Лента новостей

Гуманитарная технология – основа формирования духовно-моральных ценностей общества

Интеллектуальная нация-2020
Гуманитарная технология – основа формирования духовно-моральных ценностей общества

Развитие новой научной технологии в Казахстане, в том числе развитие новой области – сферы гуманитарных технологий, которые являются основами формирования духовно-моральных ценностей общества, можно рассматривать как способ получения ответа на насущные вопросы современности.

В целом же идея гуманитарной технологии позволяет по-новому рассматривать гуманитарные науки, возможности их влияния на состояние общества и жизнь человека. Среди основных современных представлений о гуманитарных технологиях  исследователи выделяют  следующие:

1. Гуманитарные технологии используются и востребованы в качестве проективной техники реализации определенного типа взаимодействия, направленной на поддержание социальных отношений. В их основу закладываются базовые ценностно - целевые ориентации представителей групп интересов и элит того или иного из существующих современных социумов. В этом плане, как правило, говорится об идеологических, манипулятивных или конвенциональных стратегиях публичной политики и оценивается «гуманитарный» потенциал последней по тому, насколько она институционально и легитимно справляется с возможностью политического и административного управления социальной системой в целом.

2. Гуманитарные технологии рассматриваются как способ трансляции информации, с помощью и посредством технологий вырабатываются оптимальные формы и качественные основания, которые бы могли позволить решать весьма актуальную на данный момент проблему дефицита или переизбытка информационных ресурсов, достигать их эффективного использования в различных исторических формациях.

3. Гуманитарные технологии формируются вокруг приоритетных форм и способов фиксации поведенческих стереотипов и соответствующих социальных ролей. Первый, жестко определяющий сферу социального действия санкциями и предписаниями, тотально унифицирует политическую, культурную и т. п. социализацию и сами существующие в обществе формы деятельности. Второй тип называют «гуманитарным», в его основе лежит поиск новых возможностей для социальной кооперации, основанной на принципах диалога, свободы выбора и взаимной безопасности в мультикультурном обществе. 4. Целенаправленная коллективная деятельность людей на основе гуманитарного знания также становится одним из важных компонентов в развитии соответствующих технологий социального моделирования. Вопрос о производстве инноваций в гуманитарной сфере тесно связан с формами сценарного поведения людей в потребительском обществе, их способностями на психологическом и ментальном уровне производить и апробировать инновационные смыслы в поле собственной мыследеятель- ности . Говоря о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует отметить, что гуманитарные технологии – это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи определенных условий, средств и способов. На современном этапе исследований можно отметить, что гуманитарные технологии – это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого. Другими словами, это способы совершенствования моральных и этических норм, способы развития интеллектуального потенциала и физического состояния. Гуманитарные технологии призваны всемерно развивать компетенции современного специалиста в различных отраслях знания, способного постоянно самосовершенствоваться, конкурировать на рынке труда и легко адаптироваться в изменяющихся условиях. Профессионал в любой отрасли сегодня демонстрирует не только инновационные знания и технологии, но и принципиально иной уровень мышления, базирующегося на тех социокультурных установках, в которых развиваются коммуникации. Это является результатом влияния глобальных информационных технологий. Таким образом гуманитарные технологии выходят на более высокий и уровень воздействия на человеческий фактор. Развитие коммуникационных технологий повлекло за собой появление гуманитарного инструментария. Гуманитарные технологии, с одной стороны являются следствием развития, а с другой - стимулируют прогрессивное развитие. Здесь также наблюдается широкий спектр трактовки понятий. Так, например, в учебном пособии, выпущенном Российским Государственным педагогическим университетом им. А.Герцена, рассматриваются  проблемы  «коммуникативистики, в частности, по осмыслению и экспликации инновационного понятия «гуманитарные технологии», а также в приложении к различным сферам социальной жизни. Под гуманитарными технологиями авторы понимают алгоритмы коммуникативной деятельности по организации и реализации человеческого общения: алгоритмы порождения и понимания текстов различного рода, алгоритмы проектирования и осуществления коммуникативных событий результативного взаимодействия сознаний. Особое внимание уделено вопросам содержания, стратегического позиционирования и методического обеспечения современного вузовского образования. Действительно, сегодня образование является приоритетной ценностью, оно имеет также и практическую значимость в разных сферах жизнедеятельности человека – от усвоения образцов культуры до профессионального исполнения различных форм труда. Для успешного, развивающегося казахстанского общества нужны грамотные, деловые, конкурентоспособные, предприимчивые личности, вооруженные качественными знаниями. В этой связи глава государства в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» подчеркнул: «Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации». Образование в современный период не должно сводиться исключительно к передаче знаний и переучиванию людей. Оно должно менять отношение человека к окружающей его социальной, культурной и географической среде, обеспечивать пригодность человека к  деятельности в меняющихся условиях труда и производства, способствовать формированию гибкого мышления и установок на диалог и сотрудничество. Помня о том, что университеты всегда являлись опорными социокультурными точками исторического процесса, мы должны воспитать будущего специалиста независимо от профиля, способным рассматривать свою деятельность  с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультур- ных и технологических процессов, с позиций мирового сотруд- ничества и сближения народов и культур. Одновременно духовное пространство университетской среды сегодня должно быть насыщено национальными приоритетами: идеями патриотизма, государственности, высокой духовности, ценностями труда и служения на благо Отечества, традициями этнической и религиозной терпимости, открытости другим культурам. «В этом контексте возрастают роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами и базой экономической мощи и национальной безопасности страны», - отмечено в Концепции развития  образования Республики Казахстан. «В свою очередь изменения в системе общественных отношений воздействуют на образование и требуют от него мобильности и адекватного ответа на вызовы нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом». Сегодня уже никто не спорит с тем, что основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Человек всегда представлял собой ключевой и самый ценный ресурс, а в последнее десятилетие, особенно в развитых в рыночном отношении странах - таких, как Казахстан, наметилась тенденция еще большего увеличения этой ценности. Не случайно в современной литературе, посвященной менеджменту крупных предприятий, в системе обучения менеджменту большое внимание уделяется «человеческому фактору». Соответственно, экономическая эффективность работы  подобных предприятий дополняется социальной эффективностью. В этой связи актуальное значение приобретают понятия «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал».  Понятие интеллектуального капитала ввел в научный оборот великий экономист ХХ века Дж. Гэлбрейт. Первым исследовал природу интеллектуального капитала Т. Стюарт, член редколлегии журнала Fortune. В статье 1991 года «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится движущей силой Америки»  он представил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке: «…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал». По мнению испанских исследователей Мигеля Конзалеса и Фигероа Доррего, несмотря на отсутствие однозначного определения интеллектуального капитала (далее IC), как правило, называют в качестве нематериальных невидимые активы или ресурсы знаний, которые способны создавать стоимость фирмы. Европейская Комиссия определила IC как сочетание деятельности и нематериальные ресурсы (человеческие, организационные и реляционные) организации, который позволяет ему превратить набор материальных, финансовых и человеческих ресурсов для системы, способной создавать ценности для заинтересованных сторон. На самом деле, IC можно рассматривать как «... знания в собственности организации (достоверных знаний) или его членами (неявные знания), который создает или производит текущее значение для органи- зации». Французский исследователь А. Бонфор предлагает рассматривать человеческий капитал в качестве эффективного актива деятельности не только компаний, но также и международных, общественных организаций, образовательных структур.  По его мнению, необходима разработка инновационных подходов, в частности, мониторинга и оценки перспектив развития интеллектуального  капитала. По мнению белорусского ученого В. Журавлева, в качестве элементов интеллектуального потенциала рассматривают человеческий, репутационный, инновационный и социальный потен- циалы. В качестве элементов, характеризующих интеллектуальный потенциал страны (общества) рассматриваются образовательный и научный потенциал, индексы глобальной конкурентоспособности и инновационного развития. В интеллектуальный потенциал страны и общества также включают образование, здравоохранение, науку, культуру, демографию, уровень жизни. Существует ряд определений интеллектуального потенциала, в частности: 1. Интеллектуальный потенциал – это накопленный обществом совокупный интеллектуальный ресурс, который обладает способностью участвовать в производственных процессах и приносить доход владельцу; 2. Интеллектуально-информационный потенциал – совокупность возможностей общества в целом и его подсистем: отдельных индивидуумов, коллективов людей к воспроизводству накопленных знаний и их использованию при формировании новых подходов к оценке происходящих изменений для развития инноваций; 3. Интеллектуальный потенциал – комплексная оценка уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, ресурсов страны, отрасли, личности. Интеллектуальный потенциал определяется уровнем развития общества, системы образования, науки, культуры, генетическим фондом общества. В современном мире человеческий капитал является одним из наиболее эффективных факторов экономического, социокультурного и политического развития. Он стал главным инструментом формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний как высшего этапа развития мировой экономической системы.

Целью программы «Интеллектуальная нация-2020» является производство главного капитала и высшей ценности – человека, и не только специалиста-профессионала, а человека во всей полноте его качеств и свойств духовно-нравственной личности. Определяющими категориями развития экономики, социальной и общественной жизни в сегодняшнем мире становятся знания и информация. Пример развитых стран показывает, что доминирующей тенденцией их развития является ориентация на знание как системообразующую основу рыночной экономики, что обусловливает бурное развитие тех отраслей промышленности и бизнеса, в которые осуществляется трансфер новых наукоемких технологий на основе инновационных подходов. Но знания сами по себе не трансформируют экономику. Для решения этой задачи необходим целый комплекс структур и мероприятий, не только позволяющих осуществить производство знаний и соответствующую подготовку кадров, но и инновационную деятельность, в широком смысле понимаемую как реализацию на рынке товаров и услуг научно-образовательного потенциала. Важное значение играет стимулирующая эти процессы нормативно-правовая база и соответствующая макроэкономическая ситуация, доступ к источникам знаний на основе прогрессивных информационных технологий и ряд других факторов, способствующих внедрению инноваций. При этом существенно возрастает роль университетов как институтов общества, производящих знание и обеспечивающих опережающую подготовку научно-образовательной, технологической, управленческой и культурной элиты, а также в концептуальном плане готовых к развертыванию структур инновационного типа и информационных систем. Отметим, что к моменту выдвижения программы «Интеллектуальная нация-2020» в нашей стране была сформирована принципиально новая система подготовки кадров, которая соответствует современной международной практике. Казахстан первым на постсоветском пространстве перешел на принятую в мире трехступенчатую подготовку в вузах бакалавров, магистров и докторов философии (PhD). Ведущие университеты Казахстана начали международную аккредитацию учебных программ, которая стала важным инструментом повышения качества обучения. Как известно, еще в 1993 году Президент Казахстана озвучил идею продвижения программы «Болашак», по которой десятки тысяч молодых казахстанцев получили возможность обучаться в лучших университетах мира. За рубежом подобная масштабная программа подготовки специалистов стала уникальным явлением, и ее успех признан мировым образовательным сообществом. Еще одним важным шагом на пути формирования креативного поколения молодых стало присоединение Казахстана в 2010 году к Болонскому процессу, что открыло новые перспективы международной интеграции. В Казахстане проведен ряд реформ в рамках обновления системы образования.

Знаковым событием стало принятие Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, целью которой является выход на принципиально новое качество образования, соответствующее международным стандартам, осуществляется переход на 12-летнее образование. Впервые в Казахстане широко распространяется e-learning – электронное обучение, которое дает принципиально новые возможности и перспективы для наращивания интеллекта нации, развития обучения в течение всей жизни, что является одной из ведущих мировых тенденций. Для высокоразвитого, информационного типа общества, каким стремится быть современный Казахстан, характерны повсеместное внедрение новых информационных и наукоемких технологий, развитие и рост индустрии знания. Таким образом, реалии суверенного и независимого Казахстана предполагают возможность формирования и развития интеллектуальной нации, которая должна быть ориентирована на традиционные национальные, общечеловеческие ценности и нормы культуры.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!