Как развивалась музыкальная и культурная жизнь Казахстана в военные годы

28.11.2017

В 40-ые годы, несмотря на трудности, которые возникали в результате продолжительной войны, музыкальная и культурная жизнь советских стран не потеряла своей актуальности. В том числе и Казахстане, точнее в Алма-Ате, находились ряд ведущих театров и музыкальных коллективов. По материалам культурологов и искусствоведов, известно, что здесь работали Московская и Ленинградская студии художественных фильмов.

Открытые концерты, регулярно устраиваемые артистами обеих киностудий, консультации выдающихся советских кинорежиссеров были прекрасной школой для молодого казахского кинематографа. Для балетной труппы театра им. Абая подобную же роль играл личный контакт с виднейшей балериной современности Галиной Улановой.

В Алма-Ате работал Киевский театр оперетты, в репертуаре которого было значительное количество спектаклей зарубежных и советских авторов; здесь концертировали пианисты Э. Гилельс, Р. Тамаркина, Г. Гинзбург, певица Л. Александровская, мастера эстрадного жанра. Симфонический оркестр оперного театра под управлением дирижеров В. Пирадова и Л. Шаргородского регулярно давал концерты, которые всегда проходили в переполненных залах. Кроме русской и западной классики и лучших произведений советских композиторов, в программы включались произведения композиторов Казахстана. Важное значение имели в этот период декады музыки республик Средней Азии и Казахстана, проводившиеся во Фрунзе и в Ташкенте. В свое время на этих декадах особо отличились Казахский оркестр народных инструментов им. Курмангазы под управлением Ахмета Жубанова и народные артистка Куляш Байсеитова. Она исполнила отрывок из оперы «Абай» вместе с Ришатом Абдуллиным и Анваром Умбетбаевым.

Также здесь же исполнялись ташкентским симфоническим оркестраом под управлением В.Пирадова симфония-сюита «Сарыарка» Е. Брусиловского, симфоническая увертюра «Кобланды» Мукана Тулебаева.

Особым успехом пользовалась Дина Нурпеисова. О ее выступлении музыковед А. Островский писал:

«Ничто из показанного в дни декады блестящего созвездия народных талантов не может идти в сравнение с искусством 80-летней домбристки Казахстана, замечательной ученицы знаменитого Курмангазы. Воздействие ее импровизации неотразимо, завораживающе. Виртуозное мастерство, достигнутое ею на домбре, фантастично. Какие только приемы не применяет эта чудесная исполнительница, какие только тембры не извлекает она из этого старинного инструмента! Домбра не прижата неподвижно к телу, а взлетает вместе с руками, вздрагивает одновременно с переборами изумительных пальцев. Большой зал ташкентского оперного театра был заполнен звуками столь, казалось бы, интимного инструмента: вот сила изумительного дарования Дины, проникшего в самые тайники домбры и заставившего ее звучать с такой выразительностью». 

Ташкентская декада убедительно показала большие достижения казахских композиторов и исполнителей. С успехом выступали в годы войны оркестр народных инструментов им. Курмангазы и ансамбли песни и пляски народов СССР, возглавляемые народными артистками республики Шарой и Жамал Омаровой. Эти коллективы и артисты оперного театра показывали свое искусство и на фронтах Отечественной войны, и в тылу.

Союз композиторов Казахстана (организованный в 1939 г.) осенью 1941 г. принял в свои ряды несколько молодых музыкантов из числа учащихся казахской оперной студии Московской консерватории. Большинство из них вскоре отправилось на фронт.

Интенсивно развивалась в годы войны казахская симфоническая музыка. Е. Брусиловский в 1942 г. закончил симфонию-сюиту под названием «Сарыарка» («Золотая степь»). Первая часть рассказывает о тяжёлом прошлом казахов. Она выстроена по теме казахского народного кюя «Аксак кулан» («Хромой кулан») - легенды Жоши, погибшем во время охоты на диких лошадей - куланов по домбристе, сообщившем владыке о смерти любимого сына исполнением этой инструментальной былины.

В основу второй части взят полный веселья и задора кюй Курмангазы «Балбраун», посвященный народному празднику. Включенная в третью часть тема грустной народной песни «Актолгай» рисует красоту необозримой степи. Финал произведения проникнут жизнеутверждающим настроением, верой в победу правого дела советских людей над фашизмом. Несмотря на использование разнохарактерных образцов народного песенно-инструментального творчества, которое оставляет ощущение конструктивной раздробленности, симфония-сюита в целом — произведение сильное и впечатляющее.

Симфонические поэмы «Жалгыз кайын» Е. Брусиловского и «Абай» А. Жубапова, написанные по мотивам песен Абая, рисуют душевный мир поэта и его борьбу с косностью, с темными силами, сковывавшими развитие казахского народа в прошлом. В. Великанов, связавший с середины 30-х годов свою творческую судьбу с Казахстаном, мастерски воплотил образы поэзии великого Джамбула в крупном вокально-симфоническом сочинении — поэме «Ленинградцы — дети мои».

Необходимо упомянуть также о двух фортепианных трио старейшего композитора Казахстана С. Шабельского, сюите на казахские темы для струнного квартета Е. Брусиловского, казахских и таджикских танцах для фортепиано А. Жубанова. Многие казахские композиторы — Р. Елебаев, С. Кушекбаев, М. Жаппасбаев, Г. Матов и др. по зову Родины сменили перо на оружие. Среди их сочинений выделяется «Жас казах» («Молодой казах») — песня-реквием Р. Елебаева, посвященная Герою Советского Союза Т. Тохтарову, погибшему под Москвой в декабре 1941 г. Р. Елебаев — воспитанник казахской студии Московской консерватории — в первые же дни войны пошел добровольцем на фронт и погиб осенью 1944 г.

В те годы военная тематика отражалась практически во всех произведения казахстанских композиторов и песенников. Назовем, например, песню-марш «Сок, барабан» М. Тулебаева, напористую «Серт» А. Жубанова, лирические «Тос мени, тос» М. Тулебаева и «Майданная хат» А. Жубанова, суровую «Майдан жыры» Б. Ерзаковича, песню о Герое Советского Союза М. Габдуллине Л. Хамили. «Партизанскую» А. Гуревича (слова В. Лебедева-Кумача).

Не отставали от композиторов-профессионалов и народные музыканты. К. Азербаев создал мужественную песню «Біздің отан жеңеді» («Наша Родина победит»). Интересна форма песни «Отан Ушин» - («За Родину»), сочиненной К. Бабаковым в виде диалога между женой и мужем:

Муж: «Жена, дорогая, мой душевный друг,

Прощай, будь здорова.

За народ, за Родину отправился я в путь».

Жена: «Мой любимый, мой супруг, и ты будь здоров.

Знак клятвы — наше рукопожатие.

Будь батыром могучим, всепобеждающим...».

Ученица Курмангазы, старейший народный композитор Дина Нурпеисова сочинила кюй под названием «Ана бурыги» («Наказ матери»), который был любимым произведением домбристов-фронтовиков. Писали произведения на казахские темы и композиторы, временно проживавшие в Алма-Ате. Так, Ю. Бирюков написал «Рапсодию на казахские темы» для фортепиано, С. Туликов обработал для фортепиано казахские кюи «Кыз-Акжелен» («Девичий Акжелен»), «Камбар» (имя батыра») и «Жез киик» («Медная сайга»).

Переломным моментом в развитии казахского оперного искусства было появление оперы «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди в 1944 году — первой казахской оперы, написанной национальными композиторами. Первые казахские оперы — «Кыз-Жыбек», «Жалбыр», «Ер-Таргын»—были полностью построены на народных песнях и кюях, что способствовало яркости и доступности их музыки.

Образ Абая, великого поэта-просветителя, выразившего самые прогрессивные идейные устремления своего времени, вызвал к жизни ряд талантливых произведений в области литературы, кино, музыки. Назовем трагедию «Абай» М. Ауэзова и Л. Соболева, кинофильм «Песни Абая» Г. Рошаля, ряд песен и романсов на стихи Абая, написанных композиторами Казахстана и, наконец, трехтомную эпопею М. Ауэзова «Путь Абая», удостоенную в 1959 г. Ленинской премии. М. Ауэзов стал и автором либретто оперы «Абай».

В годы войны казахская музыка сделала значительный скачок в свое развитии. Был выпущен сборник статей «Музыкальное искусство Казахстана». В конце 1942 г. вышла книга А. Жубанова «Казахские народные композиторы XIX и начала XX века», где впервые было рассказано о жизни и деятельности большой группы певцов и музыкантов. Книга и по сей день не потеряла свою научную ценность. Положительно сказалось на росте казахского музыковедения пребывание в Алма-Ате музыковеда Алексеева. Его статья о домбровой музыке (опубликованная в послевоенные годы на страницах журнала «Советская музыка») осветила ряд неизвестных сторон казахского инструментализма. Огромную помощь в работе над книгой оказал А. Жубанову профессор А.Беляев. Некоторые авторитетные музыковеды регулярно выступали на страницах республиканской печати со статьями о казахской музыке и музыкальной жизни, читали лекции среди населения.

Значительным научным событием была организация в Алма-Ате сектора искусствоведения при Президиуме Филиала Академии наук СССР. Сектор, объединивший отделы музыкального, театрального и изобразительного искусства, за короткий срок превратился в основную ячейку искусствоведения и стал сплачивать республиканские научные кадры.

Открытие консерватории в Алма-Ате летом 1944 г. обеспечило воспитание высококвалифицированных музыкантов в республике. Первоначальному укомплектованию педагогического состава во многом помогли опытные специалисты, временно находившиеся в Алма-Ате. В последующие годы из стен этой консерватории вышли композиторы, исполнители, музыковеды коренных национальностей, ныне известные далеко за пределами страны.

Автор статьи - Асыл Айдар
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также