Мгновения, мгновения, мгновения…

29.09.2017

Казахстанская школьница Ульяна Пырлик стала победительницей всемирного фотоконкурса «Я живу морем». Ее работы признаны лучшими в двух номинациях. 

В июне 2017 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке прошла заключительная фотовыставка, на которой были представлены 30 лучших работ участников всемирного конкурса «Я живу морем». В нем приняли участие желающие в возрасте до 18 лет. Всего организаторы получили 136 заявок из 20 стран мира. Помимо фотографии, участники должны были отправить на конкурс и соответствующее ей описание региона, особенность места, объяснение изображенной экологической и социальной проблемы. Корреспонденту El.kz удалось встретиться с победительницей фотоконкурса в Экибастузе и узнать, где и при каких обстоятельствах Ульяна сделала эти удачные снимки.

Как выяснилось, завоевавшая победу в двух номинациях школьница – дочь известного в Казахстане путешественника, совершившего немало научно-географических и этнографических экспедиций Анатолия Пырлик. Кстати, любовь к фотографии у Ульяны от отца.

- Я занимаюсь фотографией всю свою сознательную жизнь, - рассказывает Анатолий Пырлик. Когда мне было 10 лет, родители подарили мне мой первый фотоаппарат «Смена-8». Еще была черно-белая фотография, проявители, закрепители. С тех пор я и увлекаюсь фотографией на любительском уровне. Нигде не публиковал свои снимки. Фотографирую исключительно для себя. О правилах и приемах качественной съемки я узнавал, откуда мог. Сам находил обучающую литературу и применял ее на практике. Дома в темноте проявлял пленки, как это раньше все делали. При красном свете, это было так таинственно, загадочно, было интересно, что же в итоге получится.

Позже по городу у нас были мини-лаборатории. Проявляли пленку и распечатывали фотографии прямо там. Они были уже цветные. В свое время это было достаточно прибыльное дело. Но я никогда не занимался этим в коммерческих целях. Есть фотографы-ремесленники, а есть фотографы-художники. Так вот я отношу себя к последним. Для ремесленника важен быстрый результат и прибыль. Он ставит это дело на поток и качеством не особо озадачен. Меня больше интересует творческий процесс, а для этого нужно время.

У меня был и Polaroid, который делал моментальные фото. Со временем появились цифровые технологии. Приобретение первого цифрового фотоаппарата для меня было большим событием. Это было здорово! Это было дорого, но очень интересно. Я продолжил заниматься фотографией. И стал осваивать эти новые технологии. Это был совершенно новый уровень. Тут и Photoshop появился. Можно было корректировать цвет, свет, все то, чего не удавалось сделать во время съемки достаточно легко можно было исправить при помощи компьютера дома. Ну а когда у меня в семье родилась дочь, я фотографировал все интересные моменты из ее жизни:  как она росла, делала первые шаги, как пошла в первый класс.

Участвуя в этом процессе ребенок стал проявлять интерес к моему увлечению. Примерно в возрасте 7 лет Ульяна стала уже сама брать фотоаппарат и что-то там фотографировать. Сначала родителей, друзей. Видя ее стремление и неугасающий интерес, я купил ей хороший зеркальный фотоаппарат Canon.

И когда дочь немного подросла, примерно в возрасте 10 лет я уже начал преподавать ей технику фотографии, теорию, основы цветопередачи, приемы съемки цифровым фотоаппаратом, стал объяснять, что такое экспозиция, выдержка диафрагма, чувствительность пленки, художественная выразительность снимка, что такое освещение, портретная съемка, пейзажная, предметная, съемка животных, натюрморт. То есть все термины, которые мне приходилось изучать самостоятельно. Ульяна очень быстро стала это все понимать, она была прилежной ученицей и достаточно серьезно отнеслась ко всему, что я пытался донести до нее. 

Сегодня мы уже работаем вместе. Конечно, на любительском уровне. Во время учебного процесса редко выдается свободное время, поэтому не получается уделять внимание фотографии столько, сколько хотелось бы. Но мы не упускаем возможности при каждом удобном случае заниматься любимым делом и пытаемся совмещать учебу в школе и занятие фотографией. К примеру, во время подготовки научного проекта «Увеличение численности насекомоядных птиц» Ульяна сделала большое количество очень красивых кадров. Для проекта мы сделали несколько скворечников. Проект продолжался в течение пяти лет. Нашим консультантом был главный орнитолог Казахстана Анатолий Ковшарь. С ним мы наладили переписку, он рецензировал наши работы. С этим проектом Ульяна занимала везде первые места, в том числе, благодаря замечательным снимкам. На этих фотографиях отражены моменты, которых порой приходилось ожидать часами. Некоторые было очень сложно поймать, и при этом красиво запечатлеть. Эти фотоотчеты сыграли немаловажную роль в работе.

У нас до сих пор на балконе висят искусственные гнездовья и кормушка, специально изготовленные для  этого проекта.Тогда  в  трех синичниках мы вывели около 30 птенцов. Нам удалось привлечь синиц к тому, что они начали   гнездиться около источника подкормки – нашей кормушки. А в этом году синицы дважды заселились в наши гнездовья и вывели еще 13 птенцов.

Кроме того, мы с Ульяной старались использовать для фотографии любую свободную минутку при выезде на отдых, к морю, в Баянаул. Здесь в Экибастузе стало многое меняться, начали появляться новые здания, игровые площадки, интересные малые формы. Мы за всем этим следили и фотографировали в разных вариантах, пытались отобразить историю города, его изменения. Нам удалось запечатлеть много интересного из истории нашего города.

- Ваша работа как-то связана с Вашим увлечением?

- Нет. Я сам работал на разрезе «Богатырь». Но иногда удавалось и туда фотоаппарат брать. Там очень много всего интересного: это и гигантские экскаваторы, и пласты угля, его добыча. Хотелось запечатлеть как это все происходит. На «Богатыре» я отработал 17 лет специалистом по наладке электрооборудования. Сейчас мне уже 65 лет и я на пенсии.

Я занимался оргтехникой, был одним из первых в городе, кто занимался ремонтом копировальных аппаратов нашего отечественного производства, а затем и ротапринтов немецкого. Потом, когда пошли цифровые технологии, я стал разбираться в японских аппаратах. Наравне с фотографией меня увлекла и ксерография. Неоднократно я ездил на обучающие курсы по новым технологиям в ксерографии.  Они тесно перекликаются с принципами получения фотографических изображений и очень связаны друг с другом. Интересен был сам процесс освоения всего нового в этой сфере. При этом, немаловажно было уметь ремонтировать копировальные аппараты, принтеры, фотоаппараты, знать, как они устроены.

-  А сейчас на пенсии чем Вы занимаетесь? 

- Еще до пенсии я увлекся велотуризмом экстремальным. Вместе со своими единомышленниками мы установили два мировых достижения побывали на Байкале, прошли по льду 650 километров и установили флаг над его самым глубоким местом. В этой точке глубина его составляет 1642 метра. Там еще никто никогда не был.

Кроме того, мы совершили российско-казахстанскую экспедицию на семипалатинский ядерный полигон и установили географический центр Евразии там, где он на самом деле находится. Он расположен не в местечке Жидебай Абайского района Восточно-Казахстанской области, где находится мавзолей Абая. Как выяснилось постамент-пирамида  там установлен для того, чтобы привлечь внимание туристов и является символическим. А сам центр Евразии находится в горах Делегена в 40 километрах от Семипалатинска. Мы также совершили туда экспедицию и доказали, что центр Евразии находится именно там. Об этом нашем достижении ни раз писали в СМИ.

- Откуда Вы узнали о проведении конкурса?

- Павлодарский дом географии открыл свой филиал у нас в городе. Он располагается в 35 школе. Как раз где учится моя дочь. Ну и раз я являюсь членом Павлодарского географического общества, Ульяна тоже туда вступила. В этом обществе мы все общаемся, переписываемся, в том числе и с руководителем Александром Вервекиным. Он нам и прислал информацию о проведении конкурса. Организовали его поляки. Нам скинули многократную копию, на которой и адрес было плохо видно, и вообще не очень читаемый текст. Мы сначала не обратили внимания на это письмо в электронной почте, а потом Ульяна заинтересовалась.

- Мы подумали, что у нас есть фотографии, которые могли бы принять участие в этом конкурсе и они очень подходят по тематике, - вспоминает Ульяна Пырлик. В архиве фотографа всегда есть множество интересных снимков, которые ждут своего часа. Они могут стать актуальными даже спустя годы. Главное вспомнить о них в нужный момент. 

- Архив фотографий у нас очень большой, - продолжил Анатолий Филиппович. Выбрать из него всего одну фотографию было достаточно сложно. Мы выбрали две. Но по условиям конкурса можно было предоставить только одну работу. Поэтому вторую фотографию мы отправили от имени сестры Ульяны Яны Китовой. Получилось, это ее псевдоним. Но автором этих фотографий на самом деле является Ульяна. Тема конкурса «Я живу морем». Не на море, а именно морем. 

- Да, мы все живем морем, - пояснила координатор проекта. Не важно. как близко к нему: на берегу или далеко в горах. Мы все же имеем огромное влияние на него. Решать нам: способны ли мы иметь положительное отношение к морю или неблагоприятно влиять на него. Мы верим, что обучение людей важности и красоте морской среды является ключом к созданию положительного влияния на море. 

Наш проект основан на предыдущем опыте – конкурса из 3 туров для молодых учащихся из Польши под тем же названием "I live by the sea". Как и ранее, цель нашей организации – распространять и обмениваться (делиться) знаниями о разновидностях морской среды.  Благодаря участию, мы сумели привлечь молодежь различной природы и культуры для того чтобы просмотреть вопросы о проблемах морской среды. 
Рада сообщить, что мы получили 136 заявок из 20 стран мира. Все работы великолепны и наполнены интересной информацией.   Истории так же хороши, как и красивые фотографии. Все работы были рассмотрены группой международных судей.

В описании к своей работе Ульяна написала «Море - часть природы, а значит и души человека. Оно такое же бесконечное и глубокое. Многие наслаждаются красотой моря, отдыхая душой. Его волны уносят все заботы и печали, наполняя человека необыкновенной энергией и бодростью. Отдыхая на море, все кажется незначительным по сравнению с его величием. Море никогда не бывает однообразным, неинтересным. Оно таинственно, необъятно. На закате море особенно чудно. Тихо и спокойно.  Именно в эти минуты возникает ощущение умиротворенности и покоя. Сколько бы ни приходилось смотреть на море, оно никогда не надоедает». 

На создание текста, как поделилась школьница, у нее ушло немало времени, как и на то, чтобы придумать название фотографии.

- О море, конечно, можно много чего сказать, говорит Ульяна. - Но для меня важно было именно попасть в цель словом, затронуть самые важные моменты, передать суть без лишних речевых оборотов как можно проще и понятнее, - рассказала Ульяна. На одной из конкурсных фотографий изображен портрет рыбака. Это настоящий рыбак, который сам живет в том же районе, где я его сфотографировала. Именно в его глазах, в его портрете мы увидели искринки радости, доброта в глазах, сами руки уже натружены, одежда у него соответствующая, простая. Это не постановочный кадр. Это натуральный живой персонаж, это отражение его жизни. Ну и естественно удочки его, снасти дополняют образ. 

Мы встретили его, когда ехали на велосипедах по набережной с папой, совершали прогулку. Море дало отлив, берег оголился. И этот человек ходил внизу на расстоянии около 4 метров, он собирал рыбу, помогал ей вернуться в море. Ловить в этот момент рыбу он не мог, так как был отлив. Но он заботился о море, потому что оно его кормит. Он и есть труженик моря. И когда рыбак стал подниматься вверх по лестнице, мы его остановили и попросили сфотографировать. Одет он был очень интересно. Турецкие штаны, рубашка. Очень колоритный образ. Я сделала три снимка. Один, когда он поднимался по лестнице, второй – портрет, который  и отправила на конкурс, а третий кадр был сделан, когда рыбак уже уходил  от нас своей нелегкой походкой, по которой было видно, что он устал, что трудился на жаре очень долго. Еще интересно, что на пакете у рыбака видна надпись «Алания». Тут уже не утаишь, где это снято, - смеется Ульяна.

На фото он не улыбается, но по лицу видно, что человек добрый, что он простой, добродушный, с седой  пышной бородой  и в кепочке набок. А сзади волны, видно отлив, оголенный берег.

Вторая фотография была сделана вечером на закате. На ней я решила отразить всю духовность моря. Мы задержались на пляже, когда купались, а, уходя, стали искать красивые ракурсы природы. Обычно говорят про лунную дорожку, а тут мы увидели отраженные в воде лучи заходящего солнца идущие прямо к человеку, сидящему на берегу. Силуэт человека отражался в воде. Увидев его, мы думали, что сейчас он встанет и уйдет. Но это оказалось не так –человек долго сидел там именно в такой позе, как изображено на фото.

Море в тот вечер было очень спокойное. Человек на берегу скорее всего о чем-то думал, или отдыхал, а может даже медитировал. Мы не стали его отвлекать. Ходили вокруг и искали красивые планы и ракурсы, чтобы передать все настроение увиденного. Мне удалось сделать много кадров. Но наилучшим мне показался именно этот. На нем видно только контур человека, море и солнце на закате. Впоследствии, после многих обсуждаемых вариантов заголовка, нами было выбрано название   «Наедине с вечностью» для этого снимка. Судя по тому, что фотография победила в номинации, нам удалось попасть в точку с названием и описанием. При печати этой фотографии есть немного цветокоррекции. К портрету же рыбака не применялось никакой обработки.

- При отправке работ на конкурс у нас возникли некоторые трудности, - вспоминает Анатолий Пырлик. – Адрес, полученный нами, был указан неверно, или у нас просто плохо было его видно. Мы несколько раз пробовали отправить заявку на конкурс - письма все время возвращались. Но мы не оставили эту затею, а обратились в  посольство и оттуда нам уже прислали точный электронный адрес. По результатам конкурса из 136 фоторабот, присланных из 20 стран мира, были отобраны 15 лучших в каждой из двух номинаций. И получилось так, что жури признало победителем обе работы Ульяны как в номинации лучшее фото так и в номинации лучшее описание к фото.

- Все документы из посольства - почетные грамоты/сертификаты прислали завучу школы-гимназии № 35. - Это ежегодный конкурс. В этом году открытие выставки состоялось 6 июня. О результатах стало известно чуть позже. Большинство участников были из США, но не мало фотографов из стран СНГ. 

- Папа фотографировал меня с самого раннего детства. Мне это нравилось и постепенно я тоже втянулась в этот процесс, - говорит Ульяна. – Первый фотоаппарат, на который я начала снимать, был простой Nikon-цифровая " мыльница". Его подарил мне папа на день рождения. Он был хоть и не профессиональный, но цифровой. С пленочными фотоаппаратами мне не довелось поработать. С настройками тогда еще я не работала. Просто искала красивые моменты и нажимала на кнопку. У меня что-то получалось. Дальше  стала повышать свой уровень и перешла на профессиональные фотоаппараты. Оттачивала я свое мастерство  при съемке людей на школьных мероприятиях,  а также при съемке птиц и животных. Пробовала себя в портретной и пейзажной фотографии.  Мне нравится отражать в своих снимках как настроение людей, так и самобытность природы, ее величие и красоту. Людей бывает сложно уговорить фотографироваться, они уходят, закрывают лицо и иногда даже злятся. Но если они соглашаются, то, конечно, эти снимки получаются очень интересными.

- Ульяна, ты связываешь свое будущее с фотографией?

- Да, я мечтаю путешествовать по миру и фотографировать необычные места, явления природы, интересных людей, возможно, даже организовывать свои выставки. Когда смотришь работы известных фотографов, а иногда это и целые серии снимков,  от этого очень вдохновляешься.  Процесс создания снимка очень интересен, начиная с того, как выставить и настроить оборудование и заканчивая тем, что в конечном итоге видишь на мониторе. Это только кажется, что все просто. На самом деле передать все то, что мы видим в реальной жизни, на одном снимке -  очень трудоемкая работа, требующая творческого подхода. Иногда ради одного удачного кадра приходится делать десятки, а то и сотни снимков с разных ракурсов и с различным освещением, терпеливо ожидая нужного времени суток -  раннее утро, солнечный или пасмурный день с дождем или без. Вечерние лучи солнца особенно нежны и создают длинные, порой очень загадочные тени. Важно правильно выстроить сюжетную линию снимка. Далеко не все можно исправить с помощью программы Photoshop. И в этом деле- творчестве фотографа, нет предела совершенству, всегда есть к чему стремиться. Даже при том, что сейчас у каждого есть цифровой фотоаппарат или смартфон с хорошей камерой, интересные,  а тем более хорошие профессиональные снимки сделать удается далеко не всегда и это каждый раз новый  поиск и муки творчества!

Фотография - Анатолий Пырлик и Ульяна Пырлик Автор статьи - Анастасия Дзюбак
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал El.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».

Читайте также