Стрельцы эпохи Ивана Грозного

02.10.2017

Обычные парни и мужчины из Экибастуза благодаря своему необычному хобби создали клуб, где оживают герои давно ушедшей эпохи. В кольчуге с саблей наголо они окунаются в исторические реалии, переживая сражения, о которых раньше только читали.

«В лето 7058 учинил у себя Царь и Великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей три тысячи человек и велел им жить в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских. Да и жалования стрельцам велел давать по четыре рубля на год». Именно по этому указу Ивана Грозного в 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско, состоявшее из отрядов пехоты и небольшой части конницы. Стрелец и лучник – не равносильные понятия. В те времена так называли призывников, т.е. военных. 

Для любителей исторической реконструкции это особая эпоха. В какой-то мере даже романтичная. Постоянное войско только зарождалось. Кафтан, шапка из овчины, длинные рукава, сабли и кольчуга – вот необходимые атрибуты воина тех далеких лет. Экскурс в ушедшую эпоху царствования Ивана Грозного неплохо удается десятнику историко-реконструкционного клуба «Тавроскиф» Роману Захарову. 

- Роман, кому принадлежит идея отрыть клуб реконструкции истории в Экибастузе?

- Настоятелю Иверско-Серафимовсткого собора протоиерею Игорю Попову. Примерно пять лет назад он побывал на международном фестивале «Времена и эпохи» в Москве. Батюшке предложили попробовать себя в роли русского стрельца в битве 1612 года против поляков. Увидев какой интерес это вызывает у молодого поколения, он решил, что такой клуб будет полезен и для нашей молодежи. Это и спортивные занятия, и хорошая база для исторических баталий. Попав в такую среду, хочется больше узнать о своей истории, быть таким образом ближе к корням, о чем так часто сейчас говорят. Через эпоху можно показать нравственную красоту наших предков, их быт и многое другое. Отец Игорь вернулся в Экибастуз и открыл клуб. Конечно, первыми участниками стали прихожане. В частности, я. А батюшка у нас воевода теперь. 

- То есть стать участником могут только те, кто ходит в церковь?

- Нет. Это не главное правило. Но свой устав у нас есть. В клубе участникам запрещено курить, пить и нецензурно выражаться, что мне импонирует. Я с подросткового возраста искал для себя компанию, в которой не нужно свой досуг проводить за выпивкой. Сначала это шло от спорта, я занимался борьбой, а потом это уже стало частью личности. Понятно, что сейчас такое время, редко встретишь людей, которые полностью живут по заповедям. И для нас не обязательно, чтобы человек был христианином или какой-то определенной национальности. Важно, чтобы он стремился бороться со своими слабостями. Мы готовы поддержать в этом. Никакого пива, сигарет и матов на территории церкви не должно быть. Ведь наш зал для тренировок находится в храме. И осквернять это место мы тоже не имеем право.

- Что же такое реконструкция истории?

- Это хобби. Берется один исторический период, и воссоздаются его реалии. Это касается одежды, манеры говорить, поведенческие особенности. Здесь охватывается история, моральная и духовная культура. Некоторые даже называют реконструкцию образовательно-развлекательным экспериментом. Есть точное время, есть битва, есть место и противники. Тут и научный аспект есть. Открывается большое поле для дискуссий. Участвовать в ролевой игре очень интересно, захватывает. Мы выбрали 17 век. Московское царство. 

- Много ли у вас участников клуба?

- Сейчас всего 10. Кто-то уехал жить в другой город или страну, кто-то приходит для праздного интереса. А вот постоянных на сегодня 10.

- Неужели такой слабый интерес к историческим битвам в Экибастузе?

- Кого-то правила не устраивают, кто-то вкладываться не хочет. А обмундирование требует вложений.

- Дорого ли стоит костюм для реконструкции?

- Недешево. Только кафтан и сапоги около 50 тысяч тенге обойдутся. А еще шапка, сукно, рубахи, ремни, сабли… Деталей много. Хотя это все наживное. Скорее дисциплину не очень любят. Наш клуб российские реконструкторы уважают именно за это. Мы всегда собраны, готовы к обучению, стараемся вживаться в свою роль. Чтобы слаженности такой добиться, нужна строгость на тренировке. К сожалению, мамы часто излишне опекают сыновей и женоподобное воспитание сказывается. Синяк получил – ты туда больше не ходишь. Но ведь это тоже спорт. Тут нужна сила. В тяжелой кольчуге с увесистой саблей далеко в бою не уйдешь.

- Значит, участники получают вполне реальные травмы во время искусственно созданной битвы?

- Сильных травм, переломов у нас не бывало. Синяки, царапины – да. Был случай с одним парнем в Омске. Есть у них пушка, которая стреляет туалетной бумагой. Там у них много реального оружия, которое адаптировано для ролевых битв. Засыпали в эту пушку порох, подожгли запал, а он начал тлеть. Все решили, что осечка. Один парень выбежал с саблей вперед, а тут залп. В итоге получил ожог. Но это скорее дисциплины вопрос. Серьезней нужно относиться к происходящему. Травму можно и на голом асфальте получить. Дисциплина – мать порядка. Об этом нужно помнить.

- Не останавливают ли вас на границе с таким оружием, когда едите на фестиваль?

- Мы его с собой не берем. Только костюмы. Все остальное есть уже на фестивале. Это распространенная практика.

- Помимо сабель есть ли в вашем арсенале луки?

- Есть. Но сила их нажатия где-то 25 килограммов. У настоящих – под 80 килограммов. Боль причинить могут, но не смертельную. Сабли наши тоже не заточены. 

- Как у вас проходят тренировки? Кто учит? Интернет?

- Что-то мы вычитываем в Сети, что-то черпаем на российских фестивалях. Они проходят каждое лето и нас часто зовут для участия. Отец Игорь наладил связь с омским клубом «Кованная Рать», которым руководит Василий Минин. К примеру, показали нам прием «мельница». Отработка идет с двумя саблями. Или вот «слив» - удар сверху и выпад. Прочитать можно многое, но лучше когда на практике тебе показывают, и ты пробуешь. Быстрее схватывается информация. 

В России развита реконструкция, государство выделяет средства, поддерживает тягу людей к родной истории. Они сами шьют одежду, изготавливают доспехи и оружие, которое, кстати, потом даже музеи покупают. У них и остроги есть. Это такие сооружения из бревен, чтобы защитить населенный пункт от внезапного нападения. У них интерес к реконструкции возник на рубеже 1970-х/1980-х годов. Фестивали стали собирать в начале 2000-ых. Сейчас к ним приезжают реконструкторы из стран Европы, из Польши бывают гости, из Казахстана. Битвы они проводят разных эпох. Опыт воссоздания полевых сражений и турниров у россиян, конечно, значительно больше. 

- Как ты видишь развитие своего клуба в лучшем варианте? Из серии фантазий или мечты?

- Было бы здорово, если бы кто-то в Экибастузе, например, занялся еще и развитием тюркского клуба реконструкции. Мы могли бы здесь на месте проводить совместные славяно-тюркские битвы. Ведь наши судьбы исторически связаны. Также наши предки воевали вместе, обменивались опытом, культурными особенностями.

А если помечтать, то и на уровне страны подобные фестивали были бы удивительным зрелищем. Вы только представьте, как красиво это может выглядеть? В Европе есть свои рыцари, в Америке – герои Дикого Запада. А у нас? Это не выдуманное ристалище толкиенистов, не турниры иностранных героев. Это были бы схватки наших пращуров. Причем, тут же на месте фестиваля не только стрельцы или военные. Тут и ремесленники съезжаются. 

Для мальчишек такие клубы стали бы воспитанием мужественности и патриотизма. Любовь к Родине начинается со знания ее истории. А впитывается это чувство легче на наглядном примере. Мне кажется, что гораздо меньше стало бы нетерпимости, люди легче бы понимали друг друга и с уважением относились бы к культурным особенностям. 

Стоит отметить, что Роман Захаров работает на крупном промышленном предприятии. Занимается ремонтом и обслуживанием оборудования. К профессии, также как и к хобби, относится со всей серьезностью. В свои 32 он все еще не женат. Надеется, что встретит свою половину на одном из исторических сражений – и романтика, и общие интересы. А пока он вместе с друзьями из клуба по крупицам создает небольшой уголок реконструкции в спортзале, читает специализированную литературу, тренируется и ежедневно старается сделать мир лучше, изменяя себя.

Автор статьи - Анастасия Дзюбак
Материал опубликован с согласием автора
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также