Инициативы Назарбаева: от локальных до глобальных 

28.11.2017

В наши дни довольно часто можно встретить такую картину, когда какой-нибудь человек часто бывает за границей, говорит на иностранных языках, неплохо разбирается в моде... Но когда речь заходит о своей, отечественной культу­ре, истории, языке, то некоторые впадают в растерянность. На­пример, оказавшись в кругу зарубежных сверстников, они не могут толково рассказать об историческом своеобразии своей страны, какие великие люди были в их народе и какой вклад внесла их Родина в развитие планетарной цивилизации.

Обвинять таких в невежестве было бы не совсем справед­ливо: скорее всего, в школе, в семье, в обществе они недопо­лучили тот элементарный багаж знаний, который должен отличать современного образованного человека. Следует отметить, что людей, плохо сведущих в родной культуре, литературе, языке, немало не только среди молодежи, но и среди представителей старшего поколения. Именно такой благородной и важной задаче — возвраще­нию к корням - посвящена предложенная Н.А. Назарбае­вым государственная программа «Культурное наследие», которая успешно осуществляется в Казахстане с 2003 года.

Обосновывая эту идею, Лидер Нации сказал: «Культура — это отражение нации, ее души, ума и благородства. Циви­лизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшим огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нации становится известной». К выполнению программы были привлечены лучшие отечественные ученые и специалисты. Их коллективным трудом было организовано системное изучение огромного культурного наследия казахского народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев.  Государство выделило средства на воссоздание многих историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории. На основе обобщения многовекового опыта национальной литературы и письменности были изданы развернуты художественные, научные, биографические серии книг. На государственном языке создан полноценный фонд гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы. Программа «Культурное наследие» является одним из основных документов в сфере развития и образования, стратегическим национальным проектам.

Самым успешным национальным проектом независимого Казахстана по праву считается перенос столицы в Акмолу и возведение в неимоверно короткий исторический срок суперсовременного мегаполиса –Астаны.

Хотя и этому детищу Президента еще на стадии замысла пришлось пережить немало проблем, главной из которых стало раздражение, подчас враждебное непонимание проекта и неверие в его состоятельность.

Сегодня все былые страхи и опасения развеяны самой жизнью. Астана стала подлинным символом и реальным показателем успехов нашего молодого государства. Все казахстанцы, и особенно молодежь, гордятся своей столицей, любят ее и стремятся в нее, а иностранные гости и партнеры не переестают восхищаться ею. Появилась даже такая поговорка: «Не бывавший в Астане хочет ее посмотреть, а посматревший на Астану не хочет из нее уезжать». За всем этим стоит талантливый труд казахстанцев, а еще – личный подвиг Первого Президента, увлекшего народ идеей строи­тельства новой столицы, устремленной в будущее.

Размышляя о перспективах Астаны, ее главный архи­тектор и строитель Нурсултан Назарбаев сказал: «Столица - это не только здания, улицы или парки. Столица - это, пре­жде всего, люди. Столичному человеку должны быть при­сущи особый внутренний мир, высокая культура, безупреч­ные образование и воспитание. Счастье созидания новой столицы своей Родины выпадает на долю не каждого поко­ления. О вашем труде будут говорить будущие поколения. Они будут гордиться тем, что этот город строили их отцы и деды. Но Астана будущих поколений будет такой, какой мы построим ее сегодня. Вся основная работа будет сдела­на нами. Астана должна стать примером для других городов Казахстана. Конечно, у нее учатся и сейчас. Но к настояще­му столичному уровню еще нужно стремиться».

Еще одним свидетельством прозорливого государственного мышления Нурсултана Назарбаева является создание им Национального фонда. Как рачительный хозяин он с первых дней независимости вынашивал идею: по примеру ряда передовых стран Запада, создать в Казахстане отечественный «фонд будущих поколений», чья задача – накапливать денежные поступления от продажи полезных ископаемых. Одновременно с этим фонд должен был cтать своего рода «страховой суммой» - на тот случай, если страна начнет испытывать финансовые затруднений. В середине 90-х годов такой фонд удалось учредить. Правота подобной предусмотрительности Президента подтвердилась в конце 2000-х годов, когда именно средства Национального фонда помогли Казахстану отразить губительное воздействие мирового финансового кризиса.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь», - гласит народная мудрость. Это высказывание вполне применимо к стилю Нурсултана Назарбаева в качестве государственного деяте­ля, который, словно вдумчивый и опытный конструктор, сначала разрабатывает теоретический план своих действий, а затем последовательно исполняет его. Причем подтверж­дение правильности своих подходов он ищет и в истории ми­ровой политической мысли. «...Знакомясь с опытом других стран, успешно преодолевших кризисные периоды своего развития, я заметил одну особенность: все они скрупулез­но планировали ход своего движения, четко распределяли свои ограниченные ресурсы, объективно оценивали свои слабые и сильные стороны, ясно формулировали конечные цели», — пишет он в своей книге «Казахстанский путь».

В истории строительства независимого Казахстана такими  основополагающими  документами стали разработанные Н.А. Назарбаевым, а затем одобренные обществом и принятые как руководство к действию «Стратегия ресурсосбережения и перехода к рынку»   и «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Их логическими продолжениями в последствии стали его Стратегическая программа «Казахстан-2030» и Стратегическая программа «Казахстан-2050».

Нурсултан Назарбаев широко признан в мире как инициатор и последовательный поборник международной интеграции процесса - политического сближения разных стран ^интересах взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности. Содружество Независимых Го­сударств (СНГ), Организация Договора о коллективной без­опасности (ОДКБ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Таможенный союз, Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Евразийское Эконо­мическое Сообщество (ЕврАзЭС), Единое экономическое пространство - таков далеко не полный перечень ныне успешно воплощенных в жизнь проектов межгосударствен­ного сотрудничества, у истоков которых стоял Нурсултан Назарбаев. В составе всех интеграционных объединений Казахстан всегда ведет себя как ответственный и надежный партнер, честно выполняющий взятые на себя обязатель­ства, но при этом действующий на условиях равноправия и взаимного учета национальных интересов. Не случайно за короткое время Казахстан стал страной, уважаемой миро­вым сообществом.

Об одной из интеграционных инициатив, явившихся подлинным детищем Н.А. Назарбаева и взлелеянных им со стадии теории до практической реализации, есть смысл рассказать подробнее.

Еще в начале 90-х годов прошлого столетия, когда стре­мительно распадался Советский Союз, Нурсултан Абишевич понимал, что наступающий XXI век - не время оди­ночек, и единственно верный путь развития лежит через интеграцию. Свое видение этого пути он концептуально из­ложил на открытой лекции, прочитанной им весной 1994 го­да в стенах Московского государственного университета имени М. Ломоносова. Если некоторые люди восприняли его идею с недоверием, то наиболее прозорливые не могли не признать, какой неисчерпаемый потенциал для уверенного развитию открывается за нею.

Став последовательным поборником интеграции на постсоветском пространстве, Нур­султан Назарбаев приложил немало сил для образования Содружества Независимых Государств (СНГ), учрежден­ного в 1991 году в Алматы, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), созданного в 2000 году в Астане, а в последующее десятилетие — также Таможенного союза и Единого экономического пространства. Закономерным ито­гом развития этих интеграционных объединений стало тор­жественное подписание президентами Казахстана, России и Беларуси 29 мая 2014 года в Астане договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который всту­птл в силу 1 января 2015 года.

Эпохальную миссию и далеко идущие цели этого союза обозначил его инициатор - Нурсултан Абишевич Назарба­ев: «Сегодня важно смотреть за горизонт, определив страте­гию наших дальнейших действий как минимум на 15-20 лет вперед. Важно понимать, что главная миссия нашего сою­за в первой половине XXI века заключается в двух важных аспектах. Во-первых, стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира, что дает нам преимущества в качестве «экономического моста» между Востоком и Западом, Европой и Азией, обеспечивать вхождение каждой из стран в число развитых государств мира». Тем самым страны-члены союза совместно создают мощный региональный рынок экономического развития, крупный региональный рынок, объединяющий свыше 170 миллионов человек.


Автор статьи - Жалгас Тукумов Фотографии: Открытые источники сети Интернет

Читайте также