Формирование общественного мнения: казахстанский опыт

27.10.2016 3235
Формирование общественного мнения: казахстанский опыт

Демократические институты в социально-политических процессах Казахстана

Процесс демократизации в переходный период Казахстана имеет свои этапы и внутреннюю объективную логику. По мнению некоторых исследователей, этап посткоммунистической трансформации изменил политические и экономические структуры. Как отметил Президент РК Н.А.Назарбаев, мы отказались от политической и экономической системы, существовавшей 70 лет, так как демократия требует право на интеллектуальную собственность и свободу выражения своего мнения. Основываясь на достижениях политической мысли, дальнейшее развитие получила теория модернизации и назрела необходимость изучения политических процессов в Казахстане. «Политическая модернизация – это не только институт, который дает возможность постоянного и плодотворного роста политической системы в целях ориентирования социальных систем, но и создание канала между правительством и населением». Таким образом, удовлетворение социальных потребностей народа и укрепление его политических связей с государством – основная картина модернизации в политической сфере.

В течение всего периода независимого развития Казахстан осуществляет последовательный переход к демократической правовой государственности. За этот период в казахстанском обществе произошли большие изменения, достигнут ощутимый прогресс в демократизации общества. На этом пути Казахстан столкнулся с существенными проблемами и препятствиями. Однако, несмотря на трудности первых лет переходного периода, общий курс политических реформ остался неизменным.

Процесс становления и формирования демократии является обширным общественным явлением. Если в обществе царит разобщенность, то истинная демократия в таком обществе находит свое место с трудом. Демократия – результат народного творчества и прогрессивных действий его лидеров. Демократию нельзя навязать насильно, потому что патернализм в итоге из демократического процесса превратится в бюрократический контроль. Как показывает многолетняя практика, гарантией демократии, во-первых, является само общество. Во-вторых, демократические институты, которые сохраняют демократию в обществе. В-третьих, демократия стабилизируется с помощью политической власти, правовых инструментов, норм культуры и морали. Демократические институты нужно адаптировать к конкретным состояниям общества. Для этого, разумеется, необходимы определенные усилия. Этот процесс требует всемирно признанную демократию превратить в национальный менталитет и строить суверенитет на ее основе. Он дает также возможность сформировать институт молодежи в Республике Казахстан, контролировать процесс осуществления молодежной политики в отношениях населения и государственных органов, знать и хорошо ориентироваться в социально-экономическом положении молодежи. При этом необходимо учитывать основные принципы демократии.

Известный американский философ XX столетия Джон Дьюи, рассматривая единство демократического движения как результат «попыток избавления от зол, полученных в наследство от прежних политических институтов», представлял демократию как «постепенное продвижение вперед», каждый шаг которого, характеризующийся непредсказуемостью конечного результата, предпринимается под влиянием целого ряда разнообразных условий.

Условия, в которых Казахстан начал осуществлять политические реформы, в своем большинстве были неблагоприятны. Напомним, что вступление страны в начале 1990-х гг. на путь системных преобразований происходило в таких условиях, что даже краткое упоминание о которых дает нам представление о сложности ситуации в тот период. Страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция. Смена экономической и политической формаций привела к резкому снижению уровня жизни населения. При этом в стране отсутствовали даже зачатки рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок для осуществления политических реформ. Все это происходило на фоне усиления политизации этнического фактора, обострения межнациональных отношений. В настоящих условиях перед Казахстаном как страной, не имевшей традиций демократического развития и демократических институтов, встала задача создания государственности практически «с нуля».
При этом следует заметить, что в период с 1990-го по 1993 г. республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства. Именно в этот период были предприняты неординарные усилия для формирования пусть и далеко несовершенного, но первого поколения самостоятельных законодательных актов. Существовавшая ранее советская система государственного управления была полностью демонтирована, коммунистическая партия перестала быть «монополистом» на политическом поле страны. В Казахстане был введен пост Президента республики. Началось строительство и институционализация центральных органов государственного управления. При этом процесс государственного строительства в первую очередь включал в себя выбор между президентской и парламентской системами правления, решение проблемы разделения ветвей власти; распределение полномочий между центральными и местными уровнями власти, то есть то, что сегодня называется децентрализацией.

В 1993 г. Казахстан приступил к поиску оптимальной модели политической системы Казахстана. К этому времени был введен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, впервые в истории состоялись альтернативные выборы в Парламент. Эти изменения политической системы были законодательно закреплены в первой Конституции, принятой в январе 1993 г.Предпосылками нового казахстанского конституционного законодательства стали запросы всесторонней модернизации общества, пребывающего в начале 1990-х гг. в состоянии глубокого всестороннего кризиса. Политологи, ученые, государственные деятели Казахстана уделяют большое внимание проблеме преодоления кризиса. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, исследуя причины кризиса и пути его преодоления, ставит конкретные задачи, которые активно обсуждаются не только в нашей стране, но и за рубежом. Мы четко определили свои планы индустриализации и технологического развития экономики. Главная цель наших программ – укрепление благосостояния населения. В целях эффективного осуществления планов развития Казахстана до 2020 года формируются государственные институты. В связи с этим были определены реформы государственного сектора. Эффективность, прозрачность и принцип отчетности перед народом – через эти способы следует осуществлять административную реформу. Конституция получившего государственную независимость Казахстана как раз и была призвана сохранить преемственность — все то положительное, что достигнуто в казахстанском обществе; заложить политико-правовые регуляторы снятия возможных конфликтов при одновременном декларировании, закреплении принципов и норм, способствующих осуществлению многовекторного реформирования и последующего устойчивого развития общества и государства.

Однако с течением времени становилось очевидным, что построенная в то время система власти не справлялась с непрерывно возникающими проблемами, особенно в экономике. Кроме того, в первые годы независимости возникло противоречие между курсом исполнительной власти, представленной Президентом Казахской ССР, и законодательной властью в лице Верховного Совета. То есть государство представляло собой невиданный «гибрид» президентской республики советского типа. Это объяснялось тем, что в модели государственного устройства изначально было заложено глубинное и непреодолимое противоречие между новой, президентской формой правления, и старой системой Советов, которая генетически перенесла в новое государство все прежние недостатки. С течением времени оказалось, что именно Советы депутатов стали существенно тормозить темпы модернизации общества и государства, открыто пошли на консервацию устаревшей структуры экономики, оказались тормозом прогрессивного развития.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, представительская система Советов всех уровней в Казахстане была упразднена, а их полномочия делегированы Главе государства. То есть вся ответственность за развитие страны легла на плечи Президента Н.А.Назарбаева. Таким образом, институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института в силу объективных обстоятельств и во благо молодого независимого государства.

К 1995 г. назрела объективная необходимость серьезного усиления исполнительной власти, способной оперативно реагировать и управлять процессами экономической жизни.

30 августа 1995 г. на республиканском всенародном референдуме народ Казахстана сделал свой исторический выбор, приняв Конституцию Республики Казахстан. Таким образом, Казахстан подтвердил приверженность принятым демократическим и экономическим преобразованиям, стремление формировать и совершенствовать гражданское общество и способствовать становлению правовых основ развития нашего государства.

Отметим, что при отсутствии определенных условий общество не может стать полноценно демократическим. Одним из таких условий является усвоение и «освоение» обществом демократических ценностей. Социальные, политические, экономические, религиозные свободы граждан должны быть не только оформлены законодательно, но и реализовываться на практике, а за их соблюдением должен вестись контроль со стороны гражданского общества. Необходимым требованием является разделение властей, обеспечиваемое эффективной системой сдержек и противовесов. Базовым условием демократии выступает ответственность исполнительной власти, которая обеспечивается парламентом, независимой судебной властью, омбудсменами. Невозможно представить демократическое государство без свободных, конкурентных выборов. Защита прав культурных, этнических, конфессиональных и других меньшинств является не только необходимым атрибутом демократичных обществ, но и серьезным условием для их развития. Также важно наличие в обществе постоянных каналов выражения и представительства интересов граждан в виде партий, ассоциаций, независимых СМИ. И венчает эту пирамиду базовый принцип верховенства закона.

Сегодняшней реальностью в Казахстане стали политический плюрализм и многопартийность. Сформированы крупные, обладающие реальным влиянием, политические партии, повышена их роль в избирательном процессе. Приняты либеральные изменения в выборное законодательство. Сделан очень важный шаг в сторону децентрализации системы государственного управления. Наем чиновников в любой государственный орган осуществляется исключительно по конкурсу. Создается система «электронного Правительства», которая расширит доступность государственных услуг для граждан. Много сделано для создания независимой судебной системы. Учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Страна присоединилась к международным конвенциям по правам человека. В обществе реально обеспечены равноправные отношения между всеми этническими и конфессиональными группами населения.

Важной тенденцией в развитии социально-политической системы страны становится развитие институтов гражданского общества, возрастание роли общественных объединений и НПО. В настоящее время в республике осуществляют деятельность более пяти тысяч неправительственных организаций. Принимаются меры по законодательной поддержке деятельности НПО. В рамках Гражданского форума создается новая модель партнерских отношений между «третьим сектором» и государством. Развитие неправительственного сектора способствует повышению общественной активности граждан и усилению влияния общества на качество работы государственных органов.

Устойчивыми темпами развиваются независимые средства массовой информации. Из всех действующих СМИ в республике более 80% являются негосударственными. Казахстанская интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и составляет более 600 тысяч человек. С развитием электронных средств масс-медиа активное распространение получил Интернет. Именно эта сеть сегодня – основной источник информации. И в первую очередь это связано с лишением независимости и дискредитацией СМИ. Современные интернет-коммуникации – это практически единственная реальная сеть, способная объединить казахстанских граждан, удаленных друг от друга территориально, принадлежащих к разным социальным «полюсам», живущих разными экономическими и социальными укладами и измерениями. Массовая поддержка и массовые настроения определяются позицией электронных СМИ и Интернета.

Также позитивно характеризуется на современном этапе социальное развитие Казахстана. Существенному реформированию подвергнуты системы здравоохранения, образования и социальной защиты. В настоящее время ведется активная политика по улучшению благосостояния населения. В государственных учреждениях и организациях иной формы собственности растет заработная плата. Производится перерасчет по пенсионным выплатам в сторону увеличения, возросли доходы населения и средняя заработная плата. По размеру совокупного дохода среднестатистическая семья нашей республики находится в лучшем положении, чем в большинстве стран СНГ. Значительные достижения в экономике и социальной сфере позволяют сегодня казахстанцам с оптимизмом смотреть в будущее.В целом можно отметить, что сегодня процесс демократизации казахстанского общества имеет все необходимые рычаги конструктивного и последовательного развития.

Особенностью государственной политики Казахстана является поиск новых структур и методов дальнейшей демократизации, развития гражданского общества. Сегодня основное внимание в государстве уделяется законодательно-правовому обеспечению процесса институционализации политических преобразований, инициированных Главой государства и прорабатываемых в рамках деятельности Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Создание Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ под личным руководством Главы государства демонстрирует, что вопросам дальнейшей демократизации казахстанского общества уделяется приоритетное внимание. Расширение состава и полномочий Госкомиссии, а также повышение ее статуса представляются очевидными доказательством перехода процесса общенародного диалога на новый качественный этап. Показателем продуктивности работы данной структуры стали системная и скоординированная деятельность рабочих групп по конкретным направлениям реформирования политической системы и расширение формата участия политических партий в работе Госкомиссии.

Дальнейшее развитие демократии и модернизация политической системы являются одной из составляющих Стратегии вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, представленной Президентом в своем Послании народу Казахстана в 2015г.

Для достижения намеченной цели необходимо отталкиваться от следующих важных постулатов. Во-первых, инициируемый Главой государства пакет мер по углублению демократических реформ в политической сфере общества, а также все разрабатываемые законопроекты, прежде всего, должны исходить из положений действующей Конституции, базовые принципы которой являются фундаментом демократизации казахстанского общества.

Во-вторых, очевидно, что при дальнейшем развитии политической системы страны необходимо сбалансировать интересы государства и общества, исходя из политических реалий Казахстана, игнорирование которых может привести к провалу всех начинаемых инициатив.

При этом, учитывая не только опыт развитых демократий, но и собственные культурно-исторические традиции и национальные интересы, конечной целью всех трансформаций должно стать качественное изменение состояния казахстанского общества.

Создание и развитие гражданского общества в условиях демократии

Обретение независимости стало лишь началом длительного процесса построения суверенного, развитого экономически, стабильного и уважаемого во всем мире государства. Развитие гражданского общества является важным условием для создания демократического, светского, правового и социального государства. Общественный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем возможны при активном участии граждан во всех важных сферах жизнедеятельности общества. Доверие и уважение власти со стороны общества являются прочным фундаментом социального мира и согласия, политической стабильности и, следовательно, устойчивого развития любого государства.

Идея построения гражданского общества стала одним из приоритетных направлений государственной стратегии реформ, основу которой составляет программа демократизации, предложенная Президентом страны. Основополагающими принципами гражданского общества в Казахстане стали признание идеологического и политического многообразия, отделение государственных и общественных институтов, закрепление законом прав граждан страны на создание политических, общественных, профессиональных объединений. Построение гражданского общества напрямую зависит от  уровня развития правового государства.

Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения, основных прав и свобод человека. Руководством страны проводится последовательная политика по либерализации политической системы, предполагающая укрепление институтов гражданского общества, усиление роли политических партий в парламенте и общественной жизни, совершенствование выборного законодательства, обеспечение свободы средств массовой информации. Гражданское общество есть важнейшая составляющая правового, демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии. В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической стабильности.

Взаимосвязь становления гражданского общества и правового государства можно объяснить несколькими причинами, по которым становится понятным, почему данные процессы не могут существовать отдельно друг от друга и почему развитие и функционирование одного ведет к непосредственному изменению другого.

Во-первых, гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения, возможности в организации кампании сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.

Во-вторых, само гражданское общество нуждается в государственной поддержке, поэтому представители организаций, активно участвуют в работе ряда государственных органов.

В-третьих, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом, так как именно гражданское общество есть источник легитимности политической власти, в сложные периоды гражданское общество становится мощной силой, поддерживающей государство.

В-четвертых, специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий, поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля над его развитием.

Особенностью развития гражданского общества в Казахстане  было почти полное отсутствие его реальных основ.  Необходимо было создать условия для возникновения  и дальнейшего формирования  гражданского общества с учётом опыта других стран, а так же конкретно – исторических особенностей развития нашей страны. Сразу после провозглашения независимости был принят ряд законов о приватизации и разгосударствлении, также законы о частной собственности. Именно частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества и  делает существование гражданского общества необходимым. Введение частной собственности привело к развитию свободной рыночной экономики, реализующую права и свободы граждан в экономической сфере жизнедеятельности общества. Происшедшие события привели к возникновению в обществе  многочисленных, разнообразных интересов, удовлетворение которых было возможно только через дальнейшее развитие институтов гражданского общества. Развитие частной собственности и рыночных  отношений, сделало гражданское общество необходимым. В стране возникли многочисленные организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Экономические, политические, юридические основы формирования гражданского общества в Казахстане зафиксированы в ее Конституции. Становление гражданского общества в Казахстане вызвало в жизни новые тенденции, внесло изменения в ранее существовавшие общественные организации, привело к созданию новых организаций и объединений.

Пройденный Казахстаном путь показал успешное развитие экономических процессов и соблюдение политических прав и свобод граждан. Суть совместного развития правового государства и гражданского общества — это содействие процессу демократизации общества, укреплению гарантий индивидуальной свободы, чести и достоинства личности — человека и гражданина. Население Казахстана разнообразно по этническому составу. Здесь проживают представители более 130 национальностей. Многие национальности попали в Казахстан не по собственной воле, а в результате политических гонений и репрессий. В период сталинизма Казахстан принял полтора миллиона ссыльных политических заключенных из России и других регионов СССР. И еще около одного миллиона триста тысяч переселенцев сюда были депортированы как представители неблагонадежных народов. Все эти люди нашли понимание и поддержку казахского народа, нашли на земле Казахстана свою вторую Родину. В Казахстане твердо придерживаются принципа равенства наций, населяющих нашу страну. Для каждого казахстанца созданы все условия для полноценного национального самовыражения и предоставлены права на осуществление своих этнокультурных интересов.
Правовые гарантии и уважительное отношение ко всем употребляемым в республике языкам защищает неотъемлемое право граждан любой национальности на развитие своего языка и культуры. Около 40 % средних учебных заведений и 70 % ВУЗов республики осуществляют учебный процесс на русском языке. В местах компактного проживания малочисленных национальностей функционируют школы с уйгурским, узбекским, таджикским, украинским, немецким, польским и другими языками обучения.
Получают государственную поддержку в обучении родным языкам воскресные школы при национально-культурных объединениях. В настоящее время в 170 воскресных школах и 3 школах национального возрождения изучается 23 языка этнических групп Казахстана [70]. Получила большое развитие такая форма поддержания национальной самобытности, как национально - культурные центры, созданные во всех уголках Казахстана. Их высшая трибуна - Ассамблея народа Казахстана. Сегодня эта мощная социальная сила органично вплелась в традиционные институты гражданского общества, выражая свою позицию в палатах Парламента, политических партиях, средствах массовой информации, государственных и неправительственных организациях. Ассамблея народа Казахстана стала важным элементом политической системы Казахстана, она скрепила интересы всех этносов, обеспечила неукоснительное выполнение соблюдения прав и свобод всех граждан, независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Данный орган превратился в очень важный инструмент согласования межэтнических отношений и создания баланса в этой сфере в Казахстане. В состав Ассамблеи народа Казахстана входит 27 республиканских и региональных, более 300 областных национально - культурных объединений. Три республиканских национально- культурных центра имеют международный статус. Ассамблея взаимодействует с 16 Малыми Ассамблеями народа Казахстана, действующими в качестве консультативно-совещательных органов при главах администраций регионов, сформированных из представителей национально-культурных и общественных объединений. В деятельности Ассамблеи народов заключен большой позитивный опыт, который Казахстан внес в мировую практику решения межэтнических проблем. Основные итоги межэтнической политики в Казахстане:
• В стране создана правовая база, обеспечивающая равенство прав и свобод граждан независимо от их этнической и религиозной принадлежности. 
• Создан эффективный механизм реализации национальной политики и межнационального диалога в лице Ассамблеи народа Казахстана. 
• Сформировано поликультурное общество с общечеловеческими ценностями, духовная идентичность дополняет гражданское и политическое единство наших соотечественников.

• Достигнуто проведение сбалансированной языковой политики. Лингвистическое богатство Казахстана обогащает общеказахстанскую культуру и выступает важным фактором укрепления единства многонационального Казахстана. 

• Обеспечено межконфессиональное согласие и толерантность. 

• Демократизация казахстанского общества вызвала рост числа средств массовой информации на родных языках. В республике издаются газеты и журналы, выходят в эфир теле и радиопередачи на 11 национальных языках. Ежегодно по государственному заказу выпускаются книги на языках этнических меньшинств Казахстана с общим тиражом более 80000 экземпляров. Помимо казахских и русских театров действуют уйгурские немецкие, корейские театры. Межнациональная политика основана на принципе единства в многообразии. Гражданский мир и согласие в Казахстане - это результат кропотливой работы и государства, и всего общества.
На сегодняшний день в Казахстане действуют 2993 религиозных объединения (представляющие свыше 40 конфессий), в том числе 2563 как юридические лица и филиалы. Из общего числа религиозных объединений 1638 являются мусульманскими, 237 - православными, 949 - протестантскими, 73 -католическими, 21- иудейским и 75 - иными, в основном, нетрадиционными. На территории республики проповедуют 262 иностранных миссионера, расположено 2225 культовых сооружений. Основополагающие принципы взаимодействия государства и религии, а также взаимоотношений между различными конфессиями, определены Конституцией Республики Казахстан, которая в статье первой провозглашает нашу республику демократическим, светским, правовым и социальным государством. Законодательно утвержден принцип отделения религии от государства, в соответствии с которым:

• Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку. 
• Государство не вмешивается во внутриконфессиональную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). 
• Государство не оказывает религиозным объединениям материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки. 
• Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций. 
• Религиозные объединения не вмешиваются в дела государства, а занимаются лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 

Государство принимает на себя обязательство охранять законную деятельность религиозных объединений, оно не уклоняется от правового регулирования их статуса, занимается законодательным оформлением их деятельности, что обеспечивает определенный баланс отношений между конфессиями и властью.

В Казахстане власть способствует развитию межконфессионального диалога, созданию климата взаимопонимания и толерантности между представителями различных вероисповеданий. В этих целях Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве, Министерство культуры, информации и общественного согласия содействуют проведению круглых столов, семинаров, конференций по вопросам межконфессионального диалога и веротерпимости. Существующие разнообразные связи между государством и религией позволяют последней оказывать влияние на решения властных институтов и общественную жизнь. Религиозные деятели участвуют в работе консультативных органов при Президенте страны (Ассамблея народа Казахстана) и областных акимах (малые Ассамблеи).
Нужно отметить, что эти базисные принципы, определяющие юридическую основу деятельности религиозных объединений, - результат продолжительной работы, проделанной за прошедшие годы. В начале девяностых годов независимому Казахстану досталось тяжкое наследие советского воинствующего атеизма - правовая дискриминация религиозных общин, которые находились практически вне законодательного поля и были полностью подчинены регламентирующей деятельности официальной власти. В таких условиях о реальной свободе совести и вероисповедания не могло быть и речи.
В постсоветском Казахстане официальный подход к религиозным объединениям и верующим радикально изменился: впервые реально были установлены не только их обязанности, но и права, они стали полноценными субъектами социального и правового взаимодействия. В 1992 г. был принят Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», предоставивший верующим многочисленные возможности для удовлетворения религиозных потребностей. Данным законом, созданным в соответствии с международно-правовыми актами, принципами и нормами международного права, была установлена максимально либеральная политика государства на конфессиональном пространстве. В основу государственной политики в этой сфере была положена идея духовного согласия и межконфессионального сотрудничества. Примечательно, что Казахстан - одна из первых стран на пространстве СНГ, которая в сложное время глобальных противоречий сумела сделать идею духовного согласия реальной силой. Несмотря на сложности первых лет независимого существования наша республика в 1992 году стала местом проведения I Всемирного конгресса духовного согласия. С тех пор в Казахстане 18 октября отмечается как День духовного согласия.
В целом официальная политика Казахстана в сфере религии гарантирует независимость и устойчивой развитие конфессий, позволяет последователям всех религий полноценно участвовать в общественной жизни, иметь равные права. Она получила одобрение мировых духовных лидеров, в том числе Папы Иоанна Павла II и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Приверженность населения страны ценностям веротерпимости, диалога конфессий и культур, продуманная государственная политика в области религии, а также традиция объединения представителей разных религий для укрепления стабильности общества и оказания конкретной помощи во время Дней духовного согласия привели к тому, что духовное согласие в Казахстане стало не абстрактной идеей, а реальным жизненным явлением. 
Не случайно именно в столице Казахстана стало возможным принятие осенью 2003 года Декларации участниками первого съезда лидеров мировых религий, где были представлены различные течения ислама, христианства, иудаизма, буддизма и других конфессий. Политические партии Конституция Республики Казахстан гарантирует права партий и движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни». Не допускается «создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований»(статья 5, п.3). Не допускается незаконное вмешательство государства

Ұқсас материалдар