Лента новостей

Душевная энергетика

Один день из жизни энергетика
Душевная энергетика
Фото: Фотографии автора 27.11.2017 20:42 8321

Название этой профессии говорит само за себя: теплоэнергетика – тепло энергетика. И это тепло невозможно не почувствовать при посещении «Экибастузской ГРЭС-1». Начиная с утренней развозки, в этот день мне встречались только самые вежливые и доброжелательные люди. На станцию, что находится в 16 км от Экибастуза, я отправилась для того, чтобы познакомиться с главным инженером и узнать как можно больше о том, как проходит день работника энергетической промышленности. Этим человеком оказался Александр Черепенин.

Александр Савельевич окончил Коммунарский горно-металлургический институт в Украине в 1977 году по специальности инженер-теплоэнергетик по автоматизации. И вот уже ровно 40 лет Александр Савельевич остается верным своему делу. Каждое утро в 6:50 утра он выезжает на станцию раньше автобусов с рабочим персоналом. Ведь уже в 7:50 начинается селекторное совещание, на котором он должен присутствовать, чтобы быть в курсе всего, что произошло на станции за ночь. 

В ежедневном селекторном совещании обязательно принимает участие генеральный директор ТОО «Экибастузская ГРЭС-1 имени Булата Нуржанова» Рыскан Свамбаев. Александр Савельевич кивком головы поприветствовал вошедших в его кабинет, ни на секунду не отвлекаясь от селектора, и продолжил участие в нем. Лишь по окончании совещания, он поздоровался, дав понять, что теперь может говорить, но  предупредил, что у него есть всего 10 минут, так как вскоре в его кабинете соберутся все начальники подразделений, чтобы обсудить план работы на сегодня, обозначить проблемы и совместно найти правильное решение. Однако, уже спустя 3 минуты в кабинет один за другим начали собираться  участники совещания.

Как для человека, который практически ничего не понимает в энергетике, для меня слова собравшихся звучали почти как иностранная речь.

- Александр Савельевич, для чего Вам шибер и врезки по давлению? – спросил один из  специалистов.

- Чтобы регулировать, видеть какое разрежение будет, - отвечает главный инженер. - Кратковременно включаем конвейер, смотрим, как меняется разрежение в приемном лотке и в бункере, в который будут закачивать.

- По аспирации поняли все?

- По той схеме, которую вчера скинули, сегодня человек будет отрабатывать. Там надо протяженность узнать и связать эту схему с тем, что мы раньше сдавали, - отчитался другой руководитель.

- Чтобы 21, 25  конвейера у нас остались с паровым отоплением, их можно запитать с паропровода, проходящего вдоль угольного поля. - Не хватит пара? – уточняет Александр Савельевич.

- Теплосеть.

- Сегодня у нас идет 680 тонн воды на ту сторону, сейчас надо определяться, поднимать ли давление. Пусть температуру замерят, перепад, - посоветовал Александр Савельевич. – Мы до конца выяснили, какие нужны реагенты и можно ли сейчас, зимой вести наладку КНС-3.  Рядом с КНС-3 проходит теплотрасса, к  которой мы можем подключиться, если необходимо, - предложил он коллегам.

Окончив обсуждения, Александр Савельевич одел каску, рабочую форму и отправился на обход станции. Уверенным шагом он направился в первую очередь в центральный щит управления. Сама по себе станция напоминает живой организм, в котором каждый орган является жизненно важным. Центральный щит – это, пожалуй, мозг энергетического гиганта.

- Видите - компьютер, мышка. Уже не ключами переключают все, - показал он на старое оборудование, - а с помощью клика компьютерной мышки. Это цифровой щит,  за компьютером сидит человек и управляет всей станцией: линии ОРУ – включение, отключение, контроль за линиями, контроль за работой блоков в части несения нагрузки. Соблюдение диспетчерского графика, заданного на ближайшие сутки, контролируется отсюда. То есть, начальник смены  станции определяет, какие блоки какую нагрузку, в соответствие заданному графику, должны нести. И, в принципе, он определяет какие блоки, из работающих, наиболее экономично будут нести эту нагрузку.

Весь контроль работы ГРЭС у начальника смены станции, весь персонал станции подчиняется ему. Его команды должны выполняться беспрекословно, и они не подлежат обсуждению. У начальника смены станции есть прямая телефонная связь с диспетчером «Кегок», - подчеркнул значимость начальника смены  станции Александр Савельевич.

- Этот монитор  показывает  нагрузку по блокам, - главный инженер указал на огромный монитор. – Тут мы видим  ту энергию, которую мы потребляем на собственные нужды.

- А седьмой и восьмой блоки стоят? Там никаких показателей нет.

- Восьмой в резерве. Седьмой тоже сейчас выводим в резерв.

- На какой срок?

- Пока не  потребуется ввести блок в работу. До этого у нас нагрузка была, шесть блоков работало. Максимальная нагрузка при этом доходила до 2832 МВт. 

- Вот, на память сфотографировали, - начальник смены станции показывает фото на мобильном телефоне с показателями рекордной выработки энергии. - Такого не было уже больше 20 лет, - добавил Александр Савельевич. - Сейчас вся информация у нас доступная и оперативная. Это очень удобно и повышает эффективность работы.

Действительно, мониторы с показателями нагрузки  размещены по всей станции: в коридорах, в фойе, в кабинетах, на этажах и в каждом блочном щите управления. В одном из блочных щитов управления Александр Савельевич заострил внимание на режиме работы энергоблока. 

- Производительность котла 1650 тонн пара в час, давление 245, а температура 545 градусов, - и пояснил,- при таких параметрах пар может резать даже металл. Во время перехода от одного БЩУ к другому было время задать один два вопроса главному инженеру. Но шум работы турбин позволял услышать собеседника только если он громко говорил, наклонившись к уху. Поэтому остальные вопросы пришлось задать тогда, когда мы вернулись после обхода в кабинет.

- А что именно Вы смотрите при обходе?

- У меня не только работа с бумагами. Нужно чувствовать и персонал, и оборудование. Как бы это ни звучало парадоксально, но оборудование тоже чувствует, как к нему относятся, и отвечает тем же. Здесь так же, как и с любимым автомобилем. Отношение без души сразу чувствуется. В таком случае ни персонал, ни оборудование не смогут работать так слаженно, как надо. И моя задача - контролировать работу оборудования, знать, как ведет себя персонал, насколько мобилен каждый из сотрудников.

- А если Вы видите, что кто-то работает без души, увольняете такого человека?

- Такой необходимости не возникает, - улыбнулся энергетик. - Раньше мы при распределении обязанностей исходили из опыта и умения сотрудников, подстраивались под них. Сейчас штат у нас уже укомплектован. И мы уже подготавливаем людей в зависимости от тех целей, которые ставим перед собой, а не приспосабливаемся под тот персонал, который у нас есть.

- Проводите переквалификацию?

- Обучаем, повышаем  квалификацию. Раньше с училища приходил человек и уже мог самостоятельно работать. А теперь, даже  после колледжа и института,  нет этого уровня. Ребята приходят с теоретическими знаниями, а настоящие практические знания получают уже здесь, на предприятии. Главное, чтоб  человек был  заинтересован в работе на станции. Если видим желание и готовность обучаться, беремся за его подготовку и можем научить всему здесь, на  станции.

В кабинет кто-то заглянул и уточнил, идет ли Александр Савельевич на встречу. 

- Да, сейчас иду, - ответил он. – На станцию приехали гости. Сейчас будет встреча по профилактике коррупции, - обратился он ко мне. - А потом надо успеть проверить электронную почту. Я и входящую корреспонденцию разбираю, - сказал он, поглядывая на время. Поняв, что мой собеседник не любит задерживаться, мне пришлось его отпустить. С 12 часов со всех уголков станции энергетики стали собираться на вкусный запах из столовой.

Мой собеседник спустился тогда, когда все уже практически пообедали. А после обеда Александр Савельевич принял участие еще в трех совещаниях, где обсуждались текущие вопросы. Непосредственный начальник Александра Черепенина – генеральный директор предприятия. Перед ним главный инженер отвечает за техническую часть всей станции в целом. Поэтому он в любое время должен быть в курсе всех событий.

- У нас довольно-таки демократичные порядки на предприятии, - рассказывает теплоэнергетик. –Обычно на предприятиях, чтобы попасть на прием к генеральному руководству, надо записываться заранее. У нас намного проще, и, я считаю, что это правильно.  У Рыскана Тишпековича нет определенных часов приема, он практически каждый день на станции, если только не случаются командировки, и попасть к нему может каждый сотрудник в любое время. При возникновении любых вопросов, решение принимается коллегиально. Мы вместе обсуждаем проблему, прислушиваемся к мнению каждого, идет общение на равных.  Но если есть необходимость, то каждый готов принять ответственность на себя.

Я бы Вас провел по всей станции, но территория очень большая и это очень долго. В будни я не успеваю обойти все. Поэтому делаю это в выходные.

- Вы и в выходные здесь бываете?

- Обязательно. Знаете, как тут тихо и спокойно в выходные, - с какой-то особой теплотой в голосе сказал Александр Савельевич.

- А когда же Вы отдыхаете?

- Ну, в выходные я не весь день нахожусь здесь. Приезжаю только на несколько часов, - улыбнулся он. – Мы еще старой закалки.

- Это потому что Вы в будни не успеваете?

- Это уже своего рода,  как потребность. Это не принуждение, это уже ритм жизни, установившийся за много лет. Мне уже, наверное, вредно для здоровья не приезжать сюда.

По распределению в 1977 году молодой инженер попал на Ермаковскую ГРЭС, входящую в состав объединения «Павлодарэнерго». Сегодня это город Аксу в Павлодарской области. Проработав там 2 года,  Александр Савельевич устроился ведущим инженером в цех тепловой автоматики и измерения на, тогда еще строящуюся, крупнейшую в Казахстане тепловую Электростанцию в Экибастузе ГРЭС-1. Тогда еще не работал ни один блок. В дальнейшем было построено восемь блоков с проектной мощностью 4000 МВт. 

Проявив свои лучшие профессиональные качества, Александр Савельевич стал стремительно подниматься по карьерной лестнице. Вскоре его повысили до старшего мастера в цехе, а затем и начальником цеха. Затем был период, когда станцию выкупили американцы. Это было в 1996 году. В то время энергетик был специалистом по спецпроектам, возглавлял объединенный цех тепловой автоматики измерений и электроцех. Численность станции на тот момент была более 3000 человек. В 1999-2000 годах на станции осталось всего 640 человек. 

- Летом по три-четыре месяца станция вообще стояла, не работала. Зимой работал практически один блок, - вспоминает главный инженер. – В среднем если по выработке взять, нагрузка по станции составляла где-то в пределах 300 МВт. Электроэнергия была не востребована. Промышленность стояла. Тогда брали энергию с ГЭС, ТЭЦ. Постепенно выводили блоки из эксплуатации. Сначала вывели из эксплуатации  первый, второй  и восьмой энергоблоки. Потом был остановлен пятый блок.

Он простоял практически с 1997 по 2004 год. Подъем производства начался примерно с 2005 года и продолжался около 10 лет. Восьмой блок мы запустили только в 2012 году. Второй блок был запущен в 2014 году. Проект по восстановлению первого блока реализуется в настоящее время. Он будет восстановлен в 2024 году, в зависимости от того, насколько будет востребована электроэнергия. На сегодняшний день в рабочем состоянии находятся семь блоков, два из которых находятся в резерве. 

- Какой период был самый тяжелый для станции?

- Это случилось 15 ноября 2003 года. Произошла авария. Станцию могли разморозить.

«В ночь с 14 на 15 ноября в третьем энергоблоке станции Экибастузской ГРЭС-1 произошел взрыв, что повлекло за собой остановку шестого и седьмого блоков, - писали СМИ. - В результате аварии возникла угроза размораживания станции и срыва поставок электроэнергии потребителям республики и ближнего зарубежья. Утром 17 ноября была восстановлена работа шестого энергоблока, вечером запущен седьмой энергоблок. Нагрузка составляет 740 МВт.». 

Мы не могли допустить того, чтобы станцию разморозило. Вернуть ее  к жизни потом было бы очень трудно. Все понимали ситуацию и делали все возможное, чтобы этого не допустить. 

С началом аварийно-восстановительных работ на энергоблоке №3  мы, энергетики ГРЭС-1, связываем начало восстановления и модернизации  оборудования всей станции. Росло потребление электроэнергии, и мы постепенно стали заниматься установкой автоматизированной системы управления, начиная с третьего блока, где как раз произошла авария. Именно тогда закупили электрическое оборудование, которого на тот момент еще не было на станции. То есть это было не просто поддержание, а начало модернизации.

- В эти переломные моменты кадровый состав наверняка сильно изменился?

- Технический персонал, специалисты оставались здесь всегда. Герульский, Омарбеков – они во все времена оставались здесь и все эти сложные моменты пережили вместе со станцией. Состав технического руководства, который есть сейчас, оставался  практически неизменным за все эти годы. Те, кто был сегодня  у меня на совещании, проработали на станции более 30 лет.

- А молодежь прибывает?

- В 2000 году штат станции составлял всего 640 человек, сейчас штатное расписание – 1404 человека. Это за последние 10 лет с увеличением выработки мы набирали персонал, в том числе и молодых специалистов. Сейчас молодое поколение составляет основную часть коллектива.

В беседе выяснилось, что Александр Савельевич помимо всего прочего еще и неплохой психолог. Видя, насколько он доброжелателен и улыбчив, многие наверняка задумаются, как же, без строгости, руководить таким большим коллективом.

- Можно всех построить по струнке и все будут делать то, что надо. Но стоит уйти и все распадется. Мы на станции выбираем другой, возможно, более сложный путь, но верный. Постепенно мы приходим к взаимопониманию. От моего настроения зависит и настроение моих подчиненных, - пояснил Александр Савельевич.

И судя по всему, этот метод работает. Все, кто заходил за время нашей беседы в кабинет главного инженера, не важно, за подписью ли, задать вопрос, или спросить совета, вели себя достаточно уверено, не заискивали перед руководителем, смело говорили о том, с чем пришли, не боясь его реакции. Чувствуется, что здесь, на станции, все практически на равных, отчего персонал работает действительно с душой, как говорит Александр Савельевич.

Фото: автора

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!