Кондукторы, валидаторы и водители - как в «Астана LRT» решают проблемы

«Я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете»
Кот Бегемот (произведение М. Булгакова
«Мастер и Маргарита»)

Сфера общественного транспорта в нашей стране весьма специфична. И в силу этой специфики, в социальных сетях нередко можно встретить негативные отзывы в адрес кондукторов и водителей городских автобусов. Подобная картина складывалась годами, возможно, это и является одной из причин частых рецидивов различных нарушений со стороны работников общественного транспорта. Что интересно, даже электронная система оплаты проезда, которую начали внедрять для повышения комфорта пассажиров и прозрачности деятельности кондукторов, поначалу вызывала даже больше критики, нежели сами сотрудники. И немудрено, что подобная система присутствовала далеко не во всех единицах городских маршрутов и время от времени выходила из строя, лишь добавляя новую порцию раздражения пассажиров.

Однако, объективности ради, стоит взглянуть на всю эту картину с другого ракурса – глазами самих кондукторов и водителей. Люди жалуются на переполненные автобусы и протискивающихся сквозь толпы недовольных пассажиров кондукторов, потому что очень некомфортно ездить в таких условиях. А каково приходится самим проводникам общественного транспорта? Ведь пассажирам нужно доехать лишь до своей точки назначения, в то время как тяжелый путь кондуктора не прекращается весь день. Добавьте к этому неадекватных и вечно раздраженных пассажиров (а таковые обязательно найдутся среди сотен людей), и повинность ежедневно вставать в 5 утра, и вы получите полный набор незабываемых ощущений. То же касается и водителей, которым сложно выехать с каждой из остановок, поскольку гордые водители легковушек считают ниже своего достоинства пропустить переполненный автобус.

Между тем, за прошедшие несколько лет в «Астана LRT» проделали большой объем работы, который может показаться малозаметным на фоне растущего количества задач. На самые актуальные вопросы сферы общественного транспорта корреспонденту El.kz ответы дал глава «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов. 

Источник фото: kapital.kz

- Бекмырза Каиргельдинович, в этом году Управление пассажирского транспорта города Астаны, да и ТОО «Астана LRT» не раз анонсировали ряд нововведений в 2018 году. Как будет улучшаться сервис в сфере общественного транспорта в новом году? 

- С 1 января мы полностью оснастили все городские автобусы оборудованием электронной системы оплаты проезда (ЭСОП), т.е. валидаторами. Это мероприятие завершено на 100%. Поэтому, сейчас смело можно говорить о завершении очередного этапа по переходу на электронную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Как Вам известно, с начала года отменены бумажные проездные и внедрены их электронные аналоги. Мы открыли дополнительные виды карт оплаты, и планируем продолжать работу в этом направлении. 

У нас были вопросы и по льготному проезду. Раньше льготники пользовались пенсионными удостоверениями, теперь же они должны получать льготные транспортные карты. Подчеркну, что транспортные карты предоставляются льготной категории граждан бесплатно. Для выпуска транспортных карт льготников мы берем данные с ГЦВП. Льготникам нужно всего лишь прийти в пункт выдачи, сфотографироваться и пользоваться персонализированными транспортными картами в автобусах. Единственное требование для них – обязательная валидация карты при каждой поездке. 

Многие граждане не понимают важность этой процедуры. Наиболее частый ответ, который слышат кондукторы, на просьбу произвести валидацию карты: «Для меня же проезд и так бесплатный, на моей карточке нет определенного количества поездок».  

В то же время валидация поможет нам вести четкий и понятный учет пассажиропотока. Мы постоянно изучаем и анализируем его и вносим соответствующие корректировки по маршрутной сети. Также, мы добавляем новые маршруты, создаем экспресс-маршруты для того, чтобы обеспечить разгрузку наиболее востребованных маршрутов, опираясь на анализ пассажиропотока. Хотелось бы, чтобы пассажиры понимали, что в их же интересах помогать нам в этом вопросе одним нехитрым действием – простой валидацией транспортной карты при входе в автобус.  

В рамках следующего этапа по улучшению условий проезда для пассажиров городского общественного транспорта, мы намерены увеличить количество специальных автобусных полос Bus lane. Это однозначно даст свои преимущества. За счет введения спецполос, мы в первую очередь, достигли более четкого соблюдения расписания. Сейчас наши автобусы уже практически не стоят в пробках. Думаю, это ощутили все астанчане и гости города. 

Также, мы ведем работу по повышению квалификации водителей и кондукторов. Как Вы знаете, у нас при «Астана LRT» функционирует специализированный центр квалификации. Мы разработали график, согласно которому все водители и кондуктора обязаны пройти обучение в центре и получить соответствующий сертификат. 

Еще один немаловажный вопрос – безбилетники. С 3 января совместно с местной полицейской службой мы проводим рейды по выявлению безбилетников. С начала года сотрудники местной полцейской службы выписали штраф уже 22 пассажирам, уклонявшимся от оплаты проезда. Мы стараемся максимально распространять эту информацию для того, чтобы люди понимали, что за безбилетный проезд налагается штраф, т.к. это административное правонарушение. 

- Продолжая тему валидаторов, расскажите, в чем их преимущество перед привычным способом оплаты? Многие пассажиры не до конца привыкли к подобному формату и утверждают, что это довольно неудобно. Ведь тот же бумажный проездной нужно было лишь показать кондуктору, а не пробираться через людей к валидатору. 

- У платежной карты, определенно, есть свои преимущества перед привычным бумажным проездным документом. К примеру, за последним нужно было ехать и покупать его каждый месяц. Транспортная карта пополняема, и срок ее действия – 5 лет. На сегодняшний день, по городу функционирует целых 36 точек пополнения карт. Поэтому, я уверен, что пользоваться картами намного проще, и люди скоро к ним привыкнут. Кроме того, мы отрабатываем вопрос возможности пополнять транспортные карты в режиме онлайн, посредством банковской карты или, к примеру, через Qiwi-кошелек. Данная опция появится уже в ближайшее время. 

А главное – карта дает возможность вести учет пассажиропотока. Понимаете, чтобы достаточно четко субсидировать перевозчиков, мы должны на 100% понимать, сколько человек пользуется тем или иным маршрутом. Кроме того, введение карт дает возможность максимально уйти от кэша и, соответственно, от теневого оборота. Вообще, с введением ЭСОП, это будут четкие и понятные поступления в бюджет. В этом году мы также планируем запустить в пилотном режиме систему «Bus kilometer». Это своеобразная система оценки работы экипажей. До запуска проекта мы изучили мировую практику, за основу были взяты наиболее успешные примеры. 

Согласно «Bus kilometer», рассчитывается каждый километр маршрута. При всем при этом, обязательства у перевозчиков довольно жесткие: они должны ходить по расписанию, заезжать на остановочные карманы, ездить без резких рывков и торможения. Это очень важно, потому что падая в таких случаях, пассажиры могут получить травму и даже покалечиться. В идеале должна получиться весьма комфортабельная перевозка пассажиров. Подход должен быть такой, словно водитель везет собственных детей. Будет присутствовать своя система штрафов и бонусов: если кондуктор и водитель ведут себя достойно, все идет по расписанию, отсутствуют жалобы и остановки в неположенном месте – тогда перевозчик получает за это определенные субсидии. Если же нарушения есть, тогда срабатывает система штрафов, и он получает намного меньше. Проще говоря, мы «бьем рублем» для достижения результата. 

- Все-таки, в чем причина частых поломок валидаторов? В автобусах установлено по 3-4 валидатора, между тем, нередко работает лишь один из них.

- Мы сейчас прописали в регламенте, что в случае, если не работает один из валидаторов, на конечной остановке это должно быть устранено. Если работает всего 2 валидатора, автобус должен сняться с линии. Этим занимается техническая группа, которая устраняет подобные неполадки в автобусах. К слову, у нас создано несколько мобильных групп, которые в онлайн режиме проверяют исправность системы и на месте стараются устранить неисправности. Если причина сбоя является не физической, то происходит переустановка программы и неполадки устраняются довольно быстро.

Нужно понимать, что любая электроника может периодически выходить из строя. При этом мы учитываем, что подобные неполадки не должны причинять неудобств пассажирам, имеющим транспортные карты. Хочу обратить особое внимание на тот факт, что при отсутсвии в автобусе рабочих валидаторов, пассажир имеющий при себе транспортную карту, может совершить поездку бесплатно. Мы сообщали об этом в СМИ и социальных сетях. Известно, что имели место единичные случаи, когда в подобной ситуации с пассажиров требовалась оплата проезда. Все кондукторы, допустившие данное нарушение, были уволены. 

- Сфера общественного транспорта традиционно подвержена немалому количеству нареканий и претензий со стороны общественности. Кондукторы и водители могут нахамить, подраться, или грубо нарушить правила ПДД. В чем, по Вашему, причина и где вы видите решение проблемы? 

- Каждый отдельный случай разбирается в частном порядке на дисциплинарном совете в автопарке. Разбор инцидентов проводится как в  ТОО «Астана LRT», так и в Управлении пассажирского транспорта города Астаны. С особо ярыми нарушителями расторгаются трудовые договора, кроме того, они заносятся в черный список. Это значит, что они не могут пойти в другой автобусный парк и продолжать там свою деятельность. 

Вместе с тем, со стороны может показаться, что всегда виноваты только водители общественного транспорта и кондукторы, и что у них не самая сложная работа. Каждый день ездить по одному и тому же маршруту – это довольно монотонная деятельность, кроме того город переполнен автомобилями. В небольшом региональном городке такая работа может быть несравненно проще – там свободные дороги, небольшое количество машин. Столичным же водителям нужно думать наперед, упреждая возможные ситуации. И эту работу с ними мы проводим, максимально отрабатывая возможные сценарии, которые могут возникнуть на дороге.

За рулем легковых автомобилей также ездят немало хамов, и водителям общественного транспорта нужно не реагировать на них. Более того, этот фактор нужно учитывать и заранее осуществить маневр во избежание аварийной ситуации, притормозить, к примеру. В отработке таких ситуаций нам помогают уже происшедшие ДТП с участием автобусов, мы вместе с водителями смотрим, что можно было сделать, чтобы не допустить столкновение. Причем, вне зависимости от того, по чьей вине произошло столкновение. Аналогичную работу мы проводим и с кондукторами. Ни для кого не секрет, что эта работа довольно стрессовая – целый день на ногах, люди в автобусах попадаются разные, в том числе скандально настроенные и агрессивные. Мы обучаем их тому, чтобы они сохраняли полное спокойствие при любых ситуациях.

Мы требуем от них, чтобы, несмотря на реакцию пассажира, кондуктор действовал по инструкции и мог четко объяснить причину той или иной проблемы. В случае если кондуктор все-таки вступает в перепалку с пассажиром, мы сразу отправляем его на переобучение. Но, вместе с тем, нередко возникают проблемы и по вине самих пассажиров, и это также нужно понимать. Они могут себя некорректно вести, провоцировать персонал, или попросту зайти в автобус в запачканной рабочей одежде. Нередко, работники строительных компаний выходят с работы, не переодеваясь, и заходят в таком виде в переполненный автобус. Другим людям, в том числе и кондукторам, приходится соприкасаться с их одеждой и пачкать свою.

Опять же, не могу не вернуться к безбилетникам. Нередки случаи, когда некоторые пассажиры радуются возможности проехать бесплатно, если по какой-то причине кондуктор не проверил. К сожалению, социальной ответственности у таких граждан еще нет. Нужно донести до горожан, что это их ответственность. Вы заплатили за проезд – деньги поступили в бюджет и будут направлены на дальнейшее развитие инфраструктуры. Вывод – в первую очередь, это нужно самим пассажирам.  

- Невольно возникает вопрос – насколько защищены сами кондукторы и водители, в случае некорректного поведения пассажиров?

- Самый главный инструмент для доказательства правоты или вины – фото и видеофиксация. Все наши новые автобусы оснащены достаточным количеством камер наблюдения, именно для того, чтобы мы могли затем рассмотреть видеозапись и объективно разобраться в ситуации. Наш Департамент транспортного контроля ежедневно занимается проверкой общественного транспорта, пассажиров и самих кондукторов.   

- Какая в среднем зарплата у водителей общественного транспорта? У кондукторов?

- Я могу озвучить оклады водителей и кондукторов из 1го автопарка, который осуществляет наибольшую часть перевозочного процесса в Астане. Водитель в среднем получает порядка 190 тысяч тенге, в зависимости от выработки. Кондуктор – порядка 90 тысяч. У них также есть определенные надбавки по выработке, и, если он заинтересован заработать больше, то выходит в дополнительную смену. 

- Работа кондукторов и водителей действительно очень стрессовая. Не возникает ли проблем с поиском персонала?

- Однозначно, квалифицированный персонал, в особенности водителей, найти не так просто. Мы начали эту работу в прошлом году, поскольку в преддверии ЭКСПО, приобрели новые автобусы, увеличивалось количество маршрутов и, соответственно, требовался персонал. Нужна была не одна сотня водителей, причем грамотных, профессионалов своего дела. Это сложный процесс, поскольку даже опытные водители из других городов далеко не сразу привыкают к столичному ритму. Кто-то не может сдать ПДД, кто-то начинает стажироваться в качестве водителя автобуса и понимает, что не сможет ездить в этом городе.

Представьте, он привык ездить у себя в небольшом городе, где все размеренно и спокойно, а на дорогах не так много машин. И тут он сразу окунается в суровый ритм мегаполиса, что выдерживает далеко не каждый: ажиотаж, суматоха, все куда-то едут. Здесь нужно быть постоянно максимально сконцентрированным. Бывает и так, что в документах у человека прописан двадцатилетний стаж, однако на деле выясняется, что он водит транспортное средство практически неумело. И, как он ездил раньше и каким образом получил водительские права, также остается большим вопросом. Поэтому, все они при приеме на работу проходят строгую и многостороннюю проверку, в том числе и по правилам дорожного движения. 

К примеру, в 1-ый автопарк многие не могут устроиться, потому что избегают оплаты алиментов, имеют задолженности по кредитам или имеют другие шероховатости в отношениях с законом. Соответственно, если они будут официально получать заработную плату, то эта сумма будет удерживаться с платежной карточки. И это нередко становится проблемой при устройстве на работу – нормальные специалисты с хорошим опытом работы, но, в силу каких-то причин, они не хотят трудоустраиваться официально. 

На время ЭКСПО водители приезжали из регионов, как на вахту – отработали и уехали. В этих целях, мы даже некоторым из них предоставили общежитие. Однако тогда мы столкнулись с определенными  проблемами: имели место факты совместного распития алкогольных напитков несколькими водителями. Как следствие – на утро они не выходили на линию, так как по результатам обязательного медицинского осмотра, который проходят наши водители каждое утро, не были допущены к работе. 

Сейчас же, мы планируем построить для водителей семейное общежитие по принципу ГЧП, чтобы профессиональные водители приезжали в Астану вместе со своими семьями. Ведь, в таком случае у водителя и его семьи есть контракт, уверенность в завтрашнем дне, а значит, и стимул держаться за свою работу и выполнять ее качественно и максимально ответственно. Это – один из путей решения кадрового вопроса. Кроме того, конечно, нельзя забывать о подготовке молодых водителей.  

Стоимость любого автобуса начинается от 100 тысяч долларов и выше, это еще одна причина, чтобы искать только высокопрофессиональный персонал. Мы готовы платить хорошие деньги, лишь бы водитель отлично знал свое дело и следил за машиной. 

- Расскажите о системе приема на работу в автопарки.

- При устройстве на работу в автопарк, человек должен представить необходимые справки, в том числе и об отсутствии судимости. Затем его направляют в Центр квалификации, где он проходит обучение и аттестацию, сдает экзамен на знание правил дорожного движения и т.д. После прохождения вышеназванных этапов, претендент на вакансию водителя, направляется на двухнедельную стажировку. Нет замечаний во время стажировки – он может смело приступать к работе. 

- Есть ли в автопарках психологи, которые помогали бы персоналу с линии снимать каждодневный рабочий стресс? Ведь, в силу специфики работы, он неизбежен. А если человек выговорится, что называется – «изольет душу», будет гораздо меньше риска, что он станет срываться на окружающих и хамить им.

- Вообще, конечно, психологи нужны. Но в нашем случае подобную работу мы проводим в Центре квалификации. У нас есть психолог, который проводит собеседование и помогает понять, сможет ли претендент на вакантную должность, работать. Параллельно, выясняется, состоит ли претендент на учете в психоневрологическом диспансере.  

- Во время подготовки города к ЭКСПО были внедрены специально выделенные полосы для общественного транспорта Bus lane и систем видеонаблюдения «Сергек». Дало ли это эффект и какого масштаба?

- Однозначно! Благодаря спецполосам Bus lane, мы получили возможность более четко выстраивать расписание движения автобусов. И они действительно стали ходить четко по графику, по крайней мере, серьезные отставания от графика можно наблюдать довольно редко. К сожалению, в городе есть точки, где мы физически не можем внедрить спецполосы. Например, пересечение улиц Валиханова и Сейфуллина. Там всего по 2 полосы движения в каждую сторону и очень интенсивное движение. И если мы заберем по полосе с каждой стороны, будет форменный коллапс. Хотя, там у нас проходит немалое количество маршрутов. Эта точка имеет довольно высокие показатели по пассажирообороту. Что касается каркаса Bus lane, то много положительных отзывов по этому поводу, причем, как от жителей столицы, так и от ее гостей. Ведь, фактически в любое время, можно доехать с левого берега на правый минут за 15. 

- Наверняка, довольны пользователи общественного транспорта. Однако, далеко не все автолюбители в восторге от этого…

- Возможно. Однако, переход автомобилей к общественному транспорту и велосипедам – это мировая практика. Иначе, со временем коллапса на дорогах не избежать. И такова участь каждого растущего мегаполиса – количество автомобилей увеличивается из года в год. А расширять дороги такими темпами мы не можем, да и это не будет правильным. Поэтому, приоритет должен отдаваться общественному транспорту, так как он перевозит бо́льшее количество люде́й. В крупных мегаполисах те же велосипедные дорожки вкупе с автобусными линиями очень распространены. Нужно, чтобы люди понимали, что даже для того, чтобы поехать на работу, необходимо прогреть автомобиль, нужен паркинг или гараж для него. Получается, что автолюбитель тратит бензин и стоит в пробках для того, чтобы просто добраться до работы. Добравшись, ему нужно снова искать место для парковки. То есть, по большому счету, требуется очень много времени для того, чтобы обслуживать свою машину. Если же он пересядет на автобус, то, в большинстве случаев, уже через 15 минут будет на работе. 

Кроме того, с появлением мобильного приложения этот процесс стал гораздо более комфортным, ведь можно четко отследить, когда нужный автобус приедет на вашу остановку. Что касается камер «Сергек», они помогли очень серьезно дисциплинировать водителей. Стало меньше бездумных гонок на дорогах, меньше хаотичного движения, сбавился скоростной режим. Действительно серьезных хулиганов сегодня я на дороге не вижу, и это очень хорошо. Хотя, все еще случаются ДТП, но их тяжесть существенно снизилась.  

- Во время ЭКСПО было введено еще одно новшество – ночные маршруты, что очень понравилось жителям столицы. Не будет ли возвращена эта практика в ближайшем будущем?

- Думаю, будет. Мы планируем ее на летний период, потому что зимой, после 12 ночи, мало кто гуляет. Не могу сказать, что и летом ночными автобусами пользовалось очень большое количество граждан. Это был более имиджевый и социальный проект.  Для того, чтобы люди, приехавшие в Астану, могли проехать с того же вокзала или аэропорта за 150 тенге, а не за 3 или 5 тысяч. Этот маршрут был нерентабельным, но все это нарабатывается со временем. Я считаю, что на летний период в этом году также нужно запустить ночные маршруты. И я рассчитываю, что в этот раз люди станут более активно пользоваться ими, поскольку о них будет знать уже большее количество жителей столицы. Скорее всего, первые автобусы мы будем запускать уже весной текущего года, для этого нужно, чтобы стояла теплая погода. Город у нас красивый, к тому же грядет его двадцатилетие и будет немало гостей. 

- Автобусы основных городских направлений, надо признать, ходят весьма исправно и с небольшим интервалом, расширена сеть городских маршрутов. Тем не менее, поток пассажиров в городе довольно большой, и в часы пик в автобусах яблоку негде упасть. Что может помочь исправить ситуацию?

- Мы постоянно анализируем ситуацию по  этому вопросу. Ко мне ежедневно приходит информация о том, в какое время и на какую остановку приходится час-пик, когда и где наиболее регулярно автобусы заполняются «под завязку». Мы всегда стараемся подстроить графики маршрутов с учетом максимального комфорта пассажиров, периодически запуская новые маршруты, те же экспресс-автобусы, к примеру. Здесь работа должна вестись постоянно. Мы регулярно меняем маршрутные сети, чтобы подстроиться под наибольшие потоки пассажиров. Кроме того, обновление и пополнение автопарков будет вестись и в дальнейшем. Численность населения растет, соответственно, увеличивается и количество желающих перейти на общественный транспорт. 

Другое направление – правильная организация функционирования городского такси. В начале прошлого года было 8 таксомоторных компаний, сегодня их стало 19. В соответствующем законе мы внесли дополнения, и теперь такси у нас также причислено к общественному транспорту. Мы дали разрешение на их проезд по Bus lane. Теперь, пассажир с комфортом перемещается по городу, согласно установленным тарифам.

- К слову, о тарифах. Немало людей были недовольны не самыми низками расценками за возможность проехать в салоне официального такси…

- Мы не раз обсуждали этот вопрос с таксомоторными компаниями, и я считаю, что сейчас у них вполне приемлемые тарифы. Единственный нюанс – нужно следить, чтобы размер оплаты за проезд фиксировался по счетчику. Если таксист не включил счетчик – пассажир имеет полное право не оплачивать проезд. 

- Полномасштабное внедрение валидаторов с этого года может сделать ненужной работу кондукторов. Что станет с представителями этой профессии?

- В целом, у нас и без того очень большая текучесть кадров среди кондукторов. Это нелегкий труд, и, потому редкий кондуктор работает в этом качестве больше года. Тех из них, кто проявил себя за годы работы и показал свою компетентность, мы обязательно будем переобучать в плановом порядке. Возможно они будут сопровождать электронную оплату проезда. Или станут контролерами. Поверьте мне, мы не оставим за бортом компетентных специалистов. Такие нам нужны в любом случае. 

- Благодарю за беседу.   

Комментарий

comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Партнёры