Программа «Нұрлы Жол»: от транспортных магистралей до СТО

06.10.2017

Развитие транспортной инфраструктуры - ключевое направление программы «Нурлы жол». Масштабный проект охватывает все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный и воздушный. Всего будет реализовано пятнадцать инфраструктурных проектов, при этом одиннадцать – в автодорожной отрасли, три проекта в сфере железнодорожного транспорта и один проект в отрасли гражданской авиации.

Редакция портала EL.KZ попыталась разобраться, почему так много внимания уделяют именно автомобильному транспорту.

Как оказалось, все достаточно просто: на сегодняшний день в автопарке страны насчитывается более 4 млн. легковых, порядка 434 тыс. грузовых автотранспортных средств и 98 тыс. автобусов. Как мы видим, такое большое число автотранспортных средств при населении страны в 18 млн. человек объясняется их специфическими особенностями и преимуществами по сравнению с другими видами транспорта. В их числе: высокая мобильность, высокая скорость доставки пассажиров и грузов на короткие расстояния, универсальность применения при перевозке разных типов грузов. При этом, обладая девятой в мире территорией, транспортная отрасль традиционно играет важную роль в экономике страны. На сегодня в Казахстане функционирует более 128 тыс. км автодорог с твердым покрытием.

Если говорить в целом, то по итогам реализации «Нұрлы Жол» Казахстан станет центром эффективной транспортно-логистической инфраструктуры, развитых автомобильных дорог, железнодорожного сектора и логистики, индустриальной инфраструктуры и инфраструктуры туризма. Иначе говоря, мы станем среднеазиатским логистическим хабом. Перспективы оказаться страной, через которую пойдут практически все грузы в РФ, Турцию, Арабские Эмираты и Европу, очень реалистичны. Однако все это перспективы далекого будущего, сейчас же необходимо задуматься о том, как программа «Нұрлы Жол» будет развивать придорожный бизнес, а именно СТО.

В целом, автопарк РК характеризуется значительным износом – доля легковых автомобилей, пребывающих в эксплуатации свыше 10 лет, составляет 72,5%. Выбросы в атмосферу вредных веществ от стационарных источников составляют около 2,6 млн. тонн/год, а транспортные выбросы превышают этот показатель на 1,1 млн. тонн/год.

Поэтапный переход на более совершенные с экологической точки зрения стандарты «Евро» позволяют постепенно снижать ввоз устаревших моделей автотранспортных средств, повышать конкурентоспособность казахстанских предприятий по автосборке среди конкурентов и качество выпускаемого и импортируемого топлива, а также снизить уровень вредных выбросов от автотранспорта в других крупных казахстанских городах.

Транспортная политика в Казахстане формируется на основе ряда государственных программ, ключевой из которых является новая экономическая политика «Нұрлы Жол – Путь в будущее». В рамках данной программы предполагается повсеместное развитие дорожной инфраструктуры, в том числе и специального сервиса, к которому относятся и станции технического обслуживания (СТО).

В связи с повсеместным развитием автомобильного производства во всем мире, в том числе и в Республике Казахстан, требуются более современные специализированные станции технического обслуживания для качественного и соответствующего требованиям заводов-изготовителей проведения технического обслуживания и текущего ремонта, а также прочих видов работ. При обслуживании в специально оборудованных станциях технического обслуживания используются качественные запасные части, масла с соответствующим сертификатом качества.

Вместе с тем, для качественного обслуживания автомобильного транспорта необходимо оборудование с повышенными показателями экономичности, износостойкости, надёжности и долгим сроком службы. Также следует учитывать экологичность в цехах станций технического обслуживания. Развитая устойчивая транспортная система способствует сбалансированному развитию всех секторов экономики, а также создает мультипликативный эффект для социальной сферы в виде обеспечения населения занятостью.

СТО в данном случае обеспечивают стабильность работы системы транспортного сообщения, так как станции поддерживают в работоспособном состоянии автопарк страны. В этой связи одной из актуальных задач технической эксплуатации автотранспортных средств являются управление производственной деятельностью СТО, повышение эффективности трудозатрат, улучшение условий труда и использование основных производственных фондов при рациональных затратах ресурсов.

Система технической эксплуатации, широко распространенная в рыночных усло­виях, трансформировалась в сер­висную систему. Сервис – это совокупность средств, методов и способов предоставления услуг по приобретению, эффектив­ному использованию, обеспечению работоспособности, экологической и дорожной безопасности, экономич­ности автотранспортных средств в течение всего срока их службы. В соответствии с существующими правилами исполнитель осуществляет предоставление услуг физическим и юридическим лицам – владельцам автомобилей (потребителям). В свою очередь, потребитель приобретает, использует, зака­зывает услуги по техобслуживанию и текущему ремонту автомобилей либо имеет намерение воспользоваться ими.

Управление производственной деятельностью СТО, повышение эффективности трудозатрат, улучшение условий труда и использование основных производственных фондов при рациональных затратах ресурсов также является одной из актуальных задач технической эксплуатации автотранспортных средств.

Город Астана на текущий момент является растущим, динамично развивающимся мегаполисом. По официальным данным, в пользовании жителей города находятся 248,9 тыс. легковых автомобилей. Учитывая тот факт, что Астана имеет статус столицы и делового центра Казахстана, город стал точкой притяжения значительных человеческих трудовых ресурсов. Внутренние мигранты переезжают со своими семьями, а также транспортом. Все это в купе увеличивает число автомобилей в городе.

Значительная динамика прироста населения Астаны свидетельствует о соответствующем росте числа автомобилей в перспективе. На текущий момент в Астане автосервисные услуги предоставляют как сети специализированных авторизованных сервисов, так и частные многопрофильные СТО. К числу первых относятся такие сервис-центры, как «Hyundai Auto Astana», «Тойота Центр Астана», «Subaru на Гёте», «Mercur» и другие. Однако ввиду относительно высоких цен на официальных сервисах автовладельцы зачастую осуществляют ремонт самостоятельно, либо обращаются в неофициальные частные СТО.

Фото: DailyNews.kz, Altyn-orda.kz, ҚазАвтоЖол, AutoSvit.net, 

Автор статьи - Дмитрий Полоз
Материал опубликован с согласием автора
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также