Поможет ли е-КСК решить вопросы коммунального хозяйства?

23.11.2017

Пожалуй, можно по пальцам пересчитать столичные кооперативы собственников квартир, к которым бы жильцы обслуживаемых ими домов не имели никаких нареканий. В чем проблема – в отсутствии систематизированного подхода, человеческих качествах руководителей этих кооперативов, или же в привычке наших соотечественников критиковать все и вся?

Кооперативы собственников квартир изначально создаются с целью решения бытовых вопросов жилищно-коммунального плана. Однако, отсутствие единых правил для обслуживающих компаний и большого опыта по созданию эффективной системы обслуживания в сфере ЖКХ, а порой и просто человеческий фактор зачастую делают результат взаимодействия между ними и жильцами многих домов весьма слабым. Как итог – хроническое недовольство жителей большинства жилых комплексов Астаны своими КСК, попытки сменить обслуживающие компании на другие и прочие негативные последствия, бросающие тень на благоприятную в целом жизнь в столице. Многочисленные обсуждения данной проблематики на разных уровнях на протяжении долгого времени не давали ожидаемых результатов.

Немного аморфный характер Закона о жилищных отношениях и отсутствие возможности осуществлять мониторинг расходования средств жильцов позволяли каждой из обслуживающих компаний Астаны действовать на свое усмотрение, не особо заботясь о прозрачности своей деятельности. Одним из первых шагов на пути решения этой проблемы стало внедрение нового, электронного формата деятельности КСК – АО «Astana Innovations» совместно с ГУ «Управление жилищной инспекции города Астаны» в текущем году приступило к реализации проекта «е-КСК». Как рассказал корреспонденту El.kz главный менеджер Департамента сопровождения технологических проектов АО «Astana Innovations» Бахтияр Жакупов, на проект возлагаются большие надежды. Именно с ним связывают будущие улучшения в сфере обслуживания ЖКХ.

- Бахтияр, расскажите о проекте. На каком этапе ведется работа по переводу столичных КСК в электронный формат?

- В настоящее время Обществом рассматриваются варианты по выбору оптимальной системы внедрения «е-КСК». С этой целью проводится определённая работа, связанная с встречами всех заинтересованных сторон. С начала года уже проведён ряд встреч, на которых рассматривались предложения, наработанные в этой области. Всего Обществом рассмотрено более 15 предложений.

Главной целью проекта «е-КСК» является создание автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации и упрощения взаимодействия жителей и КСК. Также осуществление сбора информации, предназначенной для аналитической обработки деятельности КСК. В целом, это должно привести к повышению качества обслуживания многоквартирных жилых домов. Управлением жилищной инспекции была сформирована рабочая группа по проекту – в ее состав вошли сотрудники управления, представители ассоциации КСК города, руководители коммунальных служб города, а также представители Общества.

Наша компания совместно с представителями УЖИ разработала и утвердила 25 января 2017 года концепцию, паспорт и план мероприятий по проекту. После этого было разработано техническое задание к проекту «е-КСК» с учетом требований акимата, жителей и представителей ассоциаций КСК. Данное ТЗ согласовано с членами рабочей группы и утверждено руководителем Управления жилищной инспекции Куатбековым в марте текущего года. После заседания Рабочей группы по проекту «е-КСК», состоявшегося в феврале 2017 года принято решение о запуске 10 пилотных площадок в Астане.

- Что из себя представляют эти пилотные площадки?

- Руководителем проекта ГУ «Управление жилищной инспекции» одобрены следующие варианты сотрудничества в пилотном режиме: АО «КазПочта» должна предоставить пилотный участок ул. Тлендиева 16/1, ТОО «Кызылжар СК»; ТОО «Astana Open Sity» предоставит пилотный участок ул. Куйши Дина, д. 44/2, КСК «Гульдер»; ТОП КСК предоставит пилотный участок ул. Кенесары д.50, КСК «Тараз» и ЖК «Кулан-2» обслуживающая организация ТОО «Жагалау сервис-2»; ИП «Smartnet» предоставить пилотный участок пр. Сарыарка д.11, обслуживающая организация ИП «МИД»; ТОО «Прогматик КЗ» предоставит пилотный участок ул. Кравцова, д.1, обслуживающая организация ТОО «Алматы Оркен»; ТОО «Центр устойчивого развития столицы» предоставит пилотный участок ЖК «Новый мир», КСК «Новый мир»; ТОО «Retail Solutions» предоставит пилотный участок ЖК «Тулпар» ул. Достык 12, обслуживающая организация ТОО «Тулпар ЭКСПО»; ТОО «E-HOME» предоставит пилотный участок пр. Республики 7/1; КСК «Ишим-1», ТОО «Астана Сервис Плюс» предоставит участок ЖК «Целиноград» ул. Кумисбекова 9, обслуживающая организация ТОО «Целиноград-2»; и ТОО «Geo Set» предоставит пилотный участок ул. Махтумкули 3/2, обслуживающая организация ТОО «Аль-Фараби 2008».

На пилотных площадках были проведены пусконаладочные работы, обучены пользователи системы, заполнена информация о доме и КСК в системе, а также проведена работа с жителями домов участвующих в пилотном проекте. В апреле проведена оценка участников пилота на соответствие систем к техническому заданию. 

- Интересно услышать, каков механизм системы внедрения электронного КСК. Когда будет осуществлена ее полноценная реализация?

- Как я уже сказал, изначально были проведены пилотные проекты на десяти площадках, по итогам которых было выбрано пять компаний. Протокольным решением рабочей группы от 2 мая 2017 года о пилотном проекте рекомендованы для дальнейшего масштабирования 5 компаний: ТОО «Astana Open Sity», ТОО «Центр устойчивого развития столицы», ТОО «Retail Solutions», ИП «Smartnet», ТОО «Cloudmaker». Их рабочая группа определила согласно технической спецификации, то есть тех, кто будет масштабироваться дальше. И уже для этих пяти компаний жилищная инспекция разделила три района города равными долями – на пять частей. То есть, КСК были распределены между пятью компаниями. И уже после этого, данные компании приступили к масштабированию на весь город.

- Как это будет выглядеть в итоговом варианте? Какие городские КСК будут подключены к системе в первую очередь?

- В итоговом варианте это будет выглядеть как web-портал и мобильное приложение. Все это вкупе должно принять вид некой площадкой для взаимодействия между жителями и представителями кооперативов собственников квартир. На данном этапе мы подключаем городские кооперативы по мере их распределения – то есть, здесь отсутствуют какие-то определенные требования или пожелания со стороны акимата. Городские власти не отдают предпочтение тем или иным КСК, чтобы подключить в первую очередь именно их. Все желающие кооперативы могут подключиться в любой момент. 

- Насколько, по мнению организаторов, это поможет снизить в целом уровень недопонимания между жильцами и КСК которое стало принимать хронический характер?

- Согласно официальному опросу, проведенному среди жильцов в социальных сетях, данный проект поможет снизить хронического недопонимания между жильцами и кооперативами. Причем в несколько раз. Иными словами, портал и мобильное приложение выступают в качестве определенной платформы для взаимного общения между жильцами, и для того, чтобы как раз таки снять эти вопросы. Кооперативы могут выкладывать на портале информацию самого различного характера, и тем самым рассеивать недопонимание со стороны жильцов, а также устранять недоговорки. В свою очередь, жильцы смогут наглядно видеть, какие работы ведутся у них во дворе и на что тратятся их деньги. Логично, что все это поможет уменьшить количество претензий с их стороны в адрес кооперативов и обслуживающих организаций. 

- Что именно будет переведено в электронный формат? В какой степени это поможет повышению прозрачности в плане расходования сдаваемых жильцами средств?

- На первом этапе мы предполагаем перевести в электронный формат подачу заявок и обращений в адрес кооперативов собственников квартир. То есть, жители смогут заменить походы в КСК и бесконечные звонки по телефону облегченным и упрощенным вариантом – они смогут подавать заявки в электронном формате на портале либо в мобильном приложении. Оставленная заявка будет оперативно обрабатываться сотрудниками данного кооператива, а жильцу будет виден статус и стадия ее обработки – принята, в работе, выполнена. При этом, исключается вариант, при котором некоторые заявки могут быть просрочены либо будут долго висеть на портале – жилищная инспекция может все это видеть и предпринимать какие-то меры в этих случаях. В целях же повышения прозрачности расходования средств жильцов кооперативами, на портал будут выкладываться ежеквартальные финансовые отчеты. То есть, фактически весь процесс проведения работ и расходования взносов жителей будет происходить у них на глазах.  

- Что представляют собой другие этапы?

- Мы предполагаем внедрения в 2 этапа. Первый этап – это первичное внедрение проекта (системы) в КСК и управляющие компании. Другими словами, это начальное ознакомление с представителями КСК и управляющими компаниями, первичный инструктаж пользования системой, регистрация новых пользователей в системе/на портале, распространения справочного материала для КСК, налаживание контактов и др. виды работ. Второй этап представляет собой вовлечение в проект непосредственно жителей, относящихся к вашим КСК, распространение справочного материала среди жителей (объявления, листовки, баннеры, флаера), проведения собраний жителей совместно с представителями КСК и упр. компаний и др. виды работ.

Как Вы знаете, в Астане 436 кооперативов собственников квартир. Распределение 436 КСК(п) и обслуживающих компаний провели равномерно между 5-ю компаниями по 3-м районам города. Более 260 КСК(п) и обслуживающих компаний подключены к системам в рамках проекта «е-КСК». Кроме того, в рамках реализации единого личного кабинета для представителей сотрудников районных акиматов и управления жилищной инспекции проводится работа по интеграции с подсистемами «е-Акимата».

- Цифровизация услуг КСК – в любом случае процесс позитивный. Тем не менее, каким образом это поможет повысить качество обслуживания жилых домов?

- Зачастую, многие жильцы домов не могут обратиться в адрес своего КСК, так как у них банально не хватает на это времени. И по этой причине многие вопросы по обслуживанию домов так и остаются неразрешенными. Некоторые председатели кооперативов или обслуживающие организации, в ведении которых находится большое количество домов, попросту не успевают решить все вопросы. А иногда и более того – они не знают о том, что в каких-то подъездах, на каком-то этаже отсутствует лампочка, к примеру. Или что-то еще. А благодаря переходу в электронный формат, у КСК и обслуживающих компаний появится больше каналов информированности о происходящих событиях посредством подаваемых от жильцов заявок. В свою очередь, это приведет к повышению качества обслуживания жилых домов. Благодаря возможности выставлять информацию о происходящем внутри дома, жильцы со временем будут менее негативно высказываться о своих обслуживающих организациях. Почему? Потому что, поводов для этого станет меньше.   

- На сегодняшний день все организации жилищного хозяйства действуют разрозненно. Будут ли введены какие-то единые стандарты и правила для них? Каким образом и кем будет контролироваться выполнение правил, и обязательство придерживаться этих стандартов?

- Вынужден с Вами согласиться – на сегодняшний день ситуация с обслуживающими организациями и КСК очень напряженная. Отсутствуют единые правила либо какие-то нормативно-правовые акты, которые бы регулировали деятельность кооперативов собственников квартир в целом. Есть Закон о жилищных отношениях, но на данный момент его положения довольно размыты и не помогают получить четких понятий о том, кто и за что конкретно отвечает. В основном, вся его суть сводиться к тому, что принятие решение, а также несение ответственности за них, лежит непосредственно на самих жильцах. В рамках же нашего проекта мы пока что не планировали вводить какие-то единые правила и стандарты для всех кооперативов. Но в будущем мы совместно с Казахстанским центром жилищно-коммунального хозяйства хотели бы проработать такую инициативу и предложить свои варианты единых стандартов или же хотя бы правил по вопросам обслуживания в части жилищно-коммунального хозяйства. Для начала – в городе Астана.

- На данный момент в столице функционирует большое количество КСК. Будут ли они каким-то образом оптимизированы для повышения эффективности и упрощения процедуры контроля их деятельности?

- Говоря об оптимизации кооперативов, мы посредством данного проекта не лезем в деятельность КСК напрямую, у нас изначально не было такой цели. То есть, мы не хотим их упразднить, либо убрать какую-то часть их функционала. Мы лишь намерены дать им инструмент с единственной целью – помочь им на более качественном уровне выполнять свою работу и более продуктивно общаться со своими жителями. Поэтому, вопрос об оптимизации количества кооперативов, конечно же, не стоит.

- Пилотные проекты внедряются только в Астане? Когда планируется подключить к данной услуге Алматы и регионы?

- Следует отметить, что пилотный проект по внедрению электронного формата для КСК в Астане были проведены еще в первом квартале текущего года. Сейчас же уже полным ходом проходит масштабирование, как я уже сказал выше. Наша компания – АО «Astana Innovations» – работает только в столице, так как мы являемся оператором внедрения здесь проекта Smart city, что, как Вам известно, означает «Умный город». Поэтому, наша деятельность в плане Е-КСК не распространяется на другие регионы Казахстана. Однако, общаясь с коллегами из других акиматов и частных компаний, мы получаем информацию о том, что в Алматы также активно проходит фаза аналогичных пилотных проектов по внедрению автоматизации жилищных кооперативов. Также, есть примеру по внедрению аналогичных проектов и в других регионах страны – в частности, в Актобе на Западе Казахстана, и в Курчатове на Востоке.

- Спасибо за беседу!

Автор статьи - Арыстан Алангожин
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также