Старинные музыкальные инструменты казахов

24.11.2017

Прародитель кобыза и домбры - шертер 

Особое место среди музыкальных инструментов казахского народа занимает шертер, который чаще использовали для сопровождения песен, сказаний и легенд. Шертер похож на домбру, но более короткий, по сравнению с ней. При этом отличается мощным звучанием. Был широко распространен в раннем средневековье.

Его также называют прародителем кобыза и домбры, так как благодаря своей конструкции позволяет использовать щипковую технику и смычок.  Раньше шертер делали так же, как кобыз, обтягивая кожей цельный кусок дерева изогнутой формы.  На короткий гриф  натягивали струны из конского волоса. Ладов не было, как и на большинстве аналогичных инструментов. Как гласит поверье, изготовление шертера из цельного куска дерева не случайно, и связано с тем, что только в таком инструменте сохранится душа дерева, которая будет в нем звучать.

Как правило,  шертер имел один колок, через который и проводили две струны. При этом одну струну крепили к головке инструмента, а вторую прямо к колку. Чтобы сыграть произведение, нужно было первую струну натягивать рукой, а вторую подстраивать по высоте звука натянутой. Благодаря резонансу кожаной деки, шертер звучит мягче, обеспечивая бархатный тембр. По мнению знатоков, это свойственно всей казахской инструментальной музыке.

Согласно преданиям, именно на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук летели птицы и садились рядом с музыкантами.  К сожалению, многие оригинальные произведения, написанные специально для игры на шертере, были утеряны в советские времена из-за разрыва преемственности.  Традиция игры на шертере, широко развитая до революции в Семипалатинской области, была забыта из-за официальной советской идеологии.

В результате сохранились лишь два народных кюя –  «Ой-толгау» и «Сал-курен», нотированные исследователем и исполнительницей Замзагуль Измуратовой. Остальные произведения, которые сегодня играют на шертере, являются лишь переложениями домбровых кюев.

Шертер  был возрожден сравнительно недавно, после обнаружения его при раскопках древнего города Отрара известным музыковедом Болатом Сарабаевым. В наше время он претерпел изменения. В частности, на грифе появились лады, иным стало его строение. Сделав его похожим на домбру, шертер стали использовать коллективы казахских фольклорно-этнографических коллективов – «Отрар сазы», «Жетыген», «Сазген» и другие.

Автор статьи - Марат Алашбаев
Материал опубликован с согласием автора
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также