НИШ - образовательный прорыв

20.11.2017

По инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева в 2008 году стартовал проект по созданию сети Назарбаев Интеллектуальных школ. Сегодня в структуру автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» входят 20 Интеллектуальных школ, международная школа Астаны, Центр образовательных программ, Центр педагогического мастерства, Центр педагогических измерений, Образовательный ресурсный центр. В Интеллектуальных школах учится более 13 тысяч детей, работает более двух тысяч учителей.

Создание школ нового типа связано с требованием времени. Конец 20-го и начало 21-го века в Казахстане, как и во многих странах, стали периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей развития образования в связи с происходящими в мире социально-экономическими изменениями. Наступает четвертая промышленная революция, которая полностью преобразит картину мира.

Гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей, масштабность происходящих изменений, отмирание старых отраслей и появление новых требуют от человека готовности адаптироваться к новым производственным технологиям, новым возможностям передачи и использования информации, функциональным изменениям в трудовой и деловой жизни, единству и многообразию культур, консолидации усилий в преодолении межэтнической напряженности и социальных конфликтов.

В 21-м веке для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, необходимо постоянно приобретать новые навыки, требующие гибкости, открытости к обучению на протяжении всей жизни. Поэтому при разработке программ мы особое внимание уделяем тому, чтобы образовательные усилия были сосредоточены на навыках, интегрирующих творческие, предпринимательские и технические способности, позволяющих человеку переходить на новые профессии по мере их появления.

В Назарбаев Интеллектуальных школах реализуются две образовательные модели, сочетающие лучшие традиции казахстанской и мировой образовательных систем: NIS-program (реализуется в 19 Интеллектуальных школах) и программа Международного Бакалавриата (реализуется в одной Интеллектуальной школе города Астана).

Особенностью NIS-program является ее ориентированность на ценностный подход, который направляет организацию процесса воспитания и обучения на формирование национальной идентичности на основе консолидирующей общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». Привитие ценностей осуществляется как через предметное содержание дисциплин, так и через организацию внеурочной деятельности.

В основу учебного процесса положен системно-деятельностный подход, базирующийся на многоуровневой системе целей обучения, создающий базу для самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, навыков, видов и способов деятельности. Принцип заключается в том, что ученик через выполнение определенного вида деятельности включается в учебный процесс, что помогает ему осознавать содержание и формы своей учебной деятельности, понимать и принимать систему ее норм, активно участвовать в их совершенствовании.

Использован известный принцип «спиральности», обеспечивающий преемственность содержания образования, когда каждая цель обучени и каждая тема рассматриваются с постепенным углублением, усложнением и наращиванием объема знаний и навыков по ним на протяжении всего периода обучения в школе. Ожидаемые результаты классифицированы и систематизированы по таксономии Блума: «знает», «понимает», «применяет», «анализирует», «синтезирует», «оценивает», что дает единство познавательного, практического и эмоционально-эстетического способов познания мира.

При проектировании содержания образования использован интегративный подход, основанный на изучении концептов, предусматривающий восхождение от предметного понятийного аппарата к общенаучным категориям. Основная функция концептов заключается в том, чтобы фиксировать и упорядочивать научные знания о мире. В результате дети учатся интегрировать и применять знания из разных предметов для решения конкретной технологической задачи; учатся оперировать единым языком терминов и понятий; формируется понимание отраслей наук, как определенной взаимосвязанной структуры, не являющейся бессвязным набором понятий, законов и закономерностей. Все это приводит к развитию концептуальных знаний по основам наук и функциональности приобретаемых знаний и навыков. Ожидается, что учащиеся будут переносить фундаментальные концептуальные идеи из класса в класс, работать на их основе даже после окончания обучения.

Формирование у учащихся функциональной грамотности обеспечивается через развитие навыков поиска, обработки и анализа информации, проведения экспериментальной работы для решения повседневных задач и проблемных ситуаций. Таким образом, учебные программы направлены на развитие функциональной грамотности и критического мышления на основе фундаментальных знаний.

Школа не отходит от задачи развития навыков чтения, письма, математической грамотности, формирования базовых знаний по предметным областям, кроме того, развиваются широкие навыки, включая когнитивные и метакогнитивные, социальные и эмоциональные, физические и практические.

В обучении естественно-научным предметам широко применяются исследовательский подход и проектный метод обучения, где дети учатся самостоятельно определять проблему, формулировать гипотезу, планировать и проводить эксперимент, анализировать полученные данные и формулировать вывод.

Особенностью обучения в старшей школе является построение каждым учащимся индивидуальной траектории развития, когда предлагаются различные комбинации учебных предметов на углубленном и стандартном уровнях обучения.

В наших школах обучение организовано на казахском, русском и английском языках. В учебных программах наряду с изучением языковых предметов предусмотрено преподавание неязыковых дисциплин и организация внеклассной деятельности на трех языках.

В основу обучения языкам положен коммуникативный подход, когда язык изучается в соответствии с его важнейшими функциями: коммуникативной, мыслительной, познавательной, регулятивной. Развитие четырех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) осуществляется через изучение устного

народного творчества, художественной литературы, научных познавательных текстов. Моделируется среда обучения, приближенная к естественным ситуациям, способствующая развитию речи и творческих способностей учащихся. Вместе с тем коммуникативный подход позволяет правильно использовать язык в соответствии с его грамматическими и стилистическими нормами.

Учебные программы по предметам естественно-математического цикла имеют высокий уровень сопоставимости с международными признанными программами A-level, IB, SingaporeHigher 1–2, AP и с содержанием международных экзаменов SAT, SET.

Система оценивания

В Интеллектуальных школах создана комплексная система оценивания — от конкурсного отбора до окончания учебы. Поэтому разработана четкая, объективная, последовательная и комплексная система оценивания, которая реализует широкий спектр задач, включая конкурсный отбор, критериальное оценивание, мониторинг учебных достижений, итоговую аттестацию учащихся.

Особенностью системы конкурсного отбора учащихся в Интеллектуальные школы является возможность выявления способностей к изучению естественно-математических наук, эффективному освоению образовательной программы, решению нестандартных задач в профильных областях (математика, физика, химия, биология, медицина, инженерия, архитектура, компьютерная графика и т.д.), развитию навыков широкого спектра.

Для предоставления информации об учебных достижениях учащихся, динамики усвоения учебного материала и выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучения разработана и внедрена система мониторинга учебных достижений учащихся. Независимость и объективность результатов мониторинга обеспечивается за счет стандартизации разработки тестовых заданий, процедур проведения и оценивания работ учащихся.

Конечной целью использования результатов мониторинга в педагогической практике учителя является своевременная и адресная поддержка каждого ученика.

По итогам обучения в основной и старшей школе учащиеся проходят итоговую аттестацию в соответствии с международными стандартами IGCSE, AS-level, A-level. Процедуры и инструменты оценивания итоговой аттестации разработаны совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджа и нацелены на проверку математической, естественно-научной, межкультурной, глобальной, цифровой грамотности и грамотности чтения через выполнение учащимися исследовательских и курсовых проектов, заданий различного уровня сложности, лабораторных и практических работ, эссе.

Социальные практики

В Интеллектуальных школах основные курсы в обязательном порядке дополняются элективными и внеурочными мероприятиями.

Воспитательная работа организована на проектной основе, действуют кружки по интересам, реализуются социальные проекты и практики, направленные на изучение истории, культуры и традиций своей страны, современных достижений Казахстана, уважение предков, сотрудничество. Это «Туған елге тағзым» («Поклонись родной земле»), «Жүз күйдің тарихы» («История 100 кюев»), «Екі апта ауылда» («Две недели в ауле»), «Қазақ әндері»

(«Казахские песни»), а также творческий отчет «Ұлы дала мұрагерлері» («Наследники Великой степи»), отразивший лучшие творческие достижения учеников за минувшие годы. Мы воспитываем в наших детях стремление к сохранению и возрождению духовного наследия многонационального казахстанского народа.

Среди многочисленных клубов и социальных проектов большой популярностью пользуется «TEDx», основанный на знаменитом формате «идеи, достойные распространения». «Клуб Wikipedia», направленный на расширение казахоязычного контента одноименной онлайн-энциклопедии, «Reading time» — для расширения читательского интереса и многие другие проекты поддерживают развитие языковых компетенций.

Профессиональное развитие учителей

В Интеллектуальных школах создана система оценки и повышения квалификации учителей, которая предполагает горизонтальный рост педагогов, прозрачность и многоуровневость аттестации, использование потенциала самой школы в профессиональном обучении учителей.

Система повышения квалификации позволяет использовать внутренние ресурсы для развития предметных и языковых компетенций учителей, одаренности детей, навыков дизайн-мышления и STEM-обучения для реализации образовательной программы и оценивания. Организовано исследование учителями собственной практики в рамках проектов Lesson Study (Изучение урока) и Action Research (Исследование практики в действии), позволяющих повысить качество обучения и преподавания.

Повышение квалификации учителя тесно взаимосвязано с системой аттестации педагога, являющейся логическим завершением одного цикла профессионального развития и началом следующего цикла профессионального роста учителя. Система ориентирована на оценку уровня компетенций в рамках полей «Профессиональные знания», «Профессиональная практика», «Профессиональное развитие». Каждый педагог выстраивает свой «индивидуальный маршрут» профессионального роста в рамках шести уровней квалификации: учитель- стажер, учитель, учитель-модератор, учитель-эксперт, учитель-исследователь, учитель-мастер.

В эпицентре служебной оценки педагога находится урок учителя, его практическая деятельность. В процессе аттестации учителю предоставлена активная роль, он самостоятельно определяет цель профессионального развития на основе профессиональных потребностей и приоритетов развития школы. Немаловажным фактором в служебной оценке педагога является умение учителя рефлексировать — анализировать, оценивать и прогнозировать изменения в собственной практике. Таким образом, эффективность преподавания и способность рефлексировать над собственной практикой формируют итоговую оценку деятельности учителя в рамках его аттестации.

Данная модель аттестации педагога создала в школах благоприятную рабочую обстановку и атмосферу заинтересованности в достижениях каждого, а также дала возможность оценить профессиональную компетентность педагогов и наметить перспективы их профессионального роста.

Трансляция опыта

Интеллектуальных школ по поручению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Интеллектуальные школы определены методическими центрами по обновлению содержания образования и повышению квалификации учителей в стране. Внедрение новой модели образования через трансляцию передового опыта — процесс масштабный, системный, затрагивающий все структуры и звенья. С 1 сентября 2016-го года начато широкомасштабное внедрение обновленного содержания образования в первых классах всех школ страны. Интеллектуальные школы в 16-ти регионах республики стали методическими ресурсными центрами по внедрению инноваций в учебный процесс.

Параллельно с разработкой стандарта и учебных программ в стране организована опережающая, с 2011 года, подготовка учителей. Программы курсов повышения квалификации разработаны в Интеллектуальных школах. Параллельно с внедрением идет апробация обновленного содержания на базе 30-ти пилотных и 16-ти контрольных школ республики, это различные типы школ — лицеи, гимназии, средние и малокомплектные школы. Самый главный результат обучения по обновленным программам — сокращение разрыва между сельскими и городскими школами, а также различными типами школ.

В этом и заключается одна из основных целей обновленного содержания — предоставить равный доступ к качественному образованию всем школьникам страны.

На самом деле успех образовательного процесса определяется учителями. В условиях новых глобальных вызовов именно педагогу работать сложнее, к нему сегодня предъявляется больше требований, требуется больший профессионализм. Поэтому в стране организована широкомасштабная работа по методической поддержке учителя. В общей сложности с 2012 по 2017 годы прошли обучение более 230 тысяч человек.

Для методической поддержки всех педагогов страны создан Системно-методический комплекс на онлайн-платформе www.smk.edu.kz, где в бесплатном доступе размещены более 22-х тысяч учебных материалов.

Таким образом, в стране сформирована критическая масса учителей, позитивно настроенных, открытых новым знаниям и готовых к переменам.

Международное сотрудничество

Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» сотрудничает с такими ведущими образовательными мировыми институтами, как Назарбаев Университет, Университет Кембриджа (Великобритания), Совет международных школ (Нидерланды), Центр талантливой молодежи Университета Джона Хопкинса (США), Институт педагогических измерений (Нидерланды), Университет Пенсильвании (США) и другими признанными организациями образования и науки.

Одним из факторов устойчивого развития Интеллектуальных школ является успешное прохождение нашими школами международной аккредитации CIS — Совета международных школ, который создан для продвижения высших стандартов и последних достижений в области образования.

Уже пять Интеллектуальных школ присоединились к мировому сообществу аккредитованных школ. Планируется, что в 2017–2018-м учебном году еще восемь школ пройдут международную аккредитацию, а в 2019 году в соответствии с поручением Главы государства Нурсултана Назарбаева мы завершим этот процесс.

Интеллектуальные школы являются участниками рабочих групп ЮНЕСКО и ОЭСР по содержанию образования, в этом году мы были назначены национальным координатором Казахстана по проекту ОЭСР «Образование 2030». Педагоги и ученики приняли участие в заседании рабочей группы ОЭСР в рамках проекта «Образование 2030.

Будущее образования и навыков», которое прошло в Лиссабоне.

Наши школьники впервые выступили в рамках нового проекта «Голос учащегося». Выступления старшеклассников Назарбаев Интеллектуальной школы в национальном семинаре «Будущее, которое мы хотим: куррикулум и ценности» португальские СМИ назвали фантастическим успехом.

Автор статьи - Дмитрий Полоз
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также