Освещение культуры в Казахстане: цели и задачи

25.10.2017

Культура очень важный тематический и содержательный пласт современных масс – медиа. Начиная с древних времен, освещение культуры занимает огромное место в жизни людей. Особое внимание следует уделить культурной журналистике советского периода. Ее можно считать образцом для современной журналистики, она была более элитарной и качественной. 

Начиная с 90-х годов в Казахстане освещение культуры стала более массовым. Влияние западной культуры заметно прослеживается в современной журналистике культуры, поэтому качество и содержание статей заметно снизилось и стало более пошлым. Влияние культуры стран запада искажает вкус читателя, подавая ему второсортную информацию. Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью узнать какие фильмы стоит посмотреть, какую музыку стоит послушать. Подобные вопросы задает себе каждый. И именно СМИ дают ответы на эти повседневные вопросы. Из средств массовой информации, человек получает те новости о культурной жизни общества, которые ему нужны.  

Освещение данного предмета охватывает довольно таки огромную часть аудитории нашего государства, в целом удовлетворяя потребности своих читателей. Фактически, представители средств массовой информации формируют вкус своего читателя, направляя его по миру культуры. В данной работе, под словом «культура», я подразумеваю кино, музыку, театр и книги. По моему скромному мнению, необходимо уделять этим темам больше внимания. Ведь мы видим, как людей пичкают плохим кино, странными книгами и безвкусной музыкой. Что говорить, если фонд культуры России (нашего близкого соседа), спонсирует такие фильмы как «Горько», «Залетчики» и т.п. (вышеупомянутые фильмы, смотреть не советую). Нельзя, конечно, сказать, что освещения культуры совсем нет. 
Оно есть и в достаточных количествах. Но не всегда, количество преподнесенной информации, важнее ее качества. И в нашем случае, при активном развитии экономических, политических, спортивных печатных изданий, газет и журналов, качественно освещающих тему культуры очень малое количество. Например, в сравнении с нашим близким соседом Россией, количество наших изданий о культуре заметно отличается.  

В данном случае, речь идет именно о тех органах печати, которые заняли только нишу освещения культуры. Например, таких изданий, как журнал «Простор». Это очень яркий представитель данного направления, в работе которого, четко прослеживается влияние Советского Союза. Также сейчас является популярным - журнал «О! Кино», качество которого, меня удивило. Рассматривая газеты, которые помимо других тем, взялись за освещение вопроса культуры, мы ближе подходим к проблеме дипломной работы. 

СМИ оказывают огромное влияние на развитие культуры страны. Это означает, что именно освещение этой тематики, должно быть на очень высоком уровне.  Взглянув на освещение культуры с одной стороны, это кажется совершенно легким занятием. То есть всего-то, нужно взять какое-то «культурное событие» и описать его: как оно прошло, где прошло, кто выступал, что показал, для большей «культурности» статьи, можно даже собрать больше данных о мероприятии и показать свои глубокие знания в данной теме. Но, возникает вопрос. Помогают ли такие статьи в формировании культуры человека? И нужна ли будет такая культура, нашему читателю в будущем? Из этих вопросов, вытекает еще один: «Что такое культура?» Дать определение этому понятию нелегко. Различные виды культуры, такие как художественная, политическая и т.д. сразу всплывают в голове у человека, отвечающего на этот вопрос. Поэтому ниже приведен сам термин.

Культура - это социальный феномен, атрибут человеческой деятельности, в котором наиболее ярко и отчетливо проявляется сама суть человеческой природы, а именно:  - умение осознанно создавать и применять на благо всего социума некие принципиально новые предметы, социальные механизмы, которые способствуют формированию тех или иных материальных и духовных ценностей;  - умение откладывать в память эти предметы и механизмы в целях обогащения своего сознания и достижения неких новых, неизведанных высот в развитии.

Слово «культура», в том смысле, в котором мы его используем сейчас, появилось не сразу. Изначально, термин culture (с англ. «выращивать»), имел более сельскохозяйственный смысл. Постепенно, это слово приобрело более широкий смысл, включая себя не только выращивание растений или животных, но и культивирование развития человека. И со временем, стало использоваться чаще именно в этом смысле. Начиная с XVIII века, развитие культуры можно разделить на три этапа: Это период, охватывающий 18 век и начало 19го. Представителями этого этапа являются Г. Гегель, А. Шлегель, И. Кант. Задачей этого этапа были попытки обрести счастье с помощью культуры. Конец 19го- начало 20го вв. Этот этап связан с такими людьми как: А. Тойнби, О. Шпенглер. Самой главной идеей данного этапа, была идея цикличности всего происходящего. Этот этап берет свое начало в 20 веке и продолжается до сих пор, характерной его чертой является огромное количество концепций.

Время информационной цивилизации, очень сильно отличается от своих предшественников. Изменения коснулись и журналистики тоже. Сама структура мышления претерпела кардинальные изменения. Все большую роль играет то, что человек видит, слышит и читает на протяжении своего дня (афиши, телевизор, кинотеатр, радио, разговор с другими людьми). А знания, полученные  в школе отходят на второй план и все что остается от школы – это воспоминания. Еще одна особенность современной культуры – мобильность, то есть когда на протяжении одной жизни может чередоваться несколько культурных эпох. Каждый человек отдельно и вся аудитория способна отбирать из предлагаемой информации, наиболее полезную журналистику - важные на данный момент сведения. И собственно, формировать картину происходящего.

Такую, в которой высокая культура будет занимать важное место и станет лучшим способом построения перспектив будущей жизни. Основные принципы культурного восприятия, человек получает еще в дошкольном возрасте. Обычные банальные истины, понятия, «хорошо» и «плохо», ребенок получает в своей семье, до начала обучения в школе. Даже не умея читать и писать, он получает установки о «красивом» и «некрасивом», «хорошем» и «плохом», от своей семьи, а также телевизора, радио, ну и очень часто, интернета. Со временем, роль журналистики в жизни и становлении человека как личности, только растет. Культуроформирующие функции зависят от ряда факторов. Один из них, это способность выполнять свои функции, при учете воздействия более «высоких» систем. Так и происходит между журналистикой и аудиторией. Условия между ними равны, как мы упоминали выше: «субъект – субъектные» отношения. И функции влияют не на более низкую систему, а на систему, примерно того же порядка. Вместе они являются подсистемой другой системы, которая стоит выше  и в которую входит государство. То есть взаимодействие аудитории и журналиста определяется самим обществом. Результатом данной концепции можно назвать сам процесс превращения возможностей журналистики и культуры в реальные действия. Если журналистскую статью представить в виде символов функций, то можем получить матрицу, состоящую из функций, которые реализуют культуроформирующие функции. И в каждом таком тексте, есть элементы из центрального, внешнего и среднего уровня функциональной матрицы.

Это исходит из того, что в реалиях современного мира, очень часто случается так, что СМИ являются чуть ли не единственным источником информации о культуре. Нужно понимать, что журналист, в сфере культуры, должен уметь находить что-то интересное и новое каждый день. И с развитием информационных технологий, должен развиваться и сам журналист. Вместе с высокой скоростью и оперативностью подачи информации, пришла возможность делать ее еще качественнее. И с каждым днем, возможности только возрастают. То есть, в наших силах сделать тему культуры, более массовой. От того, что творения художников, режиссеров, музыкантов будут показаны в СМИ, они не станут хуже и не потеряют своей культурной ценности. Например, музыка группы «Дос- Мукасан», не становилась хуже от ротаций на радио.

Автор статьи - Дария Мади Фотографии: upload.wikimedia.org
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также