность. В этом году ситуация заметно улучшилась. В нашей Евразийской группе появилась своя транспортная компания, которая стала быстро решать вопросы с транспортировкой. С начала года мы не испытываем трудностей с нехваткой вагонов. А обычно примерно с июня вагоны куда-то пропадают, уходят в другом направлении. В этом году все плановые маршруты обеспечиваются.
- Юрий Николаевич, а кем Вы начинали работать, когда только пришли на разрез?
- Я пришел сюда в 1986 году горным мастером. Потом стал заместителем начальника участка, затем начальником добычного участка, главным технологом по горным работам, начальником технической службы, главным инженером и с 2014 года являюсь директором разреза «Восточный».
- Спасибо Вам большое за беседу!
Без маркшейдеров никуда!
Будни горняков
Главный маркшейдер Владимир Александрович Замараев очень доволен молодым коллективом своего подразделения и его совсем не смущает, что большинство его сотрудников приходят сюда без опыта работы.
- В начале 2000-х годов было больше старшего поколения. Теперь новый поток. Это очень хорошо. Когда к нам приходит молодой специалист, он хочет работать, в глазах у него виден блеск - из него можно слепить хорошего специалиста. И таких ребят у нас много. Набираем опыт, набиваем шишки, как говорится. Всякое бывает. Мы стараемся их стимулировать.
Сам Владимир Александрович работает в разрезе уже 21 год и даже не думает о смене места работы.
- Больше всего мне нравится, когда то, что разрабатывается с помощью карандаша и линейки на бумаге воплощается в жизнь через определенное время. Это здорово, чувствовать свою причастность к такому большому делу, - говорит Замараев.
В отделе Владимира Александровича работает двадцать человек. Из них шесть человек – это три семейные пары.
- Ребята познакомились здесь в отделе. Мы отплясали у них на свадьбах. Двое парней уже отправили своих супруг в декрет. Теперь мы ждем их выхода.
К слову сказать, супруга Владимира Александровича тоже работает на разрезе.
Будни горняков
Одна из семейных пар Тимур и Карина Рахматулины. Карина сегодня находится в декретном отпуске по уходу за ребенком. А вот с Тимуром после разнарядки удалось побеседовать.
- В техническую службу входят геологи, технологи, маркшейдерский отдел, - объяснил Тимур. - Маркшейдеры занимаются разбивками блоков под бурение, направлением всех работ, всей техники, бульдозеров, экскаваторов, где именно профиля, по какой отметке идти, какая высота уступа должна быть, под каким уклоном он должен идти.
Тимур Рахматулин оканчивал Восточно-Казахстанский государственный техническоий университет в Усть-Каменогорске. После университета работал и жил в Хромтау. Позже узнал об Экибастузе, где находится разрез, входящий в ту же корпорацию, что и его предприятие и решил попробовать себя в этом городе. Тимур говорит, что ему очень нравится его работа, она интересная и даже творческая. В его обязанности также входит разработка паспортов на бурение.
- Я разработал вот этот блок. Вчера его взорвали. Сегодня вот это взрывают. Сюда перегоняем экскаватор, я даю ему профиль, чтобы он сел, - показывает Тимур на карте. – Чтобы высота у него была не слишком большая, чтобы он работал безопасно, чтобы на него сверху ничего не упало. Для этого я выезжаю в разрез. Сейчас я вот сюда поеду, - продолжает водить по карте на мониторе компьютера карандашом.
Будни горняков
- Сюда колья по 20 метров поставлю и выдам профиль на каком коле какая высота должна быть. Для этого я произвожу специальные расчеты. В нашей работе ценится сообразительность. Потому что бывает приедешь на объект, а там не все как на плане. Нужно уметь ориентироваться по ситуации и принимать какое-то решение. Это решение очень ответственное. Ведь здесь работает большое количество техники, очень большие энергозатраты, не говоря уже о безопасности. Как и в любой работе здесь многое приходит с опытом.
Тимур рассказывает, что даже чтобы выкопать небольшую яму, нужны расчеты маркшейдера. Так как по разрезу проходят коммуникации и при выкапывании ямы даже небольшой глубины их можно повредить. Маркшейдеры, можно сказать, знают весь разрез насквозь как свои пять пальцев. Кроме того, у них есть специальный план, где обозначено все, что есть в разрезе. Поэтому прежде чем что-либо сделать, в разрезе, нужно посоветоваться с маркшейдером.
Работа у Тимура очень ответственная. Поэтому большую часть своего времени он проводит именно на разрезе. Здесь он и встретил свою вторую половинку.
- К нам на работу устроилась девушка Карина. Я ее стажировал, объяснял ей все. Со временем понял, что влюбился. Мы поженились. Сейчас у нас подрастает сын Эмир. Ему уже пошел второй год, - рассказывает Тимур.

Нередко горняцкое дело становится семейной профессией. Здесь работают целые династии. К примеру, Екатерина Васильева работает маркшейдером в разрезе полтора года. Здесь работал ее дядя и отец. Собственно, по их совету она и выбрала профессию.
Будни горняков
Руководитель называет Екатерину бриллиантом. Потому что она пришла на разрез без опыта работы, но не смотря на это она справляется с любой задачей. Она берется за любую работу любой сложности и никогда не отказывается. По ее словам, это нужно для опыта. Страх безусловно присутствует, но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Девушка оканчивала Экибастузский инженерно-технический институт.
Не смотря на то, что здесь приходится носить на себе нелегкое оборудование и инструмент в любых погодных условиях, нередко маркшейдерами работают именно девушки.
- Когда я пришла на практику, мне показалось, что я не буду работать по своей специальности. Мне все казалось нереально большим, было немного страшно. Но я быстро вникла в работу и теперь мне она очень нравится. Это мое. У нас нет рутины. Мы постоянно выезжаем в разрез, на месте не сидим, видим что-то интересное, новое.
- Вас не пугает, что приходится работать в очень суровых погодных условиях?
- Мы работаем и в - 40 и в + 40. Естественно, дискомфорт есть. Но у нас есть спецодежда, которая нас защищает от всего, да и когда несешь все свои инструменты, замерзнуть сложно. Впрочем, и жару мы нормально переносим. Ко всему привыкаешь. С утра нам выдают наряд. Мы собираем свои инструменты, смотрим по планам, какая работа нужна, где какие работы будут производиться. Выезжаем на разрез, производим съемки, разбивки. На конвейерном мы разбиваем трассу, потом формируем ее, потом снимаем, чтобы она была гладкая ровная.
Не смотря на свой достаточно юный возраст для горняков, специалисты техслужбы осознают всю серьезность возложенных на них обязательств. Впрочем, и о других молодых специалистах можно сказать то же самое. На разрезе нет пустяковых специальностей. Все они связаны с большой ответственностью. Но, не смотря на всю серьезность своей работы, горняки умеют быть и веселыми.
Вечно молодые
Помимо основной работы некоторые сотрудники разреза берут на себя дополнительные функции, которые, к слову сказать, выполняют на абсолютно бескорыстных началах. Совет молодежи организует массу мероприятий, как для самих сотрудников предприятия, так и для своих подшефных. Горняки говорят, что это дело для души. Не смотря на то, что многим из них уже за 30, они все с тем же воодушевлением, но только уже с большим опытом подходят к выполнению задач совета молодежи. При этом они тесно сотрудничают с профсоюзом предприятия.
Будни горняков
Помощник машиниста отвалообразователя Евгений Семенов работает на участке добычных работ №1. Помимо своей основной работы, он выполняет обязанности председателя совета молодежи. В совете Евгений состоит около 12 лет.
- Я всю жизнь занимался этим, всегда на сцене, в театре, в танцах. Когда я сюда устроился, меня позвали в команду КВН. Так я и закрепился на этом месте. Это культурное развитие. У нас есть свой план работы, который мы разрабатываем на год, закладываем смету, нам выделяют средства для проведения мероприятий. Работа, сами понимаете, у нас такая, что не все получается проводить. Но все-таки по возможности стараемся придерживаться намеченных целей без отрыва от производства и не в ущерб семье. Часто на мероприятия берем с собой детей и супругов.
Совет молодежи и профсоюзный комитет разреза тесно сотрудничают с детским домом «Умит». Зимой горняками была организована поездка с детьми из детского дома на горнолыжную базу «Снежинка» и поход на крытый каток. Участок добычных работ- 2 поздравил воспитателей подшефной группы №2 детского дома «Умит» с Международным женским днем. Работники цеха автоматизации технологических процессов под руководством ведущего инженера-механика Армана Жусупаева поздравили девочек из подшефной группы «Сымбат» и подарили подопечным цветы, подарки и сладости. Совет молодежи разреза организовал для детей из детского дома «Умит» и Дома юношества соревнования по баскетболу. А менеджеры АО «ЕЭК» и профсоюзный комитет разреза «Восточный» приобрели для Дома юношества стиральную машину.
Будни горняков
Горняки «Восточного» постоянно общаются с детьми из детского дома «Умит», проводят праздники, соревнования, поездки на отдых, экскурсии. Все эти мероприятия, можно сказать, стали традиционными. А горняки любят удивлять детей и видеть радость в их глазах.
- У председателя профсоюзного комитета Василия Петровича Давиденко давно была идея свозить ребят из детского дома «Умит» на экскурсию в подхоз, - вспоминает Евгений Семенов. - До этого мы куда только их не возили. Хотелось показать им что-то новое, интересное. Подхоз находится за горнолыжной базой «Снежинка». Там занимаются разведением и выращиванием домашнего скота, пшеницы. Детям очень понравилось. Они покатались на лошадях, и вообще от поездки были в восторге.
Будни горняков
- Это подхоз заместителя начальника УДР 1 (участок добычных работ) Булата Чебентаева. Когда мы уже собирались уезжать, мама Булата Чебентаева пригласила нас за стол. Мы думали просто чай попить, но когда зашли и увидели такой шикарный дастархан, какой не каждый для гостей накрывает, мы были очень удивлены. Было очень много национальных блюд из мяса, наурыз коже, домашняя сметана, масло. Мы привозили больше 20 детей. По приезду в детский дом, они даже не захотели идти на обед, потому что все наелись в подхозе.
Изначально, когда мы только привезли детей туда, они не особо обрадовались. Воспитатели рассказывали, что некоторые из них даже прятались, чтобы не ехать на эту экскурсию. А в итоге они не хотели уезжать оттуда. Ребята накатались на лошадях, пообщались с животными, узнали об уходе за ними, увидели из чего делают хлеб, познакомились с сельскохозяйственной техникой, особенностями сельской жизни.
Делать добрые дела для населения Экибастуза стало традицией для сотрудников разреза «Восточный». Профсоюзный комитет предприятия оказал спонсорскую поддержку в проведении первых в Экибастузе соревнований по спидкубингу, а их организатором выступил работник разреза. Профком выделил средства на питание детям из социально незащищенных семей в столовой средней школы №10 города Экибастуза. Также профсоюзный комитет оказал спонсорскую помощь спецшколе №19 в проведении конкурса «Гүл сыйлаймыз». В рамках корпоративной акции «Наурыз - месяц добрых дел», коллектив участка добычных работ №2 разреза «Восточный» АО «ЕЭК» оказал материальную помощь внучке машиниста конвейера, необходимую для прохождения лечения в центре реабилитации Китая. Особое внимание горняки уделяют детям. Очень заботятся о ребятах, у которых проблемы со здоровьем. Работники цеха ремонта горного оборудования купили запчасти и отремонтировали электрические плиты в столовой специального детского сада №13 «Алтынай». Горняки подготовили подарки для воспитанников детского сада. Всего дошкольное учреждение посещает 132 ребенка. По инициативе профсоюзного комитета вместе с активом совета молодежи были проведены сварочные работы в саду, производили замену сантехнического оборудования, подарили кварцевые лампы. Горняки помогают не только делом, но и советом. Если просьба о помощи не в их компетенции, они говорят, к кому лучше обратиться.
Будни горняков
В марте 2018 года горняки работали с центром социальной защиты. Там они выяснили, что в городе есть пенсионеры, у которых нет ни родственников, ни близких. Они абсолютно одиноки. В рамках акции добрых дел «восточники» решили помочь четырем таким пенсионерам. Участок теплоснабжения и сетей оказывал помощь пенсионерке своего участка Галине Беляевой, которая лежала в больнице на протяжении 2-х месяцев. Работницы, приносили продукты, ухаживали за больной. Профсоюзный комитет разреза «Восточный» АО «ЕЭК» в лице председателя Василия Давиденко и Совет молодежи угольного предприятия приобрели продуктовый набор для семьи Чуб, где воспитывается ребенок с диагнозом ДЦП.
Совет молодежи разреза «Восточный» вручил продуктовый набор одиноко проживающему 90-летниму пенсионеру Александру Никифоровичу Ишанину. Станция «Феситивальная» разреза «Восточный» сделала уборку и косметический ремонт в квартире одиноко проживающей пенсионерки Валентины Федоровны Титанаковой. Циклично-поточный вскрышной участок №1 заменил сантехнику в квартире одиноко проживающей пенсионерки Елизаветы Евменовны Маловой. Циклично-поточный вскрышной участок №2 отремонтировал сантехнику в квартире одиноко проживающей пенсионерки Надежды Васильевны Романовой. Также работники депо подвижного состава «Восточное» разреза «Восточный» станции «Восточная», участка путевых работ, энергоцеха, вагоноремонтного депо оказали помощь пенсионерам своих участков.
- В основном помогаем по сантехнике. Бабушки особенно не любят, когда краны капают. У них на все счетчики стоят, и они экономят. Мы стараемся не отказывать в помощи и вне акции. Если к нам обращаются за помощью, мы стараемся сделать все, что в наших силах, - говорит Евгений.
В прошлом году представители совета молодежи помогли чемпионке Казахстана по гонкам на инвалидных колясках Оксане Лим засыпать щебенкой территорию около установленного пандуса. Горняки буквально на следующий день привезли машину щебня.
- Одному дедушке напротив кондитерского цеха «Белочка» очень большое дерево мы спилили, - говорит Евгений. – Мы его пилили три дня. При сильном ветре асфальт во дворе ходил ходуном, весь дом шатался, крышу ломало постоянно. У этого дерева были огромные корни. Нам пришлось пригонять автовышку, чтобы спилить его.
Горняки организуют интересный досуг и для себя самих. В 2017 году актив совета молодежи ходил в поход. На тот момент горняки как раз были в отпуске и решили пойти в горы по собственной инициативе. Это была международная экспедиция в Алматы по горам Заилийского Алатау. Весь маршрут составлял 120 километров, и самая высокая точка была 4500 метров. Профком выделил деньги на проезд до Алматы и обратно.

- Мы шли семь дней по горам и поняли на вершине флаг корпорации, - с гордостью говорит Евгений. - С нами ходил Рустам Клышбеков - начальник циклично поточного вскрышного участка №2. Дядьке 55 лет было. Он очень активный, всю жизнь занимается спортом, ходит в походы. Дважды был на Эльбрусе.

От разреза несколько лет назад Евгению выделили беспроцентную ссуду на приобретение жилья. Сейчас предприятие строит целый многоквартирный дом для своих работников. В первую очередь квартиры выдают представителям дефицитных профессий, молодым семьям.
Деревянные кружева
Есть на разрезе «Восточный» и мастера с золотыми руками. Хороший работник, грамотный специалист, посвятивший жизнь угольной промышленности, дежурный машинист локомотива разреза «Восточный» Игорь Комлев успевает не только решать производственные задачи на работе, но и создавать интересные предметы ручной работы. На угольных предприятиях каждый участок, каждая служба это звено одной большой цепи. Об этом прекрасно знает Игорь Александрович.
Будни горняков
– Наша задача смотреть за техникой, - говорит Комлев, - как известно для того, чтобы с разреза добыть уголь, необходимо убрать верхний слой породы. К примеру, локомотивы нашего Депо подвижного состава "Фестивальная" транспортируют вскрышную породу в отвалы. А угольщики потом добывают «черное золото». Одним словом, мы все связаны одной общей целью - доставить твердое топливо потребителю, чтобы в домах людей были свет и тепло. Именно поэтому для нас железнодорожников разреза – День шахтера праздник такой же значимый и любимый.
Игорь Александрович работает на разрезе более 33 лет, для многих молодых специалистов стал наставником, который с радостью поможет советом, поделится опытом и знаниями. Но отличает его от других специалистов, необычное увлечение.
- Почти двадцать лет я занимаюсь резьбой и выжиганием по дереву. Все лучшие работы делаю для своей супруги Татьяны, - признается мастер. В доме Комлевых все сделано руками отца семейства. Двери, рамка для зеркала, мебель, кухонная утварь. В основном, свои работы Игорь любит дарить.
– Продавать – не продавал ни разу. Когда я дарю, смотрю в глаза. Глаза всегда правду скажут. Понравилось или не понравилось. Глаза блестят - и на душе приятно. У нас на предприятии в прошлом году проходил конкурс «Страна мастеров». Коллеги уговорили меня принять участие. После конкурса, где я занял второе место, пригласили поучаствовать в выставке, также в рамках корпоративного мероприятия. Мои работы нравились людям, многие хотели купить, но я отказался, так как все мои работы - это подарки супруге, - говорит Комлев. Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры. Но у Комлева, свои методы работы.
– Резьба по дереву - работа очень трудоемкая. Сначала я беру лист фанеры, шлифую его, потом наношу трафарет на бумаге, перевожу через копирку, они остались у меня с советских времен. Затем выпиливаю маленьким лобзиком.
Потом шлифую деталь на чистовую, чтобы не осталось следов от карандаша. Затем склеиваю всю конструкцию, и в конце вижу счастливые глаза своей супруги. Она у меня впечатлительная.

Недавно сделал вазу, завел жену в комнату, так она села рассматривала несколько минут, и только потом взяла в руки. Вижу -понравилось,
- с улыбкой говорит мастер.
Работы у Игоря Александовича сюжетные. Взять, к примеру, ажурную настольную лампу «Лиса и виноград», персонажи будто сошли с экрана. Всего в этом изделии 31 деталь, Комлев называет их заготовками.
Это изделие Игорь Александрович подарил Татьяне Борисовне на юбилей.
– Эта лампа одно из первых моих серьезных изделий, которое я изготовил в начале 90-х годов. В тайне от нее вырезал заготовки, а ночью перед днем рождения супруги, когда она спала, склеивал все детали. Вкрутил лампочку, включил в комнате, и ждал, когда она проснется. Очень хотел посмотреть на ее реакцию. Утром, увидев лампу, она была очень удивлена. Помню, как она даже вдохнула за один раз дважды, так перехватило у нее дыхание, - говорит Игорь Александрович,
- Но продержалась лампа у нас недолго. Тогда дети были маленькие, уронили ее случайно, вещь хрупкая - разбилась. Пришлось выбросить. Через время я изготовил дубликат. Самая трудоемкая работа, в которой больше всего деталей – это резной самовар, здесь их 121! - Сувенирный самовар я делал где-то месяца два-три в свободное от работы и домашних дел время,- делится мастер. Шкатулки, сахарницы, конфетницы, вазы,
подставки для украшений, светильник – это далеко не весь список прекрасных изделий, потрясающих своими узорами и тонкостью исполнения. Да и названия у них необычные «Ночь нежна», «Ларчик», «Лиса и виноград». Делает своими руками Комлев и предметы мебели. К примеру, кухонный угловой диван, из лиственницы, на котором семейство Комлевых собирается, за чашкой чая. Добротный деревянный журнальный стол, так же изготовлен золотыми руками мастера.
- Что может быть лучше, чем доставлять радость своим близким, я счастлив, что глаза моей супруги блестят от моих подарков. Мы познакомились в 1978 году, 15 октября будем праздновать юбилейную дату. Считаю, что женщину свою надо всегда удивлять, - говорит Комлев. И ведь это удается Игорю Александровичу. Видимо, из-за таких приятных сюрпризов, глаза Татьяны Борисовны блестят, а на лице красуется улыбка.
- Когда я первый раз увидела его изделие, конечно это был шок, тем более что, он все свои работы выполняет втайне от меня. И для меня каждое его творение всегда приятная неожиданность. И даже сейчас, несмотря на то, что, казалось бы, я должна привыкнуть к таким подаркам, они меня удивляют и радуют. Бывает придешь домой с работы, а он мне говорит: "закрой глаза" и ведет в комнату, а там на столе стоит очередное произведение искусства. Я всегда удивляюсь, ну как из обычной фанеры можно сделать такую ажурную прелесть. Самая моя любимая вещь это два лебедя, муж назвал ее "Верность". И действительно там так отражены чувства любви и заботы, одна птица будто оберегает другую, с нежностью наклонившись к ней. Это символ семьи, не только нашей, думаю это символ всех семей, - говорит Татьяна Борисовна.
Будни горняков
- Могу с уверенностью сказать, что его подарков все наши близкие очень ждут. Мы много лет дружили с семьей Шлеповы Олегом и Еленой, но они переехали в Россию, сейчас живут под Санкт-Петербургом. В этом году в апреле мы поехали к ним в гости. Игорь приготовил в подарок шкатулку. Сестре моей Надежде он подарил лампу, помню он ее два месяца готовил.все знакомые восхищаются его талантом! Когда я смотрю на то, как мой муж вырезает что-то, складывается ощущение, что он настолько погружается в это дело, что он весь уходит в работу. Душу вкладывает. - говорит Комлева, -Работа с деревом - это его! Недаром его работы называют деревянным кружевом!
Цвет из металла
Будни горняков
Еще один талантливый горняк Вячеслав Богинский работает на разрезе «Восточный» больше 20 лет. Он устроился сюда электрослесарем в 1997 году. Но позже прошел обучение по специальности машиниста конвейера.

- Профессию я особо не выбирал. Мы приехали сюда с родителями из Семипалатинской области. И когда мне надо было поступать учиться, я пошел в Экибастузский горный техникум. На тот момент это был престижный техникум. Да и в общем в Экибастузе самые престижные профессии -это горняк и энергетик, - говорит Вячеслав.
Вячеслав известен на разрезе не только как хороший специалист, но еще и человек с богатой фантазией и золотыми руками. Рисовать он начал еще со школы. И у него неплохо это получалось, хотя в художественной школе он никогда не учился. Машинист конвейера пишет картины маслом на холсте. Глядя на них, простому любителю сложно догадаться, что эти картины написал художник-самоучка.
- Однажды у нас объявили конкурс ко Дню экологии, - вспоминает Вячеслав. – Чтобы принять в нем участие, нужно было сделать что-нибудь из бросового материала. Я нашел панели, которые раньше крепились на потолок. Они были из тонкого алюминия квадратной формы с множественными отверстиями. Посмотрев на них, мне почему-то пришла в голову мысль сделать именно цветок.
Также Вячеслав Богинский создает иллюстрации по технике безопасности и правилам поведения на предприятии. Его забавного мультяшного персонажа в спецодежде знают в лицо все сотрудники разреза «Восточный». Он размещен практически на всех стендах и учит, как себя правильно вести, чтобы не попасть в беду. Вячеслав создавал этот персонаж в обычном текстовом редакторе Word.
К 30-летию разреза «Восточный» проводился конкурс на самый лучший подарок для предприятия. Вячеслав создал проект, по которому изготовили стелу в виде колеса роторного экскаватора, а на пьедестале изображены медали трех степеней шахтерской славы. Эта стела стала одной из достопримечательностей разреза «Восточный» и украсила собой смотровую площадку.
- Я и дневал, и ночевал около смотровой площадки, когда делал эту стелу. Очень хотелось успеть в срок. Мне помогали и другие сотрудники разреза. Я вырезал болгаркой ковши, из которых состоит колесо роторного экскаватора.
Будни горняков
- А дома что-нибудь делаете своими руками?
- А дома времени не хватает всегда, - смеется Вячеслав. – Сапожник, как говорится, без сапог. Вот сейчас, например, планирую выкроить время, чтобы привести свой инструмент в порядок и сделать свою мастерскую.
Местный художник также принял участие в разработке дизайна юбилейной медали к 30-летию разреза «Восточный». Это тоже был конкурс, и он его выиграл. Именно по его проекту и сделали медаль, которой наградили десятки горняков. Он также является автором дизайна медали к 20-летию «Восточного».
А еще Вячеслав пробовал себя в аэрографии и ему это очень понравилось. При помощи краскопульта он расписал машину. Но это была единственная его работа.
- Вячеслав, каковы Ваши творческие планы на ближайшее будущее?
- Я планов не строю. Просто занимаюсь тем, что мне нравится и получаю удовлетворение от своей работы. Я очень рад, что у меня есть возможность реализовать себя не только в своей профессии, но и воплотить в реальность творческие фантазии. Я никогда не думал, что буду разрабатывать проект медалей, к примеру. Просто, когда слышу, что нужно что-то сделать, сразу возникают в голове идеи.
Машинист конвейера говорит, что в его работе ему больше всего нравится коллектив. По его словам, от коллектива зависит многое. В том числе качество работы напрямую зависит от того, насколько слаженно люди работают.
Разрез для города
В пресс-службе разреза рассказали, что корпорация, в составе которой находится разрез «Восточный» делает немало добрых дел для Экибастузского региона. К примеру, в августе в Экибастузе торжественно ввели в эксплуатацию первый открытый плавательный бассейн. Долгожданное горожанами сооружение, расположенное в городском парке, построено в рамках Меморандума о сотрудничестве в реализации социальных проектов между ERG и акиматом Павлодарской области. На модернизацию и благоустройство парка культуры и отдыха «Шахтер» было направлено 300 млн тенге.

Учитывая, что в Экибастузе есть только один городской пляж и находится он в нескольких километрах от города около ГРЭС-2 в поселке Солнечный, новый бассейн, должно быть, станет одним из самых посещаемых мест в жаркие летние дни.
Монолитный бассейн глубиной 1,5 метра рассчитан на 100 человек. Размер сооружения 12 на 28,67 метра. Как и полагается для удобства отдыхающих по всей территория выложена брусчатка, есть душевые, лежаки и раздевалки. Бассейн оснащен фильтрами очистки, что позволит обеспечивать постоянную чистоту воды.
– Открытие бассейна – очередной яркий результат реализации программы Евразийской Группы «Туган жер – Родные города», которая призвана сделать жизнь в городах, где расположены предприятия ERG, максимально комфортной. Теперь у экибастузцев появится прекрасное место отдыха, учитывая, что естественного водоема в городе нет, – сказал на открытии директор разреза «Восточный» Юрий Гончаров.

Также в рамках меморандума Евразийская Группа выделила средства на строительство эстрадно-сценической площадки (амфитеатра) здесь же в городском парке. Она рассчитана на 4 тысячи мест. Теперь большинство массовых мероприятий Экибастуза проходят именно здесь.
АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», в которую входит разрез «Восточный» активно участвует в программах по улучшению облика Экибастуза. Значительные средства направляются на обустройство детских и спортивных площадок, посадку деревьев в городских парках и скверах.

Корпорация стала одним из спонсоров строительства детской музыкальной школы, о которой так давно мечтали горожане. Здание школы стало одной из главных достопримечательностей Экибастуза. 320 млн тенге было направлено на строительство новой музыкальной школы им. М.Глинки в Экибастузе из корпорации. Учреждение дополнительного образования рассчитано на обучение 750 детей. В комплексе расположены музыкальные классы, концертный зал, помещения для занятий оркестровых коллективов. Концертный зал обладает особыми акустическими характеристиками. Специально для его отделки из Швейцарии были привезены акустические панели. Фасад здания украшает разноцветный стекольный витраж. Периметр корпуса облицован керамогранитом.

А в 2016 году при финансовой поддержке ERG в Экибастузе был открыт новый детский сад. Радостное событие состоялось в канун 25-летия Независимости Республики Казахстан. В новом детсаде функционируют 11 групповых ячеек, в том числе. Из них четыре группы на 20 мест и 7 групп на 25 малышей. Открытие нового сада позволило сократить очереди в дошкольные учреждения на 255 детей.

Здание садика «Балапан» восстановлено также рамках Меморандума о сотрудничестве в реализации социальных проектов между ERG и акиматом Павлодарской области на 2016 год. На эти цели было направлено более 288 млн тенге. В ходе работ по восстановлению здания произведен монтаж отсутствующих керамзитобетонных стеновых панелей, строительство перегородок, входных групп. Установлены пандусы, противопожарные эвакуационные входы. Построена жесткая стропильная четырехскатная кровля с покрытием из металлочерепицы. Проведены водопровод, горячее водоснабжение, отопление, вентиляция, канализация, электроснабжение, системы связи, наружные инженерные сети, благоустройство и озеленение, - сообщили в пресс-службе предприятия.
Время близилось к вечеру. У шлагбаума нас ожидал все тот же комфортабельный автобус. Усталость валила с ног, хотя побывать удалось далеко не во всех уголках разреза. Многое еще хотелось бы узнать и увидеть. Но одного дня для этого катастрофически мало.
Горняки шли к автобусу бодрым шагом, громко рассказывая друг другу что-то, видимо, из рабочего дня. Они уже успели принять душ и, увидев их где-нибудь в городе, сложно было бы догадаться, где они трудятся.
Автобус тронулся и мы поехали домой. Но разрез и ночью не спит. Здесь круглосуточно идет добыча угля, ведь от плана никуда не деться и к концу года надо выдать 18 миллионов тонн угля, чтобы у людей в домах было тепло и светло.