Бренд или качество – что привлекает казахстанского покупателя?

В Астане открылся первый универмаг казахстанских товаров

Самой большой проблемой казахстанских производителей по-прежнему остается относительно слабая реализация товаров. Несмотря на то, что государство прикладывает все усилия для популяризации отечественного продукта, устоявшиеся годами стереотипы населения вмиг поменять довольно сложно. А посему, конкурировать с иностранными аналогами казахстанским товарам по-прежнему непросто.

Между тем, 14 декабря 2015 года для отечественных производителей государство прорубило, так сказать, «окно» к местному покупателю – в Астане открылся  первый универмаг казахстанских товаров. Первая площадка, объединившая казахстанских производителей, была открыта под эгидой Союза производителей легкой промышленности.

По словам управляющей магазином Гайнии Кусаиновой, за прошедший период в магазине уже сменилось немало брендов, новые казахстанские компании приходят сюда фактически каждый месяц.

«В нашем универмаге появились больше мелких производителей, индивидуальных предпринимателей, которым мы помогаем делать первые шаги в бизнесе. Одни бизнесмены уходят, на смену им приходят другие. В среднем количество производителей в нашем универмаге держится на уровне 32-33 брендов», - рассказывает она.

Между тем, на момент открытия магазина, их было всего лишь 14. Одной из основных причин растущей популярности «Универмага.кз» в глазах казахстанских предприятий, конечно же, является бесплатная возможность продемонстрировать лучшие качества своего товара. Но что же или кто их заставляет покидать столь привлекательную с точки зрения реализации площадку?

«Как показывает опыт, этот проект интересен тем, кто делает первые шаги, ведь самое сложное для них - реализация своей продукции. «Универмаг.KZ» предоставляет им эту возможность бесплатно», - говорит Кусаинова. 

«В моей практике был случай», - продолжает она. – «Индивидуальный предприниматель, дизайнер, открыла свое дело, но потом у нее возникли проблемы с реализацией своего товара и она вынуждена была закрываться. Она зашла к нам на площадку. Прошел год, и теперь она уже открывает свою сеть и мы ей уже не нужны. Хотя бы ради такого одного такого предпринимателя, есть смысл поддерживать этот проект».

Ассортимент товаров в универмаге подкупает большим разнообразием — здесь можно приобрести как носки, галстуки, платки, так и мужские костюмы, спортивную экипировку, верхнюю одежду, детские теплые вещи и легкие женские платья. Общая площадь универмага, включая складские помещения, составляет 240 кв. метров, по мере включения в проект других казахстанских компаний магазин планируется расширить, разделив залы на мужской, женский, детский и отдел текстиля. 

Качество производимых казахстанцами товаров некогда было одним из самых болевых вопросов. По словам Кусаиновой, теперь этот стереотип – пережиток прошлого.

«Говоря о качестве, хочу подчеркнуть, что за весь прошедший период у нас был только один возврат: покупатель одел купленные в Универмаге.кз мокасины в дождь, и таким образом их испортил. В инструкции было написано, что нельзя их одевать во время дождя, тем не менее, мы ему их поменяли», - отмечает она.

Как отмечает представитель «Универмаг.кз», казахстанским производителям нужно завоевывать рынок, поэтому они не скупятся на покупку качественного сырья для своего производства. 

«И это не сильно отражается на цене – к примеру, на домашний текстиль у нас цены ниже в два раза, нежели на турецкие и российские аналоги. Люди приезжают из другого конца города, чтобы запастись ползунками, пеленками и чепчиками. Мужские костюмы у нас - от 35 тыс. тенге, это притом, что там 80 процентов - это шерсть. Аналогия стоит дороже - 70-80 тыс. тенге и выше. Пальто, выпускаемые алматинцами «Швейная фирма «Семирамида» - от 40 до 70 тыс. тенге. В той же России, выпускающей аналогичную продукцию, 90-100 тыс. тенге и выше. Наши чулки и носки ТОО «Руми-эн» выпускаются на мировом уровне. У них сырье - 100%-ный хлопок», - подчеркивает она. 

Кусаинова не исключает, что уже в ближайшем будущем магазинов с товарами исключительно казахстанского производства станет больше. Сегодня казахстанские товары представлены в трех точках Астаны, полгода назад открылся магазин в Караганде. А вот в северном и восточном Казахстане таких магазинов пока что фактически нет.

«Расширение рынка - это мечта любого производителя. Но у нас сложности с площадками. Мы ищем площадки и здесь помощь акиматов, конечно, весомая. Если есть бесхозные здания в коммунальной собственности, мы бы могли сами их отремонтировать и запустить. Но такого сейчас нет. То, что предлагается, предлагается по баснословным нереальным ценам. Такое произошло с Павлодаром, например, здания, которые нам предложили - мы их не тянем. Еще одна основная проблема - это зависимость от импортного сырья», - отметила директор «Универмаг.кз»

И если отечественные производители зависят от импортного материала, то казахстанские покупатели, по мнению Кусаиновой, испытывают психологическую зависимость от более привычных нашему глазу иностранных брендов.

«В сознании нашего человека должен произойти щелчок», - считает она. -  «Казахстанцы привыкли засилью товаров из Китая и Турции. Дошло до того, что они не обращают внимания из чего изготовлен товар. На самом деле, если подойти близко и сопоставить трикотаж и свитер, импортное сырье - оно 100%-но синтетическое. Мы же 100%-ную синтетику не выпускаем. Как минимум 30% по стандарту должно быть шерсть, натуральное сырье. Человек сам должен думать о своей безопасности. Надо привести казахстанцев к тому, что не все импортное - хорошее, и не все местное – плохое».

Наряду со специализированными магазинами большую помощь отечественным производителям оказывают специальные выставки. Все помнят, как в  2015  году при содействии Национального агентства по развитию местного содержания - NADLoC - более 50 отечественных производителей со всех регионов Казахстана получили возможность представить свои товары в Астане.

В одном из торговых центров столицы национальное агентство провело универсальную торговую ярмарку-выставку. Посетителям показали казахстанскую продукцию пищевой, легкой, фармацевтической, химической и других промышленностей. Мало кто уходил с этой ярмарки без покупок, не говоря уже о том, что производители получили широкую рекламу своей продукции. Эта выставка оказалась успешной, и стала наглядным доказательством того что среди населения отечественные товары  в спросе. Именно после этого в Астане открылся первый магазин казахстанских товаров.

Двигателем прогресса в любой торговле традиционно считается реклама. Между тем, по словам Кусаиновой, билборды и прочие виды рекламы не оправдали возложенных на них надежд. 

«Самым эффективным видом рекламы стали публикации в социальных сетях, в особенности – в Instagram», - говорит она. – «Кроме того, нас поддерживает руководство, что также является хорошей рекламой. Они - наша элита. На нее смотрят люди. На первых порах их копируют, а потом уже это входит в норму. У нас были такие покупатели, которые заходили и искали, где тут костюм, который купил Президент? Где тот джемпер, который на открытии магазина купил аким Астаны? Мы им показывали товар и они его брали. Этот пример - положительный», - рассказывает она. 

Любопытно, что с предложением разместить свой товар в «Универмаг.кз» обращались российские и узбекские производители, но их не приняли, потому что это нарушило бы концепцию по поддержке исключительно отечественных брендов.

«Самым главным условием для размещения своего товара в нашем универмаге является подтверждения факта казахстанского производства. Люди должны не только принести сертификаты о своем производстве, но и наглядно нам свои цеха для того, чтобы мы могли убедиться, что это не лжепредприятие. Также, мы обращаем внимание на оптовую цену и уровень качества», - перечисляет директор магазина.

В завершении беседы Кусаинова заверила, что большая часть ее гардероба состоит из атрибутов одежды отечественного производства.

«В течение всего прошлого года фактически 40% от своей заработной платы я тратила, покупая товары в нашем универмаге, сейчас стараюсь себя немного сдерживать. Из казахстанских товаров на мне пальто, головной убор, даже платья и колготки у меня также отечественного производства», - заявила она. 
 

Комментарий

comments powered by HyperComments

Похожие материалы

Партнёры