Гулназим Омирзак: за художника говорят его картины

17.04.2017

Молодая и талантливая героиня нашего интервью Гулназим Омирзак является членом Союза художников РК и лауреатом государственной премии “Дарын”. 
Гулназим успешно занимается искусством вышивки с 15 лет. Уже тогда ее работы неоднократно отмечались на конкурсах детского творчества. Среди них, внесение ее имени в международную серию альбомов ЮНЕСКО «Рисуют дети: Казахстан». Она рано определилась со своим призванием.

(Интервью с Гулназим Омирзак на казахском языке)

Серьезному осмыслению и выбору собственного творческого пути во многом способствовала атмосфера в семье, где из поколения в поколение бережно сохраняется принцип преемственности искусства. Семья Гулназим сохранила редкое в наши дни искусство вышивания біз кесте, которое досталось им от предков. 

В качестве основного ремесла, Гулназим выбрала сложную и весьма трудоемкую по исполнению технологию традиционной казахской вышивки, практически забытую в Казахстане. Следует отдать должное молодому автору, в творчестве которого уделяется особое внимание исследованию и возрождению важного и значимого вида казахского искусства с привнесением в него собственных новаторских приемов.

Искусство – это продолжение моей сущности

- Мои родители- художники. С самых ранних лет я росла в такой творческой среде, когда родители все время рисовали, занимались художественным искусством. Поэтому я никогда не воспринимала свою профессию как работу, это даже и не было выбором. Искусство – это продолжение моей сущности, то, что всегда было частью моей жизни. 

С детства я увлекалась живописью. По истечению некоторого времени, уже в осознанном возрасте меня очень заинтересовала тема нашей казахской национальной культуры, ее традиции и обычаи. Точнее наше традиционное декоративно-прикладное искусство.

Среди них тамбурный шов (біз кесте), чем промышляли моя мама, сестры и тети в ауле. Освоила я национальный тамбурный шов благодаря им. Однако, мало кто знает, что это весьма трудоемкое ремесло существует у казахов издавна, и передается оно из поколения в поколение. Было огромное желание возродить это искусство в картинах и показать всю красоту казахской культуры и образа жизни с помощью такой необычной вышивки.

Преемственность искусства в семье

- Тамбурный шов – это очень красивый и увлекательный, но вместе с тем и трудоемкий и объемный процесс, который требует не мало времени и терпения. Так, как такие картины вышиваются крючком, швы бывают очень частыми, тем они бывают и интересны. Будучи творческой личностью, я постоянно была заинтересована и увлечена процессом тамбурной вышивки, что смогла достаточно быстро освоить это ремесло.  Не могу сказать, что у меня были какие-то трудности с этим. 

Сейчас я иду по творческому пути благодаря ориентирам, которые нам с сестрой дали наши родители. В нашей семье есть принцип преемственности искусства. 

Новая школа возрождения казахских национальных узоров и орнаментов

- Например, мой отец Рыстан Умирзак получил образование в Художественной академии в Германии. В настоящее время в Казахстане у него формируется новая школа возрождения казахских национальных узоров и орнаментов. В своих работах он превращает их в абстракцию. Родственным абстракционизму течением является кубизм. 

В Европе принято считать, что основателем кубизма является Пикассо. А это направление существует у нас уже давно. Другими словами, кубизм – это использование подчёркнутых геометризованных условных форм. Такое художественное решение использовали в настенных коврах издавна наши бабушки. Наша семья занимается возрождением и модернизацией давних национальных традиций казахского народа, поиском новых творческих композиций. У моего отца в этом направлении уже есть последователи и ученики. 

На тамбурной вышивке специализируется и моя родная сестра Айнур Умирзак, мы с ней защитили диссертацию по этой теме в Национальной академии искусства имени Т.К. Жургенова. 

Главное — не победа

- Когда участвую в различных конкурсах, я не делаю это с целями непременно выиграть, стать победителем, или же получить гран-при.  Воспринимаю их как шанс, который дает возможность быть замеченным как профессионалами, так и широкой аудиторией. А еще конкурсы мобилизуют и учат становиться лучше, чем ты был до этого.

Мой художественный почерк- это абстракция. Мне очень близка тема космоса: очень нравится импровизировать и играть с цветами, связанными с космосом.Я уже говорила, что с детства занимаюсь живописью. Поэтому, могу экспериментировать в разных направлениях: рисую маслом, иногда рисую и на шелковых тканях.

Особенно люблю изображать в своих картинах именно женские образы, пребывающих в лирическом настроении (в процессе свадьбы, при рождении детей и т.д). Но как я уже говорила выше, с тех пор как мы получили независимость, я считаю очень важным продолжить возрождение нашей национальной культуры, искусства и традиций. Поэтому, основная моя деятельность связана именно с этим.  

Источник вдохновения - казахские кюи

- Вдохновение я черпаю отовсюду. Может поэтому, у меня не бывает картин, которые не удаются.  Общение с людьми, красивые фильмы, классическая музыка и казахские кюи – вот основные составляющие моих творческих успехов. Особенно, когда слушаю кюи, я испытываю очень разные эмоции, и невероятно вдохновляюсь.  В такие моменты стараюсь сразу садиться за работу. 

Из всех стран, где мы проводили свои выставки я могу выделить именно европейцев. Они очень интересуются как нашей техникой выполнения работ, так и темой композиций. Людям очень нравится познавать историю страны, откуда мы приезжаем через наши картины. Они с удивлением отмечают позитивную энергию, которую получают в процессе знакомства с нашими творениями. 

За художника говорят его картины

- Радует, что в последнее время очень много людей интересуются нашим ремеслом. Я преподаю уроки по тамбурному вышиванию в стенах академии, также провожу мастер-классы заинтересованным людям. У меня уже есть ученики, которые занимают призовые места  на различных республиканских конкурсах.

Я думаю, что невозможно стать хорошим художником, если это не практиковать на постоянной основе. Только постоянная практика, оттачивание художественного мастерства приносят желаемый результат. Нельзя бояться, что может что-то не получиться и придаваться сомнениям - это все равно сказывается на работе. На самом деле, в нашем деле важно иметь свой неповторимый почерк, когда по одному взгляду на работу, люди могут определить автора.

Я замечаю иногда, что некоторые деятели искусства позволяют себе копировать чужие детали, фрагменты или идеи. И думаю, что это не есть хорошо. Важно помнить о том, что за художника говорят его картины. Поэтому, я желаю, чтобы каждый художник придерживался этого принципа. 

Читайте также